Шпаргалки по "Прокурорскому надзору"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:29, шпаргалка

Краткое описание

Сущность П.Н. состоит в том, что;
1.П.Н. самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
2.П.Н. осуществляется от имени государства.
3.П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ.
4.П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

прокнадзор.doc

— 621.00 Кб (Скачать файл)

1. Сущность, цели и задачи пн. Место П  в системе гос органов.

Сущность  П.Н. состоит в том, что;

    1. П.Н. самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
    2. П.Н. осуществляется от имени государства.
    3. П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ.
    4. П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.

Цели  и задачи П.Н.:

Цели определяются статусом, местом и ролью прокуратуры  в гос. устройстве и понимаются как  то:

-к чему надо  стремится;

-что надо  осуществлять;

-результат,  на достижение которого направлена  деятельность органов прокуратуры, регламентируемая законодательством.

Цели закреплены в п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре»:

  1. Обеспечение верховенства закона;
  2. Обеспечение единства и укрепления законности;
  3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
  4. Обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи непосредственно направлены на достижение целей.

Задачи  П.Н.:

  1. Общие. Характеризуют весь П.Н. определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов, например, УПК, ГПК.
  2. Специальные - какие-то направления деятельности.
  3. Частные - какую-то частную деятельность.

Общей задачей  П.Н. является обеспечение законности и охраны от посягательств:

–прав и интересов  граждан, предприятий и организаций, независимо от формы собственности;

-общественного и государственного устроя РФ.

Содержание  общей задачи определяют специальные задачи, стоящие перед конкретным направлением деятельности (содержание специальных задач определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений). Напр, такие как: 1) обеспечение законности актов, издаваемых перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре субъектами; 2) обеспечение точного исполнения законов теми же субъектами. 

Частной называется задача временного характера, которую П.Н. решает на данном этапе реализации специальных задач ( напр.: получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия законам и т.д.).

Прок-ра не относится  ни к одной из ветвей гос власти.

    1. ых: прок-ре не принадлежат полномочия суд власти, т.к., она не явл элементом суд системы РФ и не отправляет правосудия. – эта компетенция только судам согл. Ст.118 Конст. РФ.
    2. Ых: не относ и к исп власти, т.к. 1) не входит в структуру Прав-ва РФ; 2) Председатель Прав-ва не назначает на долж-ть Ген Прок РФ и не освобождает от этой должности; 3) Прок-ра не включена в систему управленческой структуры исполн власти.
    3. Их: не принадл к законодат власти, т.к. согласно Конституции не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни ГД РФ, ни СФ РФ.
    4. Ых: не вкл и в систему Администрации Президента. Хотя есть и др мнения, т.е. в соотв с Конституцией Президенту отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство гос власти в условиях ее разделения на закон, исп и судебную. Прок-ра осущ надзор за исполнением законов от имени РФ, т.е. от имени Президента, реализуя на правовой основе полномочия главы гос-ва. П. является орудием презид власти для поддержания правопорядка. Презд осуществляет подбор кадидатуры на должнсть Ген Прок, вносит в СФ представление о назначении на должность и отстранении. Но, если рассматривать прав положение Президента, как главы гос-ва в целом, то можно прийти к выводу, что любой гос орган (не только Прок-ра), служит механизмом реализации презид полномочий, т.к. и суд, и др правоохран органы, и законод органы подотчетны Администрации През РФ. Также, несмотря на то, что кадидатуру Ген прок-ра предлагает Президент, по Конституции назначение на должность и освобождение относится к ведению СФ РФ.

Итак, Прок не принадлежит  ни к одной из ветвей гос власти. Деят-ть органов прок-ры – сам направление реализации гос-ом своих функций по обеспечению единства правового простраства России, соблюдению режима законности всеми субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов как отдельной личности, так и общ-ва в целом. Все будет хорошо, пока стр-ра, организация и деят-т ь не зависит от органов гос власти и различных обществ объединений и полит партий.

 

2. Отрасли  пн, участки и направл деят-ти  прок-ры.

Нормативно  отрасли закреплены в Законе о прок-ре. Отрасли:

  1. Соблюдение Конституции и исполнение законов;
  2. Соответствие законам издаваемых нпа;
  3. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  4. Исполнение законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
  5. Исполнение законов судеб приставами;
  6. Исполн законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного хар-ра, администрациями мест содержания задержанных и заключен под стражу.

Выделение отраслей пн позволяет конкретизировать деятельность прок-ры по наиболее значимым направлениям; обеспечивает четкую организацию деятельности, что исключает дублирование при выполнении прокурорами своих функций; способствует оптимальной организации управления в системе органов прокуратуры.

Осн задачи: 1. Задачи по обеспечению единства правового  пространства в гос-ве (достижение единообразия и точности при исполн зак-ва, соответс нпа Конституции, гарантир соблюдение прав и свобод, обеспеч судеб защиты наруш инетерсов); 2. Задачи по осуществлению борьбы с преступностью (реализация принципа неотвратимой уг ответ-ти за соверш деяния – за счет уг преследования, а также поддержания гос обвинения в судах; согласованное взаимодействие различных правоохр структур гос-ва в борьбе с преступностью, обеспеч законности исполнения назнач судом наказания или иных мер принуд хар-ра); 3. Организац задачи (операт поступление инфо о правонарушениях, работа с жалобами, эф сотрудничество с правоохр органами др стран для обеспе эф уг преследования транснацион преступ группировок, обеспеч населения достоверной инфо о состоянии законности и эффективности борьбы с правонарушениями и т.д. )

Решение этих задач  осущ-ся по осн направлениям деят-ти:

  1. Обеспеч общего надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов,
  2. Осущ уг преследования согласно полномочиям, установ уг-проц закон-ом,
  3. Координация деят-ти правоохран органов по борьбе с преступностью,
  4. Участие в соответствии с процесс зак-ом в рассмотрении судами гражд, арбитр и админ дел, опротестованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов,
  5. Рассмотрение и разрешение в органаз прок-ры заявлений, жалоб и др обращений,
  6. Участие прок-ры в правотворческой деят-ти,
  7. Участие прок-ров в заседаниях фед органов законод и исп власти, представительных и испол органов субъектов, омс,
  8. Организация издания спец лит-ры,
  9. Обеспеч прямых связей в пределах предоставл компетенции с соотв органами др гос и межд организациями, сотрудничества с ними, заключения соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участия в разработке мед договоров,

 

 

3. Концепция  прокурорского надзора на современном  этапе.

На протяжении всей истории существования и  деятельности прокуратуры, в особенности  после того, как в 1965 г. прокурорский надзор стал самостоятельной отраслью правовой науки, а по номенклатуре специальностей — самостоятельной учебной дисциплиной, в теории и в практике все чаще стали возникать различного рода концепции относительно места органов прокуратуры в системе государственных органов, предмета и пределов прокурорского надзора, полномочий прокурора и средств по устранению им установленных нарушений закона и т.д,

Предмет и содержание концепции прокурорского  надзора состоит в том, чтобы  определить:

— степень эффективности сложившейся системы принципов, структуры и полномочий органов прокуратуры на современном этапе;

— место органов  прокуратуры в системе государственных  органов, носят ли они самостоятельный  или соподчиненный характер с  другими государственными органами;

— соответствие действующего законодательства требованиям по обеспечению единства, централизации и независимости органов прокуратуры;

— конкретные меры законодательного и организационного характера по преобразованию организации  и деятельности органов прокуратуры.

Проблема определения  места органов прокуратуры становится все более актуальной в связи со следующими обстоятельствами: в стране катастрофически растет уголовная преступность, ухудшается ее криминогенная характеристика; неудержимыми темпами растут организованная преступность и нарушения закона, связанные с коррупцией, нарушаются принципы социальной справедливости; и т.д.

Авторы концепции  прокурорского надзора — ученые НИИ Генеральной прокуратуры  РФ — обоснованно отмечают, что  «в течение переходного периода прокурорский надзор будет оставаться наиболее целесообразной, эффективной формой высшего государственного контроля за исполнением законов, существенным элементом контрольной функции государства. Ни один из существующих государственных органов не может принять на себя надзорную функцию прокуратуры. Органы прокуратуры должны быть сохранены в рамках сложившейся системы и структуры, но с устранением отмеченных негативных явлений.

Сложившаяся система территориальных прокуратур, а также специализированных прокуратур — военной, транспортной, природоохранной и прокуратуры исправительно-трудовых учреждений — представляет собой наиболее оптимальный вариант прокуратуры как государственного органа.

Раскрывая концепцию прокурорского надзора, необходимо определить предмет и пределы прокурорского надзора. Максимально точно определен предмет надзора в Законе «О прокуратуре РФ»: это надзор за исполнением законов, действующих на территории РФ, принятие мер, направленных на устранение этих нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществление уголовного преследования (ст.1).

Закон «О прокуратуре  РФ», регламентируя деятельность органов  прокуратуры, конкретизирует предмет  надзора применительно к каждой из его отраслей.

Необходимо  подчеркнуть, что Закон «О прокуратуре РФ» весьма строго ограничивает пределы прокурорского надзора, указывая, что «прокуратура не подменяет органы государственного и хозяйственного управления и контроля и не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность». Иначе говоря, прокурорский надзор должен «срабатывать» там и тогда, где и когда устанавливается нарушение закона.

 

4. Правовые  основы организации и деятельности  органов прокуратуры.

Ст.3 ФЗ о прокуратуре: правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры составляют Конституция, ФЗ о прок-ре, другие ФЗ и Межд договоры РФ.

Конституция РФ ст. 129 определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой П; сказано, что П составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген прокурору РФ. Также определен порядок назначения и освобождения от должности Ген прок-ра, а также нижестоящих.

ФЗ о П  – 7 разделов, 54 статьи. Определены цели и задачи, основные функции, принципы организации и работы, систему и структура органов П, полномочия Ген Пр-ра и нижестоящих, порядок назначения и освобождения. Определяет предмет ПН относительно каждого из его основных направлений, полномочия прокурора и средства прок реагирования на выявленные правонарушения закона. Содержит нормы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах П, ее кадровый состав, меры правовой и соц защиты сотрудников.

Деятельность  прокурора по отдельным направлениям регламентируется иными НПА. Напр, ст. 30 фз о прок-ре содержит правило, согласно которому полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уг-процес закон-ом РФ и др ФЗ.

Согласно ст. 21 закона об ОРД необход-ть предоставления по требованию прокурора определ  инфо, материалов и т.д. нормы, регламентирующие деятельность прокурора в админ  судопроизводстве, закреплены в КоАП.

Информация о работе Шпаргалки по "Прокурорскому надзору"