Уголовное наказание в виде обязательных работ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

В условиях формирования в России правового государства соблюдение принципа приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовно-правовых отношений обусловливает достижение двух разных по содержанию целей: применение более строгих наказаний к лицам, виновным в совершении тяжких и особо тяжких преступлений и гуманизацию назначения и исполнения наказаний в отношении лиц, не представляющих большой общественной опасности.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛ об раб (2).doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

Мероприятия по осуществлению контроля за поведением осужденного классифицируются на два вида: осуществляемые по месту работы и в быту.

При осуществлении контроля за поведением осужденного по месту работы уголовно-исполнительная инспекция тесно взаимодействует с администрацией организации, в которой трудится осужденный.

Осуществлении контроля за поведением осужденного в быту необходимо контролировать поведение осужденного как по месту жительства, так ив иных общественных местах. Для этого инспекция может взаимодействовать как с участковым уполномоченным милиции, так и с иными службами органов внутренних дел, например, с подразделениями по делам несовершеннолетних, уголовного розыска и патрульно-постовой службой59.

Формами контроля за поведением осужденного могут выступать  различные виды проверок. Особое внимание следует уделить тому, в каких пределах должен осуществляться данный контроль. Здесь, прежде всего, должны быть временные рамки, например, с 6 до 23 часов.

Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции должен исходить из целесообразности и обоснованности проведения контроля, а также уважения прав, свобод и законных интересов осужденного. Результаты проверки поведения осужденного должны находить отражение в акте, в котором также должны раскрываться причины и условия ее проведения. Кроме того, должны быть четко определены субъекты, правомочные осуществлять данный контроль.60

В ч. 1 ст. 28 УИК РФ указывается, что контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания возлагается на администрацию организации, в которой осужденные отбывают обязательные работы.

Таким образом, на администрацию возлагается непосредственный контроль за выполнением обязательных работ осужденными: прибытие, начало и окончание времени работы, периодическое наблюдение за выполнением работы и фиксирование результата.

Данная проблема является достаточно острой, причем из нее вытекает ряд других взаимосвязанных проблем, требующих решения. Так, для них вопросы осуществления контроля в первую очередь затрагивают сферу оплаты труда тех лиц, которые осуществляют непосредственный контроль за работой осужденных. При этом необходимо учитывать, что эти бесплатные общественно полезные работы выполняются осужденными после основной работы или учебы. Для этого, как нам думается, администрацией организации должны определяться несколько сотрудников, которым дополнительно, помимо основной работы, было бы поручено осуществление контроля над выполнением обязательных работ осужденными.

Возникают и требуют разрешения вопросы оплаты труда работников организации по осуществлению функций контроля в часы после отработанной ими смены либо необходимости доплаты за совмещение основной работы и осуществления возложенных обязанностей. Причем последнее выглядит вполне приемлемым как для организации, так и для такого сотрудника, при условии удержания из средств, полученных, например, исходя из выполненной работы самого осужденного.

Важным фактором является непосредственное взаимодействие между сотрудником уголовно-исполнительной инспекции и работником, осуществляющим непосредственный контроль.

Осужденные к обязательным работам  обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

В ч. 2 ст. 26 УИК РФ устанавлены  правоограничения в отношении осужденного к обязательным работам. По этой норме предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде обязательных работ. Осужденный по своему желанию не может воспользоваться правом выбора места проведения отпуска, а должен его проводить в месте своего жительства, поскольку в ином случае может наступить ответственность, предусмотренная ст. 29 УИК РФ61.

А.И. Зубков высказывает  мнение о том, что предоставление осужденному очередного отпуска по месту оплачиваемой работы, каникул студентам и учащимся учебных заведений дневной формы обучения, отпуска лицам (предоставляемом трудовым законодательством), обучающимся в заочной (вечерней) форме может служить основанием отсрочки привлечения осужденных к обязательным работам, а уголовно-исполнительные инспекции могут приостановить исполнение (отбывание) данного вида наказания. Позже автор отмечает, что уголовно-исполнительная инспекция может предоставить отсрочку осужденным к обязательным работам с учетом конкретной ситуации (например, при сдаче выпускных экзаменов).62

Данный вопрос должен решаться уголовно-исполнительной инспекцией индивидуально в отношении каждого осужденного в зависимости от его поведения в период отбывания наказания и иных обстоятельств. Это решение вопроса будет способствовать стимулированию правопослушного поведения осужденных.

В случае причинения увечья, связанного с выполнением обязательных работ, возмещение вреда осужденному производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Согласно ч. 1 ст. 227 ТК РФ работодатель обязан осуществлять расследование и учет несчастных случаев, происшедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, относятся лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ, которыми как раз и являются обязательные работы.63

Между тем, как отмечают некоторые авторы, при привлечении  к труду осужденных к обязательным работам отсутствуют две наиболее существенные черты трудовых правоотношений. Во-первых, возникновению трудового правоотношения предшествует заключение трудового договора. Исходя же из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является принцип «свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности» (ст. 2 ТК РФ), который в данном случае отсутствует. Осужденный не имеет права отказаться от вступления в отношения с муниципальным предприятием или учреждением, следовательно, отсутствует один из непременных признаков любого договора - свободно выраженная воля стороны. Во-вторых, трудовой договор является возмездным, т.е. работа всегда выполняется за вознаграждение (заработную плату). Обязательные работы выполняются на безвозмездной основе, т.е. бесплатно.64 Получается на первый взгляд, что обязательные работы, предусматривают принудительный труд и идут вразрез с международным законодательством, которое запрещает принуждение к такому труду. Однако ответ содержится в ч. 4 ст. 4 ТК РФ, которая акцентирует внимание на том, что с точки зрения российского трудового законодательства работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров, принудительной не является.

Согласно ст. 184 ТК РФ при  повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного  случая на производстве работнику (его  семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами. Лица, осужденные к наказанию в виде обязательных работ, ни под одну из категорий лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном, страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»65 не подпадают.

Думается, что осужденным к рассматриваемому виду наказания возмещение вреда здоровью, причиненного в процессе выполнения обязательных работ, на основании вынесенного судом приговора следует осуществлять, руководствуясь универсальными правилами, закрепленными в ст. 1064 ГК РФ «Общие основания ответственности за причинение вреда», а также в § 2 «Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина» (ст. ст. 1084 -1094) гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» второй части ГК РФ, которые применимы во всех случаях причинения вреда жизни или здоровью гражданина, а соответственно, руководствоваться данными нормативными предписаниями возможно и в случае выполнения трудовых обязанностей осужденным в ходе отбывания обязательных работ.66

На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

Одно только присутствие представителя администрации, осуществляющего контроль, еще не означает, что работа будет выполняться без затягивания времени или намеренного брака. Так как осужденный не состоит в договорных отношениях с организацией, действие Трудового кодекса РФ в этой части на него не распространяется, следовательно, к нему нельзя применить дисциплинарное взыскание. Здесь потребуется некоторое нормативное уточнение, регулирующее такую форму уклонения от исполнения обязательных работ, как некачественное выполнение работы или выполнение ее в относительно малых количествах от имеющихся норм выработки.67

Так, ч. 1 ст. 30 УИК РФ предусматривает  три случая, при которых осужденный признается злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ:

а) более двух раз в  течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

б) более двух раз в  течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

в) скрывшийся в целях  уклонения от отбывания наказания.

Такие действия не под одну из них не подходят. Казалось бы, наиболее ближе п. «б» - нарушение осужденным трудовой дисциплины более двух раз в течение месяца. Но, согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ, соблюдение трудовой дисциплины и выполнение установленных норм труда являются различными обязанностями работника.68

Решение данного вопроса следовало бы увязывать с невыполнением установленных норм труда. Однако в значительной части работу, выполняемую осужденными, сложно нормировать. Учитывая, что время выполнения обязательных работ два, максимум четыре часа в день, то необходимо предусмотреть другой возможный вариант решения. Думается, необходимо добавить формулировку, связанную с невыполнением полученных заданий от представителя администрации, контролирующего ход выполнения обязательных работ.

Представляется перспективным внесение дополнения в ст. 30 УИК РФ, предполагающего закрепление еще одного случая злостного уклонения от отбывания обязательных работ - в случае систематического (более двух раз в течение месяца) невыполнения осужденным установленных минимальных норм выработки либо систематического невыполнения заданий, полученных от представителя администрации.

Ч. 1 ст. 30 следует изложить в следующей редакции: «Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

б) более двух раз в  течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

в) более двух раз в  течение месяца не выполнивший установленные  минимальные нормы выработки,

либо более двух раз в течение месяца не выполнивший полученных заданий от представителя администрации, контролирующего ход выполнения обязательных работ;

г) скрывшийся в целях  уклонения от отбывания наказания».

Федеральный законодатель вправе предусмотреть в уголовном законе как возможность назначения лицу, признанному виновным в совершении преступления, наказания, не связанного с лишением свободы, в том числе в виде обязательных работ, так и возможность его замены - в случае нарушения осужденным установленных законом требований к его отбыванию - иным наказанием69.

При злостном уклонении осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. Время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Если преступления, совершенные по совокупности, являются преступлениями небольшой или средней тяжести, то окончательное наказание назначается путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем частичного или полного сложения наказания.

15 января 2009 года около 17 часов в квартире №-3 по адресу Советский район, пос. Алексеевский ул. Механизаторов 8, между подсудимым Васильевым А.А. и потерпевшей Васильевой Т.С. произошла ссора, в ходе которой подсудимый высказывал в адрес потерпевшей нецензурные оскорбления, чем унизил честь и достоинство последней в неприличной форме. Также Васильев А.А. ударил потерпевшую Васильеву Т.С. один раз кулаком по лицу, второй раз кулаком по спине, от чего последняя упала, А затем вынуждена была уйти из дома.

Информация о работе Уголовное наказание в виде обязательных работ