Уголовное наказание в виде обязательных работ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

В условиях формирования в России правового государства соблюдение принципа приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовно-правовых отношений обусловливает достижение двух разных по содержанию целей: применение более строгих наказаний к лицам, виновным в совершении тяжких и особо тяжких преступлений и гуманизацию назначения и исполнения наказаний в отношении лиц, не представляющих большой общественной опасности.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛ об раб (2).doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

Данный вид наказания получил должное развитие и стал более широко назначаться лицам, виновным в совершении преступлений. Начиная с 2005 года, зафиксирован стабильный рост применения такого вида наказания, как обязательные работы. В 2006 г. обязательные работы в качестве меры наказания были применены в отношении 26,3 тыс. осужденных, что составляло 2,9% от общего числа осужденных. В 2007 г. зафиксирован дальнейший рост назначения этого вида наказания в отношении более 38 тыс. человек, что соответствовало 4,1% осужденных. По итогам 2008 г. из 941936 человек 52379 были осуждены к обязательным работам, что составило около 5,7% от общего числа осужденных. Из 52379 осужденных к обязательным работам 8090 (15,4%) являлись несовершеннолетними. В 2009 г. обязательные работы в качестве меры  наказания были применены в отношении 66480 осужденных, что составило 7,4% от общего числа осужденных. Из них 7359 (11%) являлись несовершеннолетними82.

Преимущество данного вида наказания заключается в том, что совершивший преступление несовершеннолетний имеет реальную возможность реабилитировать себя вне изоляции от общества, не нарушая его норм и выполняя общественно полезную работу.

Среди составов преступлений, за которые данная мера может быть назначена, такие как: умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), побои (ст. 116 УК РФ), причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ч. 1 ст. 118 УК РФ), умышленные уничтожение или повреждение имущества (ч. 1 ст. 167 УК РФ), уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168 УК РФ), хулиганство (ч. 1 ст. 213 УК РФ), вандализм (ч. 1 ст. 214 УК РФ), незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ч. 1 ст. 228 УК РФ), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ). Кодекс содержит еще ряд составов преступлений, за которые возможно назначение обязательных работ, но которые совершаются подростками крайне редко.

Однако, среди наиболее распространенных преступлений, совершаемых подростками, обязательные работы могут быть назначены только за совершение кражи, за совершение грабежа, но невозможно назначение обязательных работ за такие преступления, как разбой (ст. 162 УК РФ), завладение транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ).

Реабилитационно - восстановительный потенциал, который несут в себе обязательные работы, не раскрывается в полной мере в отношении несовершеннолетних.

Считаем, что необходимо пересмотреть возможности применения данной санкции в отношении несовершеннолетних в сторону расширения перечня преступлений, за совершение которых данное наказание может быть им назначено.

При назначении наказания судом необходима дифференциация, для чего требуется изучение личности несовершеннолетнего преступника В ч. 1 ст. 89 -УК РФ предписано правоприменительным органам при назначении наказания несовершеннолетнему учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Только при таком подходе назначенное осужденному наказание будет достигать свих целей. Суд должен принимать во внимание не только степень общественной опасности несовершеннолетнего подсудимого, но и всю совокупность его жизненных обстоятельств и личных качеств, его отношение к учебе и труду, состояние здоровья и трудоспособность, а также сведения о его судимости.

Трудовой кодекс РФ83 в ст. 265 регламентирует трудовые отношения несовершеннолетних, запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Правительство РФ в Постановлении от 25 февраля 2000 г. № 163 утвердило перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет84.

Статьей 266 Трудового кодекса также предусмотрены медицинские осмотры несовершеннолетних – «лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат медицинскому осмотру». Такая мера призвана служить обеспечению безопасности труда.

Работу для несовершеннолетнего осужденного исходя из этих требований следует подбирать с учетом индивидуальных особенностей и физического состояния лица. Только удовлетворяющая всем требованиям УК и Трудового кодекса работа может считаться посильной для несовершеннолетнего осужденного. Ограничения сужают круг предприятий, подходящих для трудоустройства несовершеннолетних осужденных.

При выборе вида деятельности несовершеннолетнему осужденному целесообразно учитывать пожелания самого осужденного в целях достижения максимального исправительного воздействия труда, поскольку труд, не соответствующий квалификации и желанию осужденного, не имеет должного воспитательного и исправительного эффекта. Полезной для несовершеннолетнего осужденного представляется такая работа, которая способствовала бы приобретению им определенных профессиональных навыков. Нужно также при направлении осужденного на работу принимать во внимание расписание его основной работы или учебы, чтобы отработка обязательных работ не вызывала затруднений из-за совпадений графиков.

Труд несовершеннолетних осужденных может быть использован по месту их работы или учебы, где у них уже имеются устойчивые социальные связи и где они постоянно находятся под контролем. Осуждение противоправного поступка осужденного теми людьми, чье мнение ему не безразлично, может способствовать переосмыслению сформировавшихся у него антиобщественных взглядов, привести к переоценке жизненных приоритетов.

Персонал уголовно-исполнительных инспекций должен поддерживать постоянный контакт с администрациями предприятий, на которых отбывают наказание осужденные. Администрации организаций должны обеспечить осужденных работой, необходимым инвентарем, также на нее возлагается обязанность вести учет отработанного осужденными времени и сообщать о нарушениях ими трудовой дисциплины и о случаях уклонения от отбывания наказания. Необходимо установить контроль за поведением осужденного, за его отношением к выполняемой работе и трудовому коллективу.

Воспитательная работы с несовершеннолетними, осужденными к обязательным работам, должна носить не просто формальный характер и не носить характер нотаций, а иметь доверительный характер. Воспитательной работой с несовершеннолетними должен заниматься специальный сотрудник уголовно-исполнительной инспекции, желательно с педагогическим или психологическим образованием. В целях эффективной организации воспитательного воздействия на осужденных к обязательным работам целесообразно выделить специальную должность - инспектора, осуществляющего контроль исключительно за несовершеннолетними, стоящими на учете в УИИ. При проведении профилактической работы необходимо предусмотреть тетрадь по индивидуальной воспитательной работе с осужденными к  обязательным работам, которую обязан вести работник уголовно-исполнительной инспекции85. Такая воспитательная деятельность, будучи правильно организованной, сможет играть важную роль в исправлении несовершеннолетнего осужденного, в становлении личности законопослушного гражданина, способствуя пресечению процесса формирования у несовершеннолетнего антиобщественных взглядов.

3.2. Предупреждение  рецидива преступлений среди  осужденных, отбывших наказание  в виде обязательных работ.

 

Наказание наряду с восстановлением социальной справедливости и исправлением осужденного имеет цель предупреждения совершения новых преступлений. Важнейшей задачей российского государства на современном этапе развития является усиление борьбы с преступностью вообще и таким ее опасным видом, как рецидивная преступность.

Назначая наказание мы ставим задачу - исключить рецидив преступлений со стороны ранее судимого лица. Достигается это путем применения к данному лицу воспитательно-профилактических и других исправительных мероприятий со стороны государственных и общественных организаций. Чем строже назначенное наказание, тем интенсивнее такие меры должны применяться.

Судимость таких осужденных погашается через год после исполнения наказания. Но в практике имеют место случаи совершения преступлений в более отдаленный период, нежели в течение 1 года с момента отбытия наказания, что в уголовно-правовом понимании рецидива не образует. Трудно не согласиться с тем обстоятельством, что личность преступника, совершившего преступление в течение первого или начале второго года после отбытия наказания, не имеет существенной разницы при определении степени ее общественной опасности.

Согласимся с позицией A.M. Марцева и СВ. Максимова о том, что «предупреждение преступности может осуществляться двумя основными способами: воздействием на сферу бытия и воздействием на сферу общественного сознания, которое осуществляется средствами, методами и формами воспитания»86. Таким образом, воспитание, профилактика и предупреждение преступлений - понятия неразделимые и взаимодополняющие. Общее и индивидуальное предупреждение немыслимо без воспитания качеств личности, направленных на уважение норм права и законности.

Предупреждение преступлений представляет собой многостороннюю деятельность, состоящую из нескольких взаимосвязанных компонентов, образующих целостную систему. В нее входят субъекты, осуществляющие предупреждение криминальных проявлений, объекты, на которые направлено воздействие, содержание и средства обеспечения предупредительной деятельности. Именно поэтому должна быть выработана новая система воздействия на преступность, выражающаяся в установлении социально-правового контроля над лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества.

Первое направление предполагает совершенствование экономической, идеологической, организационно-управленческой сфер жизнедеятельности общества. Государство как основной субъект общей предупредительной деятельности должно наряду с уголовной и уголовно-исполнительной политикой определять концептуальные основы государственной политики относительно социально-правового контроля и противодействия преступности. Основными положениями здесь должны стать научно обоснованные правовые, в том числе законодательные, позиции, так или иначе уже нашедшие свое отражение в современной российской действительности.

НИИ ФСИН РФ во взаимодействии с заинтересованными ведомствами была разработана и принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы на срок до 2020 года87, основными параметрами реализации которой являются:

- сокращение численности  осужденных, находящихся в исправительных

- введение новых видов  наказаний, альтернативных лишению  свободы и достижение численности  осужденных, состоящих на учете  в УИИ, до определенных параметров;

- завершение эксперимента  по содержанию осужденных в  тюрьме европейского типа;

появление системы четко регламентированных стимулов правопослушного поведения осужденных, в одной стороны, и мер взыскания, с другой;

- выработка и апробирование  системы новых исправительных  технологий работы с осужденными,  основанных на достижениях психологии  и медицины, педагогики и права;

- создание механизма  государственно- общественного содействия  лицам, отбывшим уголовное наказание,  в их социальной реабилитации. В каждом субъекте Российской  Федерации будут функционировать  центры социальной реабилитации, финансируемые за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также спонсорских пожертвований;

- создание такого уровня  материального обеспечения персонала  УИС, когда его социально-правовая  защита будет соответствовать  уровню защиты государственных служащих федеральных органов государственной власти.

К числу основных направлений общего предупреждения рецидивных преступлений со стороны государства можно отнести деятельность по разработке:

-  нормативно-правовой  базы, закрепляющей на законодательном уровне порядок, организацию, а также содержание мер по предупреждению преступности с определением компетенции федеральных, региональных и местных органов власти в области регулирования общественных отношений по предупреждению преступности. В частности, имеется в виду Закон «О профилактике преступлений», Постановления Правительства субъектов РФ, в том числе те, в которых бы за органами местного самоуправления закреплялись полномочия по реализации положений ст. 49 УК РФ и ст. 25 УИК РФ в части  определения видов обязательных работ,  выполняемых осужденными, и объектов, на которых они отбываются;

- специализированных  комплексных и целевых программ  по конкретным проблемам противодействия  преступности, а также специальных  методов предупреждения отдельных групп преступлений;

Информация о работе Уголовное наказание в виде обязательных работ