Уголовно-правовой анализ налоговых преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Дать определение и основную характеристику налоговых преступлений.
2. Рассмотреть основные виды налоговых преступлений.
3. Дать характеристику элементам состава налогового преступления.
4. Проанализировать судебную практику по делам о налоговых преступлениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и общая характеристика налоговых преступлений………………..6
§ 1.1. Понятие и общая характеристика налоговых преступлений…………….6
§ 1.2. Виды налоговых преступлений……………………………………………..9
2. Уголовно-правовой анализ налоговых преступлений………………………18
§ 2.1. Объективные признаки налогового преступления……………………….. 18
§ 2.2. Субъективные признаки налогового преступления……………………… 23
3. Судебная практика…………………………………………………………….. 34
Заключение………………………………………………………………………… 38
Список использованной литературы……………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая вариант 9.docx

— 80.95 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3

1. Понятие и общая характеристика налоговых преступлений………………..6

§ 1.1. Понятие и общая характеристика налоговых преступлений…………….6

§ 1.2. Виды налоговых преступлений……………………………………………..9

2. Уголовно-правовой анализ налоговых преступлений………………………18

§ 2.1. Объективные признаки налогового преступления……………………….. 18

§ 2.2. Субъективные признаки налогового преступления……………………… 23

3. Судебная практика…………………………………………………………….. 34

Заключение………………………………………………………………………… 38

Список использованной литературы……………………………………………...40

 

Введение

 

Все большую актуальность приобретает в обществе тема налогообложения  и уплаты налогов. Ст. 57 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Налоговая преступность сегодня представляет не меньшую, а, возможно, большую опасность, чем общеуголовная. Если общеуголовная затрагивает интересы лишь личности, или, в крайнем случае, группы лиц, то налоговая почти всегда угрожает экономической безопасности государства. Опасность налоговых преступлений состоит в том, что прекращаются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом торпедируется бюджетная и налоговая политика государства, правительство и субъекты федерации лишаются одного из наиболее действенных инструментов управления экономикой – денежных средств. Недостаток их в бюджете, прежде всего, сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики, армии, правоохранительных органов, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность. Также опасность налоговых преступлений состоит и в том, как показывают исследования, что незаконно сокрытые от налогообложения средства уходят в «теневой» бизнес. Начинают работать криминальные структуры, усиливая экономическую базу организационной преступности1.

Наказание за уклонение от подачи декларации было введено специальным  Указом еще в 1986 г., сама классификация  налоговых преступлений появилась  в Уголовном кодексе в 1992 г., когда  появилось Управление Налоговых  Расследований при ГНС России. Налоговое законодательство регулирует общественные отношения, связанные с уплатой налогов гражданами (физическими лицами) и организациями, независимо от форм собственности. Его задачей является защита прав и законных интересов налогоплательщиков, с одной стороны, и государства – с другой. Этим же целям служит уголовное законодательство, которое призвано охранять интересы государства от преступлений, совершаемых в сфере налогообложения. Количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов, увеличивается с каждым годом. Огромные денежные суммы скрываются от поступления их в государственный бюджет. Данным фактом, а также необходимостью разработки более эффективных мер по предупреждению и пресечению налоговых преступлений обусловлена актуальность выбранной темы исследования.

Новый Уголовный кодекс содержит уголовно-правовые нормы, предусматривающие  ответственность за преступления, совершаемые  в сфере налогообложения физических и юридических лиц. К группе этих преступлений до недавнего времени, а точнее до 01.01.2004 года, уголовный  закон относил уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 198 УК РФ) и уклонения  от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК РФ). Однако правоприменительная  практика выявила множество изъянов, противоречий и вопросов при производстве дел по этим статьям. Эти недостатки и попытались устранить депутаты Государственной Думы третьего созыва на одном из последних заседаний, где был принят Федеральный Закон  от 08.12.2003г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РФ»2.

Проблемам налоговых преступлений уделяли внимание, в частности, В.К. Бабаев, А.П. Бембетов, А.П. Кузнецов, И.И. Кучеров, В.Д. Ларичев, А.Ф. Лубин, И. Пастухов, Н.М. Сологуб, М.П. Хилобок, Н.П. Чувильский, Н.П. Яблоков, П. Яни и др.

Целью настоящей курсовой работы является уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1. Дать определение и основную характеристику налоговых преступлений.

2. Рассмотреть основные  виды налоговых преступлений.

3. Дать характеристику  элементам состава налогового  преступления.

4. Проанализировать судебную  практику по делам о налоговых  преступлениях.

Объектом исследования являются общественные отношения. складывающиеся в сфере налогообложения.

Предметом исследования выступают законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы разрешения индивидуальных трудовых споров, общая и специальная  научная литература, посвященная исследуемой проблематике, судебная практика, статистические данные.

Эмпирическую  основу исследования составляют Конституция РФ, Законы РФ, подзаконные нормативные правовые акты, а также отдельные публикации как отечественных, так и зарубежных специалистов в рассматриваемой сфере, судебная практика и статистические данные.

Структура исследования обусловлена ее целями и задачами.  Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

1. Понятие и  общая характеристика налоговых  преступлений

 

1. 1. Понятие и общая характеристика налоговых преступлений

 

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации - далее НК РФ)3.

Под сбором (пункт 2 статьи 8 НК РФ) понимается установленный налоговым  законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и  физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В Российской Федерации установлены  следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги (статьи 12, 13, 14 и 15 НК РФ), а также специальные  налоговые режимы (статья 18 НК РФ).

Как следует из Постановления  пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации4.

В уголовном кодексе налоговые  преступления выделены в отдельную, 22 главу.

         Налоговое преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.

Также, в некоторых источниках под налоговым преступлением  понимается общественно опасное, противоправное, виновно совершенное деяние (действие или бездействие), нарушающее принцип добропорядочности субъектов экономической деятельности и конституционную обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы5.

В связи с принятием  первой части Налогового кодекса  РФ, в которой в ст. 106 дано определение  налогового правонарушения, возникает  вопрос о соотношении понятий «налоговое преступление» и «налоговое правонарушение».

Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку  первое относится ко второму, как  частное к общему. В связи с  этим преступление должно обладать всеми  основными признаками правонарушения. Это относится и к налоговым  преступлениям.

Обратимся к понятию налогового правонарушения. Оно определяется в  Налоговом кодекса следующим образом:

Налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена  ответственность.

Из приведенного определения  видно, что основные признаки налогового преступления и налогового правонарушения совпадают (виновность, противоправность, ответственность и т. д.).

Однако, существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение.

Имеется отличие и в  форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение – «налоговую санкцию» (ст. 114 Налогового кодекса).

Важной особенностью налогового преступления является то, что ответственность  за его совершение может быть возложена  только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести  как физические лица, так и организации (ст. 107 Налогового кодекса). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации  к ответственности за налоговое  правонарушение не препятствует привлечению  к ответственности должностных  лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости  от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного  налогового правонарушения (п. 4 ст.110 Налогового кодекса).

 

1.2. Виды налоговых преступлений

 

1) Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ)

Предметом преступления выступают:

1) налоги;

2) сборы. 

И те, и другие подлежат уплате физическими лицами. 
Под налогом понимают обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В статье 198 УК РФ имеются в виду федеральные и региональные налоги, которые уплачиваются физическими лицами, - акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог с продаж, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.

Согласно статье 207 части  второй НК РФ физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также получающие доходы от источников, расположенных в России, не являющиеся налоговыми резидентами  последней, признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц. Объектом налогообложения по этому налогу выступает доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской  Федерации и (или) от источников  за пределами Российской Федерации  - для физических лиц, являющихся  налоговыми резидентами России;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами России.

При определении налоговой  базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так  и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с налоговым законодательством. Налогоплательщиками единого социального налога согласно статье 235 НК РФ являются в том числе индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые таковыми, адвокаты6.

Индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр, являются налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (ст.334 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Физические лица обязаны уплачивать, например, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, если они получают соответствующие лицензии (ст.333 НК РФ).

Объективная сторона заключается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, совершенном в крупном размере.

Уголовно наказуемыми  способами уклонения от уплаты налогов  и (или) сборов закон альтернативно  называет:

1) непредставление налоговой  декларации или иных документов, представление которых в соответствии  с российским законодательством  о налогах и сборах является  обязательным;

2) включение в налоговую  декларацию или такие документы  заведомо ложных сведений.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, есть тогда, когда лицо умышленно с целью неуплаты налогов (сборов) по истечении законодательно установленных сроков не подало декларацию или иные документы в соответствующий орган.

Включение в налоговую  декларацию или иные документы заведомо ложных сведений состоит в умышленном указании в них любых не соответствующих действительности сведений, например о размерах доходов и налоговых вычетов или льгот, о наличии факта государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, о наличии лицензии на природопользование и т.д. В отличие от прежней редакции статьи, закон ныне прямо устанавливает, что сведения должны быть заведомо ложными, а не искаженными. Такая терминология является более привычной и понятной в уголовном праве и подчеркивает наличие достаточных для криминализации деяния (криминалообразующих) признаков7.

Информация о работе Уголовно-правовой анализ налоговых преступлений