Шпаргалка по "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:09, шпаргалка

Краткое описание

1. Сущность, цели и задачи ПН в РФ. Место прокуратуры в системе государственных органов
ПН — специфический вид государственной деятельности, которая осуществляется от имени РФ специально созданными для этого органами прокуратуры.
ПН — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или ФЛ.

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 157.32 Кб (Скачать файл)

2. Отчетность о работе прокурора по осуществлению надзора за соблюдением законности в регионе отражает деятельность самой прокуратуры. В него вносятся сведения по всем отраслям прокурорского надзора. Наиболее подробно фиксируются данные по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия (о возбуждении и движении уголовных дел, поступивших в прокуратуру, о прекращении производства, законности задержания граждан, о применении ареста в качестве меры пресечения и т. д.). Многие сведения касаются участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел: поддержания государственного обвинения, опротестования приговоров, определений, постановлений, не вступивших в законную силу, результатов рассмотрения кассационных и частных протестов судами второй инстанции и т.д. Сюда же входят данные о работе по жалобам и многие другие. Отчет о работе прокуратуры за второе полугодие составляется с нарастающим итогом, что по сути является отчетом за весь календарный год.

Еще одним условием эффективности осуществления прокурорского надзора является знание прокурорами действующего законодательства. Во всех органах прокуратуры имеются кодексы, Собрание законодательства РФ, бюллетени Верховного Суда РФ, где публикуются законы, принятые Федеральным Собранием, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные нормативные акты, принимаемые представительными и исполнительными органами субъектов РФ. Законодательство систематизируется, кодифицируется по отраслям, а сами отрасли подразделяются на институты. В картотеках хранятся специальные карточки, в которых указываются нормативные акты и содержащиеся в них предписания.

Последняя группа организационных мероприятий — совершенствование профессионального мастерства. В борьбе с нарушениями законности необходимо использовать самые эффективные правовые средства, передовой опыт. Для достижения этой цели существует несколько способов.

1. Стажировка в вышестоящих органах

2. Учеба в специальных учебных заведениях.

3. Распространение вышестоящими прокурорами положи­тельного опыта передовых работников.

4. Обсуждение на оперативных совещаниях качества работы отдельных должностных лиц с последующим составлением рекомендаций.

 

18. Сочетание предметного и зонального принципа организации работы в органах прокуратуры.

Управление в органах  прокуратуры осуществляется с использованием зонального и предметного принципов. Организация работы в аппаратах  органов прокуратуры, в отделах  и управлениях по зональному принципу означает, что весь объем этой работы распределяется между штатными сотрудниками по территориальным «зонам» (группам  субъектов РФ; групп территорий органов местного самоуправления - для районных, городских прокуратур ). Конкретный состав «зон» в каждом подразделении аппаратов прокуратур определяется распоряжением соответствующего руководителя подразделения данной прокуратуры с учетом социально-экономической, демографической, криминологической и иных характеристик этих регионов, состояния законности, численности штатных сотрудников подразделения. В соответствии с предметным принципом организации работы в генеральной прокуратуре, в подразделениях прокуратур субъектов РФ в пределах их функциональной (отраслевой) компетенции выделяются приоритеты деятельности в определенных сферах правовых отношений (в сфере приватизации, экологии, налоговых, банковских и иных отношений). Предметы ведения в качестве приоритетных для проведения обобщений и принятия необходимых мер прокурорского реагирования выделяются на основе комплексных анализов, с учетом их воздействия на состояние законности и правопорядка. Определение «зон» и «предметов ведения» для прокурорских работников подразделений прокуратур оформляется приказом соответствующего прокурора.

 

19. Понятие контроля и проверки исполнения. Управление в органах прокуратуры.

Предметом контроля являются определенные факты и события, проверка исполнения намеченных мер, выяснение причин и выявление виновников обнаруженных нарушений.

Следует разграничивать понятия "контроль" и "проверка исполнения". Контроль включает всю многообразную работу организационных систем по реализации решений собственных и вышестоящих организаций, в том числе проверку исполнения решений. Проверка исполнения - это конкретный вид деятельности организационной системы, направленный на изучение и выявление отклонений в ходе выполнения конкретных решений.

Известны  три метода контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль призван  обеспечить обоснованность принимаемых  решений, исключить и предупредить от принятия неверных, малоэффективных  решений.

Назначением текущего контроля является своевременное выявление  в ходе выполнения решении отклонений, которые препятствуют их исполнению в полном объеме и в установленные  сроки.

Последующий контроль осуществляется для определения качества выполнения решений и в итоге - обоснованности решений.

Эти методы основаны на следующих  основополагающих принципах контроля: всеобщность, объективность и действенность. Они включают также организацию превентивного контроля и планирование всей проверочной работы.

Всеобщность контроля включается в праве проверки всех без изъятия  государственных и иных организаций  и предприятий. Всеобщность предполагает и систематичность контроля.

Объективность контроля основывается на независимости и высокой компетентности лиц, осуществляющих проверку.

Действенность контроля предполагает своевременное обеспечение точного  выполнения решений, заданий и поручений, умелое исправление недостатков  и устранение причин, их порождающих, активное воздействие на тех, кто  отвечает за организацию работы на том или ином участке. Важным условием действенности контроля является требование осуществлять проверки на местах, там, где решения реализуются на основе фактических результатов работы.

Под управлением  понимается многогранный, сознательный и целенаправленный процесс воздействия вышестоящих органов прокуратуры и прокуроров в соответствии с их компетенцией на подчиненных им работников в целях надлежащего выполнения задач и функций, возложенных на них Законом о прокуратуре и иным федеральным законодательством.

Роль управления в деятельности прокуратуры двоякая. Управление, с одной стороны, создает и регулирует нормальный процесс организации и осуществления прокурорского надзора, предвари­тельного следствия и иных функций прокуратуры, а с другой — призвано совершенствовать реализацию этих функций, разрабатывать и внедрять в деятельность прокуратуры рекомендации тактического и методического характера, технологию и технику обработки информации о состоянии законности и деятельности по ее укреплению, совершенствованию правового регулирования организационной структуры органов прокуратуры и их аппаратов. В этом проявляется регулирующая роль управления.

Существенное влияние  на содержание и результаты деятельности органов прокуратуры оказывают  управленческие воздействия их вышестоящих  структур на нижестоящие прокуратуры. Эти воздействия оказываются  со стороны Генеральной прокуратуры  РФ, а также прокуратур субъектов  Федерации прежде всего путем принятия нормативных актов, обязательных для исполнения всеми работниками прокурорской системы.

Не менее важное значение имеют обоснованность и актуальность управленческих воздействий, осуществляемых вышестоящими органами прокуратуры, а также поручений иных компетентных органов (Федерального Собрания, Президента РФ). К таким воздействиям относятся: конкретные задания (в частности, провести надзорные проверки, обобщить опыт работы по борьбе с определенными видами правонарушений и т.п.); информационные письма, содержащие сведения о положительном опыте работы либо недостатках в ее проведении в определенных прокуратурах и указание другим прокуратурам учесть их в своей деятельности и т.п. Цена управленческих решений в органах прокуратуры может быть высокой: такое решение либо приводит к положительным сдвигам в состоянии законности, либо влечет значительные затраты сил и средств без видимых результатов.

Важная задача управления — это выработка и корректировка  критериев оценки деятельности прокурорских работников, в том числе по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Прокурор должен нести ответственность  не за состояние преступности, являющееся результатом сложного взаимодействия многочисленных факторов социального, экономического, правового, организационного и иного характера, а за своевременность, качество и полноту принятия мер по пресечению и устранению правонарушений, требующих прокурорского вмешательства.

Задача вышестоящих  прокуратур состоит в том, чтобы  на основе анализа деятельности нижестоящих органов оказывать управляющее воздействие на выбор конкретных приоритетных направлений и рациональных средств повышения активизации и действенности мер укрепления законности. Это воздействие осуществляется путем дачи указаний, замечаний, методических рекомендаций по выполнению заданий; обсуждения хода и результатов работы на коллегии или оперативных совещаниях; составления программы стажирования и т.п. Поэтому для оценок используется соотнесение вышестоящей прокуратурой показателей, характеризующих состояние законности в регионе, с количеством надзорных проверок и их результативностью, выраженной прежде всего количественными данными (о числе внесенных протестов, представлений, постановлений; о числе лиц, привлеченных к материальной, дисциплинарной, уголовной ответственности; о количестве незаконных нормативных актов, отмененных по инициативе прокуроров), и их качеством, результативностью (своевременность рассмотрения актов соответствующими инстанциями, эффективность принятых ими мер по устранению нарушений законности и обстоятельств, им способствовавших) позволит оценить обоснованность и своевременность выбора объектов для проверок и адресатов для внесения актов прокурорского реагирования и в конечном счете — деятельность прокуратуры по укреплению законности.

Управление в органах  прокуратуры осуществляется с использованием зонального и предметного принципов.

Зональные прокуратуры  осуществляют оперативный контроль за работой нижестоящих органов, анализируют состояние законности в соответствующих профилю подразделения сферах правовых отношений. Зональные прокуроры подготавливают проекты актов прокурорского надзора, иных документов от имени соответствующего прокурора, а в пределах своей компетенции самостоятельно принимают управленческие и процессуальные решения.

В соответствии с предметным принципом организации работы в  Генеральной прокуратуре, в подразделениях прокуратур субъектов Федерации в пределах их функциональной (отраслевой) компетенции выделяются приоритетные направления деятельности в определенных сферах правовых отношений (в сфере приватизации, экологии, налоговых, банковских и иных отношений). Предметы ведения в качестве приоритетных для проведения обобщений и принятия необходимых мер прокурорского реагирования выделяются на основе комплексных анализов, с учетом их воздействия на состояние законности и правопорядка. Для вспомогательных подразделений аппаратов прокуратур, не осуществляющих непосредственно надзор за исполнением законов, в качестве предметов выделяются основные участки их деятельности (например, в подразделении кадров это могут быть вопросы подбора кадров, аттестования, повышения квалификации резерва на выдвижение и др.).

 

20. Информационно-аналитическая работа в органах прокуратуры и ее назначение. Источники информации,  используемые прокурором.

Учет и анализ деятельности прокуратуры, как и планирование, являясь обязательными организационными условиями функционирования органов прокуратуры, существенно влияют на эффективность работы прокуроров. Этим обуславливается необходимость более подробного рассмотрения порядка организации информационно-аналитической работы и планирования.

Основное внимание должно уделяться анализу состояния  законности на территории или объекте, входящих в сферу компетенции конкретной прокуратуры, так как именно истинное положение с состоянием законности и правопорядка позволяет правильно оценить результативность осуществления прокурорского надзора, определить приоритетные направления деятельности, поставить верные цели.

Под состоянием законности в данном случае подразумевается положение дел с преступностью и нарушениями законов непреступного характера. Исходя из этого информационно-аналитическая работа прокуроров включает сбор, накопление и анализ информации об исполнении законов, выявленных нарушениях, о состоянии борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики.

Информация, обычно выраженная в форме сообщений, сведений, может быть устной, печатной, аудиовизуальной, письменной или иной форме и в силу специфики предмета деятельности прокуратуры, как правило, группируется по отраслям прокурорского надзора, по направлениям деятельности. К ней предъявляются требования полноты, объективности, достоверности, своевременности и оперативности поступления в прокуратуру.

Накопление сведений и  сообщений происходит путем введения в делопроизводство определенной номенклатуры дел, в том числе с применением компьютерного учета, в которых систематизируется и хранится информация. Получают распространение различные компьютерные программы, накопительные банки информации, используются локальные компьютерные сети. В Генеральной прокуратуре РФ для обеспечения необходимой аналитической информацией образован информационно аналитический центр (на правах управления).

Для прокуроров важное значение имеет налаженность поступления информации об исполнении законов, что достигается правильной постановкой работы по сбору необходимых сведений, четким определением источников и носителей информации.

Полученная и накопленная  информация подлежит соответствующей обработке, которая в основном связана с ее анализом. Существо анализа выражается в обобщении информации и ее оценке.

В процессе аналитической  работы поступившие сведения систематизируются по территориям наибольшего распространения правонарушений, основным объектам нарушений законов; в некоторых случаях по кругу лиц, допустивших нарушения, степени распространенности нарушений. Кроме того, информация об исполнении законов анализируется в динамике (полугодие с полугодием, год с годом).

При определении и анализе  распространенности, структуры, динамики нарушений законов важно выделить, идя от частного к общему, характерные тенденции и взаимосвязи явлений, а на основе изучения фактических Данных сделать обобщающие выводы, верно отражающие состояние законности, прокурорского надзора.

Анализируя нарушения  законов, вначале желательно обобщать и оценивать те из них, которые особенно беспокоят общество, являются «болевыми точками» той или иной территории. К их числу относятся

нарушения:

-в сфере экономики;

-в области защиты прав и свобод граждан;

- в области конституционной законности (незаконность правовых актов, издаваемых органами власти субъектов Федерации, местного самоуправления, общественными объединениями);

-в сфере борьбы с преступностью.

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорский надзор"