Уголовно-правовая борьба с незаконным оборотом наркотиков по законодательству РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 17:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования заключается в комплексном уголовно-правовом исследовании понятия незаконного оборота наркотических средств, рассмотрении уголовно-правового подхода законодателя к борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
- проанализировать развитие российского уголовного законодательства связанного с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- рассмотреть незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в зарубежных странах;
- ознакомиться с порядком применения наказания за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России по действующему законодательству РФ;

Содержание

Введение…………………………………………………………….……….3 с.
Глава 1. Незаконный оборот наркотиков: понятие и его развитие в России…………………………………………………………………………8 с.
Борьба с незаконным оборотом наркотиков в истории России
и в зарубежных странах ……………………………………………………………..8 с.
Основные понятия незаконного оборота наркотиков и его
тенденции …………………………………………..……………………………….….20с.
Глава 2. Уголовно-правовая борьба с незаконным оборотом наркотиков по законодательству РФ………………………………………………………...27с.
2.1 Уголовно – правовая характеристика преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков …………………………………………27с.
2.2 Проблемы уголовной ответственности за незаконный оборот
наркотиков …………………………………………………………………..39с.
Заключение………………………………………………………..…………48с.
Список используемой литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовно-правовое противодействие незаконному обороту наркотических средств.docx

— 125.98 Кб (Скачать файл)

Согласно УК РФ, приобретение и хранение наркотиков становится преступлением лишь в случае обнаружения или изъятия значительных размеров наркотических или психотропных веществ. Но в УК ничего не говорится о том, какое количество должно считаться значительныи, крупным, какое – особо крупным. Нормальный человек, читая о раскрытых преступлениях, связанных с изъятием наркотиков в особо крупных размерах, представляет себе килограммы зелья. Но на практике это не так. Крупным размером марихуаны (высушенной) считается сегодня 0,1 грамма, кокаина – 0,01 грамма, опия – 0,1 грамма, героина – тысячные доли грамма. Особо крупный размер (предусматривающий по ч. 3 статьи 2281 наказание от 8 до 20 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового): для кокаина – 1 грамм, опия – 5 грамм, героина – 0,005 грамма. Пятнадцать лет лишения свободы – за один грамм кокаина. Срок такой же, как за убийство с отягчающими обстоятельствами.

При этом в примечаниях к Сводной таблице сделана малоубедительная, попытка обосновать такое решение. Авторы, в частности, справедливо утверждают, что биологическая активность растительных наркотиков определяется не столько их физической массой, сколько содержанием в них действующих начал. В свою очередь, содержание этих соединений в растительном материале изменяется в десятки и сотни раз в зависимости от генетических признаков, географического происхождения и способов их обработки.

Все без исключения уголовные приговоры основаны на данных из «Сводной таблицы размеров наркотических и психотропных веществ», изданной Постоянным комитетом по контролю за наркотиками – организацией, работающей на общественных началах. Формулируя 228-ю статью нового УК, законодатель попытался исключить уголовную ответственность за хранение и приобретение небольших размеров наркотиков. Но, упредив вступление нового кодекса в силу, Постоянный комитет в тысячи раз уменьшил ранее действовавшие стандарты. Пока ответственность за небольшие количества существовала, крупным размером, например, марихуаны, считалось 500 грамм. Когда же нормы по небольшим размерам были из УК исключены, прежний “крупный размер” в 500 грамм марихуаны превратился в 0,1 грамма, килограмм высушенной маковой соломки – в 0,3 грамма.

Еще одним шагом по пути усиления репрессий против потребителей наркотиков стало Постановление Пленума Верховного Суда России от 27 мая 1998 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами». Пленум постановил, что «ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности», что под незаконным сбытом следует понимать не только продажу и дачу взаймы, но и дарение и даже введение инъекции одним лицом другому.

Государство как будто преследуют цель отправить за решетку два миллиона россиян – сейчас повсюду говорят о таком, а то и большем количестве потребителей. Для реализации этой цели не хватает разве что введения прямой уголовной ответственности за потребление наркотиков.

Декриминализация сферы потребления наркотиков позволила бы сократить расходы на содержание все увеличивающегося тюремного населения и направить государственные ресурсы на лечение и реабилитацию наркоманов. Лицо, совершившее предусмотренное статьей 228 преступление, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом указанных средств, веществ или их аналогов, а также с незаконными приобретением, хранением, перевозкой таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изъятие указанных средств, веществ или их аналогов, таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, при задержании лица и при производстве следственных действий по обнаружению и изъятию указанных средств, веществ или их аналогов, таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Также следует пересмотреть компетенцию Постоянного комитета по контролю за наркотиками, если надобность в таком комитете вообще имеется. Во всяком случае, следует вернуться к разумной оценке значительных, крупных и особо крупных размеров наркотиков (т.е. к стандартам, действовавшим до 1997 года).

Не менее важным представляется расширение проводящегося в ряде стран эксперимента по бесплатной раздаче (под медицинским наблюдением) героина наркозависимым. Основной же долговременной задачей является изменение международной политики в отношении «легких» наркотиков (конопли и ее производных) в сторону их легализации наравне с табаком и алкоголем, а также полная отмена уголовного преследования потребителей.

И так, в Российской Федерации в настоящее время существует достаточно надежная законодательная база для борьбы со всеми проявлениями наркобизнеса. Она включает в себя как международный опыт, аккумулированный в соответствующих конвенциях и типовых нормативных документах, так и особенности российской правовой действительности.

Однако никакие законы сами по себе, без практической реализации не способны изменить сложившуюся ситуацию. Основной задачей по усилению уголовно-правового противостояния незаконному обороту наркотиков является в настоящее время изменение вектора уголовно-правового противодействия, которое должно быть направлено против преступных группировок, осуществляющих незаконный оборот наркотических средств, и против контрабанды этих средств, а не только против тех, кто совершает единичные незаконные действия с наркотиками56.

Среди других задач в этой области следует отметить усиление координации мер противодействия наркобизнесу с зарубежными организациями и, особенно, тесное сотрудничество с аналогичными организациями СНГ57.

Конечно, даже самых совершенных уголовно-правовых мер противодействия наркотизму недостаточно. Только заметное улучшение экономического положения населения России, повышение уровня культуры, морального тонуса общества и, как следствие, появление светлых идеалов и идей у молодежи могут коренным образом изменить к лучшему сложившееся в России положение с рассмотренной проблемой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На сегодняшний день уровень и тенденция распространения наркотизма, являющегося многоплановым социальным явлением, поставили его в один ряд с самыми серьезными проблемами, требующими от общества немедленного реагирования.

Общественная опасность широкомасштабного распространения наркотизма в стране выражается в его крайне пагубном влиянии на экономические, политические, социально-психологические и моральные устои общества, а также негативном воздействии на здоровье нации в целом.

Происходящие в настоящее время в России перемены сопровождаются политической и социальной нестабильностью, экономическим кризисом, безудержным ростом цен и, как следствие, резким расслоением общества, прогрессирующей безработицей, крушением многих прежних стереотипов, ростом преступности. Эти факторы способствуют дальнейшему распространению незаконного оборота наркотиков, приобщению к нему все большего числа населения, особенно молодежи, формированию в обществе особой наркотической субкультуры58.

Наиболее уязвимой частью населения оказались подростки и молодежь, которые в силу отсутствия жизненного опыта, сформировавшихся твердых моральных принципов, неуверенности в себе, ранимости, психологической неуравновешенности, природной любознательности, склонности к подражанию и экспериментированию не способны противостоять наркотическому соблазну.

Процесс феминизации российского общества не обошел стороной и сферу наркобизнеса. Специалисты отмечают тревожную тенденцию широкого распространения наркомании и наркозависимости среди женщин, активное внедрение их в незаконный оборот наркотиков.

Наряду с этим характерным для нашего времени стал процесс проникновения и укоренения наркотизации в среде военнослужащих и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Используя недостаточно эффективную систему пресечения незаконного оборота наркотиков, преступные группировки, специализирующиеся на данного рода деятельности, сформировали четко отлаженный механизм их доставки и, имея налаженные связи с российской организованной преступностью, активно интегрируются в международную систему наркобизнеса.

Для российского нелегального рынка наркотиков характерной чертой последнего десятилетия стало активное вытеснение наркотиков растительного происхождения дорогостоящими, сильнодействующими синтетическими наркотиками, доставляемыми в страну, как правило, контрабандным путем.

Глобальная наркотизация населения страны создает объективные предпосылки для роста преступности, в частности, насильственной и корыстно-насильственной, основной мотивацией которых служит необходимость добычи материальных средств для приобретения очередной дозы наркотиков, желание скрыть собственную ущербность, неспособность изменить сложившуюся ситуацию, неадекватное восприятие окружающей действительности.

Предпринятые в последнее десятилетие в нашей стране координальные меры по борьбе с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков свидетельствуют о крайней обеспокоенности государства этим явлением, но являются явно недостаточными для изменения сложившейся наркоситуации59. Решение проблем борьбы с незаконным оборотом наркотиков и наркомании требует комплексного подхода, включающего в себя не только уголовно-правовые, но и экономические, социальные, идеологические, медицинские и другие меры.

Созданные на сегодняшний день правовые и организационные предпосылки для общего и специального предупреждения и пресечения распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков, требуют серьезных доработок, в связи с чем нами предлагается внести изменения и дополнения в действующее уголовное законодательство Российской Федерации:

1. В связи  с высокой степенью общественной  опасности деяний, предусмотренных  ст. 228 УК РФ (ч. 2,  относятся к  категории тяжких преступлений, а ч. 3 к категории особо тяжких преступлений), прогрессирующей динамикой данных преступных деяний (количество указанных преступлений по сравнению с 1991 годом увеличилось с 17 036 до 219 тыс. преступлений в 2012 году; прирост составил 1 285,5%) необходимо предусмотреть уголовную ответственность за совершение деяний, предусмотренных ст. ч. 2-3 ст. 228, 2281, ч. с 14-летнего возраста путем внесения дополнения в ч. 2 ст. 20 УК РФ. Учитывая прогрессирующую тенденцию распространения наркомании в молодежной среде в возрасте от 14 до 18 лет и тот факт, что начало потребления наркотических средств и психотропных веществ чаще всего происходит в кругу сверстников и под их непосредственным воздействием, для предотвращения данных фактов уголовную ответственность за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ следует установить с 14-летнего возраста, для чего необходимо ч. 2 и 3 ст. 230 УК РФ включить в перечень статей, предусмотренных ч. 2 ст. 20 УК РФ.

2. Внести  дополнение в ст. 63 УК РФ, предусмотрев  следующее отягчающее обстоятельство: «совершение преступления в состоянии  наркотического опьянения».

3. В целях  устранения противоречия со ст. 40 Федерального закона «О наркотических  средствах и психотропных веществах»  предусмотреть уголовную ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, изложив соответствующую статью в следующей редакции:

Незаконные потребление наркотических средств или психотропных веществ.

1. Незаконное  потребление наркотических средств  или психотропных веществ, - .

2. То  же деяние, совершенное: а) в общественном  месте; б) в присутствии несовершеннолетнего, -.»

4. В целях  реализации ст. 46 Федерального закона  «О наркотических средствах и  психотропных веществах» необходимо  предусмотреть уголовную ответственность  за распространение в средствах  массовой информации сведений, целенаправленно  возбуждающих желание употреблять  наркотики: «Пропаганда или реклама  деянии, предусмотренных ст. 228-233 УК  РФ, а равно незаконного потребления  наркотических средств или психотропных  веществ.»

5. Предусмотреть  в УК РФ уголовную ответственность  за предоставление наркотических  средств или психотропных веществ, изложив соответствующую статью  в следующей редакции:

Предоставление помещений для потребления наркотических средств и психотропных веществ. Предоставление помещений для, потребления, наркотических средств и психотропных веществ, - .»

6. Наряду  с уголовной ответственностью  за организацию либо содержание  притонов для потребления наркотических  средств или психотропных веществ  установить уголовную ответственность  за организацию либо содержание  притонов для потребления сильнодействующих  или ядовитых веществ, для чего  необходимо изложить диспозицию  ст. 232 УК РФ в следующей редакции:

Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих или ядовитых веществ.

1. Организация  либо содержание притонов для  потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих или ядовитых веществ, - .»

7. Предусмотреть  в ч. 3 ст. 232 УК РФ наличие следующего квалифицирующего признака: «с привлечением заведомо несовершеннолетнего» и изложить ч. 3 в следующей редакции: 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные: а) организованной группой; б) с привлечением заведомо несовершеннолетнего.»

Информация о работе Уголовно-правовая борьба с незаконным оборотом наркотиков по законодательству РФ