Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право Украины"

Вложенные файлы: 1 файл

кпу.docx

— 322.92 Кб (Скачать файл)
  1. Народные депутаты Украины (далее - депутаты) избираются гражданами Украины на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. 
    2. Количественный состав Верховной Рады Украины определяется Конституцией Украины (254к/96-ВР). 
    3. Выборы депутатов осуществляются по пропорциональной системе: депутаты избираются по избирательным спискам кандидатов в депутаты (далее - избирательные списки) от политических партий, избирательных блоков политических партий (далее - партии (блоки) в многомандатном общегосударственном избирательном округе (далее - общегосударственный округ).

Равное избирательное  право 
1. Выборы депутатов являются равными: граждане Украины участвуют в выборах на равных основаниях. 
2. Каждый избиратель на выборах депутатов имеет один голос. Избиратель может использовать свой голос только на одном избирательном участке. 
3. Все кандидаты в народные депутаты (далее - кандидаты в депутаты) имеют равные права и возможности участвовать в избирательном процессе. 
4. Равенство прав и возможностей кандидатов в депутаты участвовать в избирательном процессе обеспечивается: 
1) запретом привилегий или ограничений кандидатов в депутаты по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам; 
2) запретом вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в избирательный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом; 
3) равным отношением органов государственной власти, органов местного самоуправления, их служебных и должностных лиц к кандидатам в депутаты, партий (блоков) - субъектов избирательного процесса; 
4) запрещением использования партией (блоком) при финансировании предвыборной агитации, кроме средств своего избирательного фонда и средств Государственного бюджета Украины, других средств; 
5) равным доступом кандидатов в депутаты, партий (блоков) - субъектов избирательного процесса к СМИ на условиях, определенных этим и другими законами Украины.

 

22.  Местные  выборы: правовая регламентация  и общая характеристика.

Регулируется Законом  Украины "О выборах депутатов  местных советов и сельских, поселковых, городских председателей"

(Відомості Верховної Ради (ВВР), 1998, N 3-4, ст. 15)

Исторически существовали разные теории местного самоуправления. Впервые теория, объясняющая сущность местного самоуправления, возникла в  середине XIX века в Бельгии и Франции. Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители (Гербер, Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер) считали, что право общины на заведывание своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления. «Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее» . Отсюда в понятие самоуправления включили следующие элементы : управление собственными делами общины; общины являются субъектами принадлежащих им прав; должностные лица общинного управления суть органы не государства, а общины. В рамках этой теории наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четвертая власть – местная (муниципальная, коммунальная, общинная).

Эту теорию сменила хозяйственная  теория. Ее представителями были Р. Моль, А. Васильчиков. Сторонники этой теории сделали упор не только на признание  самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и  на содержание коммунальной деятельности. Местное самоуправление считалось  чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной деятельности.

Обе теории являются разновидностями  общественной теории, которая видит  «сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования  одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов  – политическим, требуя, чтобы общество и государство, каждое ведало только свои собственные интересы». В России эта теория с ее разновидностями  была наиболее популярна в 60-е годы XIX столетия.

Существовала также  государственная теория самоуправления, основные положения которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом и более подробно развиты в России Н. Лазаревским, А. Градовским, Б. Безобразовым. Пик популярности этой теории в России приходится на середину 70-х годов прошлого века. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. Всякое управление публичного характера, с этой точки зрения, есть дело государственное. Происходит не обособление местного сообщества, а привлечение местных жителей на службу государственным интересам и целям. Сущность самоуправления сформулировал Н.И. Лазаревский. Согласно его взглядам, она должна определяться четырьмя пунктами: «самоуправление есть осуществление правительственных прав по поручению от государства; самоуправление есть деятельность, состоящая в исполнении местных задач государственного управления; самоуправление есть исполнение задач государственного управления самим государством; органы самоуправления являются органами и представителями самого государства».

В соответствии со статьей 3 Европейской хартии местного самоуправления  под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. местное самоуправление определялось как организация деятельности граждан для самостоятельного, под свою ответственность решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его национальных, этнических и иных особенностей на основе законодательства Украины.

 

23. Ответственность  за нарушение избирательного  законодательства.

Административные правонарушения, посягающие на осуществление народного  волеизъявления и установленный  порядок его обеспечения, предусмотрены  Главой 15-А Кодекса Украины об административных правонарушениях. Целесообразно  знать, какие действия признаются административными  правонарушениями и какая ответственность  предусмотрена за их совершение.

Ст. 212-7 предусматривает ответственность  за нарушение порядка ведения  Государственного реестра избирателей, порядка представления сведений об избирателях в органы Государственного реестра избирателей, избирательных  комиссий, порядка составления и  представления списков избирателей, списков граждан Украины и  использование таких списков, влекут наложение штрафа в размере до 50-ти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Ст. 212-8 КУоАП предусматривает ответственность за нарушение права гражданина на ознакомление со сведениями Государственного реестра избирателей, со списком избирателей, что влечет наложение штрафа в размере до 30-ти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Ст. 212-9 предусматривает нарушение  порядка ведения предвыборной агитации с использованием средств массовой информации, что наказывается штрафом в размере до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Ст. 212-10 «Нарушение ограничений  относительно ведения предвыборной агитации» предусматривает ответственность  в виде штрафа до 80 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Ст. 212-11 КУоАП «Непредоставление возможности обнародовать ответ об информации, распространенной относительно субъекта избирательного процесса» - штраф в размере до 150-ти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Согласно ст. 212-12 КуоАП, нарушение права на пользование помещениями во время избирательной кампании влечет наложение штрафа в размере до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Ст. 212-13 КУоАП «Изготовление или распространение печатных материалов предвыборной агитации, которые не содержат сведений об учреждении, осуществившего печать, их тираж, информацию о лицах, ответственных за выпуск» влечет ответственность виде штрафа до 30-ти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Нарушение порядка размещения агитационных материалов или политической рекламы или размещение их в запрещенных  законом местах, в соответствии со ст. 212-14 КуоАП, наказывается наложением штрафа в размере до 200 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Ст. 212-15 предусматривает ответственность в виде штрафа в размере до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан за нарушение порядка предоставления финансовой (материальной) поддержки для осуществления избирательной кампании.

Ст. 212-16 КУоАП «Заказ или изготовление избирательных бюллетеней свыше установленного количества» - штраф в размере до 50-ти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Ст. 212-17 КУоАП «Непредоставление копии избирательного протокола» – штраф в размере до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Невыполнение решения  избирательной комиссии влечет, в  соответствии со ст. 212-18 КуоАП, штраф в размере до 50-ти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Ст. 212-19 КуоАП предусматривает ответственность в виде штрафа до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан за отказ в освобождении члена избирательной комиссии от выполнения производственных или должностных обязанностей или его безосновательное увольнение с работы.

Ст. 212-20 КУоАП, предусматривающая ответственность за нарушение порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, влечет штраф в размере до 20-ти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Что касается преступных деяний, направленных против избирательных  прав граждан, то Раздел V Уголовного кодекса  Украины предусматривает ответственность  за их совершение.

В частности, ст. 157 Уголовного кодекса Украины предусматривает  ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином  своего избирательного права, препятствование  деятельности другого субъекта избирательного процесса, члена избирательной комиссии, официального наблюдателя при выполнении ними своих полномочий, соединенные  с подкупом, обманом или принуждением, а также уклонение члена избирательной  комиссии в работе комиссии без уважительных причин (с применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, угрозой  применения насилия или уничтожения  или повреждения имущества); совершенные  по предварительному сговору группой  лиц или членом избирательной  комиссии или другим должностным  лицом с использованием своего служебного положения; а также вмешательство  должностного лица с использованием служебного положения в осуществление  избирательной комиссией ее полномочий, установленных законом, совершенное  путем незаконного требования или  указания с целью повлиять на решение  избирательной комиссии) влечет ответственность в виде штрафа (от 300 до 1000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан), ограничения свободы (до 5-ти лет), лишения свободы (до 5-ти лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (сроком до 3-х лет).

Ст. 158 Уголовного кодекса  Украины предусматривает ответственность  за фальсификацию избирательных  документов или итогов голосования, предоставление ложных сведений в органы Государственного реестра избирателей  или фальсификацию сведений Государственного реестра избирателей. Наказание  за такие деяния, в зависимости  от тяжести содеянного, может быть в виде штрафа (от 200 до 1000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан), исправительных работ (до 2-х лет), ограничения свободы (до 5-ти лет), лишения свободы (до 6-ти лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (сроком до 3-х лет).

В соответствии со ст. 158-1 Уголовного кодекса Украины, голосование избирателем  на избирательном участке более  одного раза или то же деяние, совершенное  в сговоре с членом избирательной  комиссии влечет штраф (от 100 до 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан), или исправительные работы (до 2-х лет), или ограничение свободы (до 3-х лет), или лишение свободы (до 3-х лет).

Незаконное уничтожение  избирательной документации, повреждение  избирательной документации, предусмотренные  ст. 158-2 Уголовного кодекса Украины, влекут ответственность в виде ограничения свободы (до 5-ти лет), лишения свободы (до 5-ти лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (сроком до 3-х лет).

Важно также иметь в  виду, что нарушение тайны голосования  также является уголовно наказуемым деянием. Согласно ст. 1599 Уголовного кодекса, умышленное нарушение тайны голосования  во время проведения выборов, проявившееся в разглашении содержания волеизъявления гражданина, принявшего участие в  выборах наказывается штрафом (от 100 до 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан), или исправительными работами (до 2-х лет), или ограничением свободы (до 3-х лет), или лишением свободы (до 3-х лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (сроком до 3-х лет).

 

 

24. История становления  гражданского общества. Формирование  и развитие теории гражданского  общества.

Гражданское общество в широком  смысле и сам термин "гражданское  общество" появились, когда сложились  представления о гражданстве  и гражданине и возникло понятие  общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней  Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским обществом  и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что "государство  есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество", то есть он употреблял термины "гражданское  общество" и "государство" как  синонимы. И такой подход, в котором  государство и общество рассматривались  как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., то есть до того периода, когда  в своих основных чертах стало  складываться гражданское общество в его строгом (узком), современном  понимании. 
Гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его "в узде". Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной. 
Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно - экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство. 
Фундаментальная разработка учения о гражданском обществе связывается с именем Гегеля. И, что примечательно, главным элементом гражданского общества Гегель считал человека, действующего в обществе в соответствии со своим социальным положением, своими частными интересами и потребностями. В этом подход классика немецкой философии выгодно отличается от современных представлений о гражданском обществе, в соответствии с которыми оно понимается лишь как некая сфера негосударственных отношений. 
Определение социальных явлений только через отношения, исключая, игнорируя при этом субъектов этих отношений, - застарелая ошибка последователей марксистско-ленинского обществоведения. Ведь общественных отношений без людей просто не бывает. Маркс и сам замечал, что общественные отношения, "как и вообще отношения, можно только мыслить если их хотят фиксировать в отличие от тех субъектов, которые находятся между собой в тех или иных отношениях" (С 

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"