Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право Украины"

Вложенные файлы: 1 файл

кпу.docx

— 322.92 Кб (Скачать файл)

 

18. Избирательное  право и избирательная система:  понятие и принципы.

В конституционном праве  термином «выборы» обозначается процедура  формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования правомочных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата. Термин «.избирательное право» имеет два значения:

- в объективном смысле - это система конституционно-правовых  норм. регулирующих общественные  отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;

- в субъективном смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.

Принципы избирательного права - это те условия его признания  и реализации, соблюдение которых  на выборах делает эти выборы действительно  народным волеизъявлением. Выделим  основные принципы.

Всеобщее избирательное  право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не достигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.

Прямое и косвенное  избирательное право. Применение принципов  прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание  зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное  право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии, трехступенчатыми - подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.

Равное избирательное  право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы' у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в Баварии - по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).

Принципу равного избирательного права противоречит плюральный вотум (буквально - множественное голосование). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие.

Принципу равного избирательного права также противоречат куриальные выборы, которые заранее делят избирателей на группы - курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовому и другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое представительство в собраниях народных представителей, в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые избирательные курии для родоплеменных вождей.

В некоторых странах допускаются  отклонения от принципа равного избирательного права, имеющие целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое специальное представительство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствующие данные Межпарламентскому союзу.

Тайное голосование. Принцип  тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.

Свободное участие в выборах  и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным  правом.

Принцип свободных выборов  означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном  процессе, а если участвовать, то в  какой мере. Отсюда вытекает, что  при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если

хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип  характерен для многих стран с  англоязычной правовой системой. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей. Неучастие избирателей в выборах называют абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо может вести к безрезультатности избирательного процесса, если закон устанавливает обязательный минимум участия в выборах.

В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая  обязанность избирателей принять  участие в голосовании.

 

 

19. Правовое регулирования  и порядок формирования представительных  органов государства и местного  самоуправления.

Сложившуюся систему местного самоуправления для удобства описания можно классифицировать как трехуровневую. 
 Первый уровень – сельские (поселковые), городские советы. 
 Второй уровень - районные советы. 
 Третий уровень - областные советы , Верховная Рада АРК Крым. 
 
По логике,  государственные администрации тоже должны быть организованы в трех уровнях. 
Первый уровень – сельские (поселковые), городские  государственные администрации. 
 Второй уровень – районные  государственные администрации. 
 Третий уровень - областные  государственные администрации, кабинет министров   АРК Крым. 
 
Выборы  местного самоуправления и депутатов Верховной Рады Украины проводятся одновременно. 
 
 
            Выборы сельских, поселковых,  городских голов, председателей районных советов, председателей областных советов, спикера АРК Крым  проводить прямым голосованием в два тура. 
          Кандидатуры  вносятся только самовыдвижением с указанием партийности или беспартийности. 
          Принадлежность кандидата к той, или иной партии может быть расценена избирателями как преимущество или недостаток. 
 
          Одновременно с избранием сельскому, поселковому, городскому голове, председателю райсовета, председателю облсовета  предоставляются полномочия  главы сельской (поселковой), городской, районной, областной государственной администрации  ( кроме АРК Крым) с соответствующими правами и обязанностями, в частности , прием на работу по найму  сотрудников местной госадминистрации  (заместителей главы местной госадминистрации,  руководителей подразделений, бухгалтеров, экономистов, инженеров, техников, обслуживающий персонал, других специалистов). Прием и увольнение сотрудников местной госадминистрации глава местной  госадминистрации не обязан согласовывать ни с кем (кроме закона) и несет ответственность за соответствие подчиненных служебным обязанностям и моральному облику. 
            Проживание сельского, поселкового, городского головы, председателя райсовета, облсовета ( главы местной госадминистрации) и кандидатов на эти должности в пределах населенного пункта, территории, где он избирается и функционирует, не обязательно, но график рабочего времени соблюдать он обязан. 
 
            Одновременно с избранием головы сельского, поселкового совета он считается избранным депутатом  районного совета. 
 
            Одновременно с избранием головы (председателя) районного совета, городского совета (городского головы) он считается избранным депутатом областного совета. 
 
         Одновременно с избранием председателя  (головы) областного совета  (спикера Верховной Рады АРК Крым) он считается избранным депутатом Верховной  Рады Украины.  Таким способом избираются 25 депутатов ВР Украины. 
425 депутатов ВР Украины избираются по открытым партийным спискам. 
 
          Голова (председатель) сельского, поселкового, городского, районного, областного совета  (спикер АРК Крым) досрочно может быть лишен всех полномочий  на внеочередных выборах, которые объявляются ЦВК по представлению Президента Украины или по представлению подписных листов инициативной группой по отзыву соответствующего головы (председателя , спикера).     
            Количество подписей за отзыв головы  (председателя, спикера) должно быть не менее 50 % от количества голосов, поданных за него на выборах. 
   Инициативные группы по отзыву головы  (председателя, спикера) создаются явочным порядком с уведомлением ЦВК заказным письмом. 
            Голова (председатель, спикер), по отзыву которого проводятся внеочередные выборы,  имеет право выдвинуть свою кандидатуру наравне с другими кандидатами, если в его отношении не вступил в силу обвинительный приговор суда. Если идет следствие, или судебный процесс, выборы головы (председателя, спикера) откладываются до вступления в силу приговора суда или прекращения уголовного дела. Исполняющий  обязанности головы  (председателя, спикера) на это время избирается на сессии соответствующего совета. 
 
            Делопроизводство в сельском, поселковом, городском, районном, областном  совете ведет наемный секретарь  соответствующего совета (необязательно из числа депутатов) с необходимым количеством наемных помощников, которые  назначаются  и отзываются советом. Их зарплату определяет совет. Зарплата  начисляется и выдается в бухгалтерии местной госадминистрации.  
 
            Одновременно с избранием голов (председателей) местных советов избираются депутаты местных советов по мажоритарной системе. 
            В сельские ( поселковые) советы избираются по одному депутату  от 200-300 человек (предварительная цифра). В горсоветы избираются по одному депутату от 500-1000 человек  населения (предварительная цифра). 
           На первой сессии вновь избранного сельского  (поселкового) советов из числа депутатов сельского ( поселкового) совета  избираются по 2-4  депутата районного совета от каждого сельского (поселкового) совета. Депутаты, избранные в районный совет,  не прекращают свои полномочия в местном самоуправлении первого уровня. 
 
            На первой сессии вновь избранного районного совета из числа депутатов районного совета избираются  депутаты областного совета по 3-5 депутатов от каждого района.  Депутаты, избранные в областной совет, не прекращают свои полномочия в местном самоуправлении первого и второго уровней. 
 
            На первой сессии вновь избранного городского совета из числа депутатов городского совета  избираются  депутаты  областного совета  
( предварительно один депутат от 10 000  городского населения)

 

20. Выборы Президента  Украины: правовая регламентация  и общая характеристика.

Основы выборов Президента Украины устанавливаются Конституцией Украины, согласно с которой Президентом  Украины может быть избран гражданин  Украины, который достиг тридцати пяты лет, имеет право голоса, проживает  в Украине на протяжении последних  десяти лет и владеет государственным  языком. Президент Украины не может  иметь другого представительского мандата, занимать должность в органах  государственной власти, а также  заниматься другой оплачиваемой или  предпринимательской деятельностью  или входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, которое имеет целью  получение прибыли (ст. 103 Конституции  Украины). Организация и проведение выборов Президента Украины регулируется Конституцией Украины, Законом Украины  «О выборах Президента Украины» в  редакции от 18 марта в 2004 г., Законом Украины «О Центральной избирательной комиссии» и другими.

Дежурные выборы Президента Украины проводятся в последнее  воскресенье последнего месяца пятого года его полномочий. В случае долгосрочного  прекращения полномочий выборы Президента проводятся в период девяноста дней со дня прекращения его полномочий.

Выборы президента любой  страны непосредственно народом  — это более демократическая  практика, чем выборы президента парламентом (ФРГ) или коллегией выборщиков (США). В современных условиях такие  выборы предусмотрены конституциями  Австрии, Финляндии, Румынии, Словении, Литвы и тому подобное. Однако это  отличие не имеет принципиального  значения. Главным в этом случае есть то, что путем общих выборов  Президент Украины получает свой мандат непосредственно от народа, который дает ему возможность  быть политически независимой, автономной относительно других ветвей государственной  власти в Украине фигурой.

Право выдвигания кандидатов на пост Президента Украины принадлежит  гражданам Украины, которые имеют  право голоса. Это право реализуется  ими через политические партии и  их избирательные блоки, а также  путем самовыдвижения в порядке, определенном законом. Выборы Президента Украины назначаются Верховной  Радой Украины (ст. 85 Конституции  Украины). Последние дежурные выборы Президента Украины состоялись в  2004 г. В результате народного волеизъявления Президентом Украины был избран Виктор Ющенко.

Выборы Президента Украины  осуществляются на принципах: 1) законности и запрещения незаконного вмешательства  кого-либо в избирательный процесс; 2) политического плюрализма и многопартийности; 3) публичности и открытости; 4) свободы  предвыборной агитации; 5) равенству  всех кандидатов на пост Президента Украины; 6) равных возможностей доступа кандидатов к средствам массовой информации.

Выборы Президента Украины  являются общими. Право избирать Президента имеют граждане Украины, которым  на день выборов исполнилось восемнадцать лет. Выборы Президента Украины могут  быть очередными, внеочередными (досрочными) и повторными.

Выборы Президента Украины  являются ровными, то есть граждане Украины  принимают участие в выборах  на ровных принципах и каждый избиратель имеет один голос. Выборы являются прямыми, что значит, что Президент избирается непосредственно народом. Голосование  на выборах Президента Украины является тайным; контроль за волеизъявлением избирателей запрещается. Подготовка и проведение выборов Президента осуществляется путем прозрачных и открытых для общественности процедур.

Выборы Президента Украины  проводятся по единственному общегосударственному одномандатному избирательному округу, который включает всю территорию Украины. Территория этого округа разделяется  на 225 территориальных избирательных  округов. Решение об их образовании  принимается Центральной избирательной  комиссией (дальше — ЦИК) не позже  как за 110 дней ко дню выборов. Список территориальных округов с указанием  их номеров ЦИК публикует в  официальных средствах массовой информации.

Для проведения голосования  и подсчета голосов на выборах  Президента Украины территория поселков, городов,, районов в городах, которые  входят в состав территориального избирательного округа, разделяется на избирательные  участки. Избирательные участки  могут быть обычными, специальными и заграничными. Обычные избирательные  участки образуются в расчете  на количество избирателей от 20 до 3000 лиц.

Для организации работы по выборам Президента образуются избирательные  комиссии: Центральная, территориальные (225), участковые (свыше 30 тысяч). Центральная  избирательная комиссия (ЦИК) является государственным органом, который  образуется в соответствии с Конституцией Украины и Закона Украины «О Центральной  избирательной комиссии». Территориальные  комиссии образуются не позднее как  за 80 дней ко дню проведения выборов  Президента Украины. В их состав включаются все внесены представители от кандидатов на пост Президента Украины. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной  избирательной комиссии не могут  быть представителями одного и того же кандидата. Это имеет существенное значение для обеспечения режима законности в процессе проведения выборов.

 

 

21. Выборы народных  депутатов Украины: правовая регламентация  и общая характеристика.

Регламентируется  Законом Украины "Про выборы народных депутатов Украины"

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"