Уголовное наказание в виде обязательных работ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

В условиях формирования в России правового государства соблюдение принципа приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовно-правовых отношений обусловливает достижение двух разных по содержанию целей: применение более строгих наказаний к лицам, виновным в совершении тяжких и особо тяжких преступлений и гуманизацию назначения и исполнения наказаний в отношении лиц, не представляющих большой общественной опасности.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛ об раб (2).doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

Авторы проекта УК РСФСР 1922 г. реконструировали сформулированный В. И. Лениным статус исправительных работ, который не знал материальных правоограничений, в том числе удержаний из заработной платы осужденных и исключения времени отбывания наказания из стажа их работы... Так УК РСФСР 1922 т. впервые ввел обязательное понижение тарифного разряда для осужденных к исправительным работам.

Следует согласиться с В. Н. Орловым, что «первый УК впервые вводит элемент материального правоограничения осужденного к исправительным работам - понижение по тарифному разряду, именно наличие данного право-ограничения позволяет нам говорить о возникновении исправительных работ».23

Вместе с тем, следует  отметить, что в 1923 г. Постановлением НКТ и НКВД «О принудительных работах  без содержания под стражей» обязательное понижение по тарифному разряду осужденных к исправительным работам было отменено, и в отношении оплаты труда они были приравнены ко всем рабочим и служащим. А с 1926 г. и по настоящее время в содержании исправительных работ присутствует такой карательный элемент как удержание определенной части заработка осужденного.

С 1926 г. история развития обязательных работ в России прерывается и лишь с принятием в 1996 г. Уголовного кодекса РФ обязательные работы как вид уголовного наказания вводятся в правоприменительную практику России.

Таким образом, проведенный  анализ возникновения и развития уголовного наказания в виде обязательных работ позволяет сделать следующие выводы:

1) аналог обязательных  работ был закреплен в Своде  законов, изданным в 1832 г., при этом содержание и характер работ законодатель не регламентировал;

2) в дореволюционный  период развития общественные  работы характеризовались следующими признаками:

- относились к исключительно  или специально заменяющим наказаниям, при этом в весьма редких случаях они могут выступать ив качестве самостоятельного наказания;

- отбывались несостоятельными  к уплате денежных взысканий  крестьянами и мещанами в установленном порядке, а несостоятельными лицами других сословий - лишь в случае собственной их о том просьбе;

- устанавливались на  определенный срок, т.е. были срочными;

- состояли в метении  и чищении улиц, площадей, колодцев, пристаней, копании рвов, постройке  мостов и т.д. 

- отбывались как по  месту жительства осужденного,  так и в иных местах;

- лица, подвергнутые по  несостоятельности взамен денежных  взысканий отдаче в работы, освобождаются, когда внесут часть следующего с них денежного взыскания, соразмерную остающемуся сроку работ;

3) с 1917 до 1921 г. были  сформированы основные принципы  назначения и исполнения принудительных работ, которые по своему содержанию 
более близки к ныне существующим обязательным работам:

- назначались на определенный  срок, т.е. были срочными;

- являлись как основным, так и дополнительным видом  наказания;

- подразделялись на  два вида: общественные работы  и работы по специальности;

- должны быть тяжелыми и неприятными для осужденного;

- исполнялись по месту  работы осужденного или же  в местах по указанию инспекций;

- отбывались осужденным  без изоляции от общества, на  виду у населения;

- в случае отказа  и недобросовестного отбывания  принудительных работ осужденному применялось более суровое наказание;

4) карательное воздействие  правоограничений, входящих в содержание  обязательных работ, постепенно  снижается.

 

ГЛАВА 2. НАЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

2.1. Сущность, содержание  и место наказания в виде  обязательных работ в системе уголовных наказаний

Необходимым условием для всестороннего исследования места обязательных работ в системе наказаний по действующему уголовному законодательству Российской Федерации является уяснение самого понятия наказания и системы наказаний.

Наказание является логическим следствием нарушения гражданином уголовно-правового запрета, порождающего конфликтное отношение и необходимость его разрешения обществом и государством. Наказание традиционно является одним из основополагающих институтов уголовного права и предстает юридическим последствием совершения лицом преступного посягательства и в то же время - одним из средств восстановления нарушенных субъектом общественных отношений24.

Интерес к проблемам  уголовных наказаний с каждым годом возрастает. Все больше юристов  занимается исследованием данного  вопроса и предлагает свои варианты его решения. По словам О.Н. Ничуговской, «система уголовного наказания в настоящий момент требует определенных корректив. И это доказывает тот факт, что на практике применяются далеко не все виды уголовных наказаний, а только малая их часть, которая, к сожалению, не всегда достигает своих целей, указанных в ст. 43 УК РФ, а именно: восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений»25.

Многие юристы считают, что законодатель приводит в УК не «просто перечень видов наказаний, которые затем применяются им при конструировании санкций статей Особенной части, а излагает систему видов наказаний»26.

В Уголовном кодексе РФ не содержатся нормы, определяющей понятие системы наказаний. Этот вопрос рассматривается наукой уголовного права, в которой даются различные определения понятия «система наказаний».

Существует множество определений понятия системы наказаний, содержание которых зависит от степени выраженности ее признаков. Так, Б.С. Утевский писал, что система наказаний есть «...исчерпывающий перечень наказаний с точно установленными в законе рамками каждого из наказаний и с точными санкциями в статьях Особенной части ...»27. А.В. Наумов считает, что систему наказаний можно определить как установленный в уголовном законе исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенном порядке28. Подобной точки зрения придерживаются многие ученые.

По словам Н.Ф. Кузнецовой система наказаний — это целостное множество видов наказания (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказания29.

А.П. Козлов считает, что «не всякий упорядоченный перечень следует считать системой наказаний, а только тот, в котором наказания взаимосвязаны»30.

Таким образом, систему наказаний в современном понимании можно определить как установленную уголовным законом и носящую исчерпывающий характер совокупность видов уголовного наказания, расположенных в определенной последовательности в соответствии со степенью их тяжести, взаимно дополняющих и заменяющих друг друга.

Система наказаний является одним из основных институтов уголовного права. Она  изменяется под влиянием того, какие цели ставятся обществом и государством перед уголовным законодательством.

Наказаниями, связанными с лишением свободы, в УК РФ являются арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы. Существуют меры, ограничивающие свободу. Среди мер, не связанных с лишением свободы, есть имущественные санкции и те, которые связаны с обязательным привлечением к труду.

С обязательным привлечением к труду связаны такие виды наказаний, как обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы.

Сокращение применения лишения свободы и расширение применения наказаний, не связанных с лишением свободы, в последние годы приобрело характер тенденции во всем мире. Это обусловлено совокупностью социально-правовых и экономических причин. Многие ученые считают, что лишение свободы влечет за собой целый ряд негативных последствий, таких как нарушение социальных связей осужденного, утрата им за время отбывания наказания профессиональных навыков, трудность социальной адаптации после окончания срока наказания.

Зачастую, проведя длительное время в изоляции от общества, человек, вместо того, чтобы встать на путь исправления, приобретает навыки преступного поведения, вовлекается в криминальную среду.

И.И. Карпец писал: «...мы видим  перспективу дальнейшего развития системы наказаний в ограничении  применения такой меры наказания, как  лишение свободы (с учетом социальных условий, конечно). Но отказ от применения лишения свободы или ограничения в его использовании неизбежно должны быть связаны с увеличением применения других видов наказания, либо с введением новых. (Отказ от чего-то требует замены чем-то.) Это могут быть такие меры, как новый вид условного осуждения с привлечением к труду или другие формы ограничения свободы, либо увеличение срока исправительных работ, либо введение так называемых материальных санкций, либо иные меры наказания (какие — сейчас сказать еще невозможно)»31.

Вопрос гуманизации уголовного наказания был предметом выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина 18 апреля 2002 г. в Послании «России надо быть сильной и конкурентоспособной». Он обратил внимание на необходимость развития системы альтернативных наказаний и практики их применения.

На заседании Президиума Государственного Совета РФ от 11 февраля 2009 г., проходившем в г. Вологде, были приняты решения о разработке дополнительных мер для исполнения наказаний в виде ограничения свободы, ареста и обязательных и исправительных работ.

Обязательные работы - один из новых видов наказания  в российском уголовном законодательстве. Содержание этого наказания определено в ч. 1 ст. 49 УК РФ и заключается  в выполнении осужденным в свободное  от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями32.

Для определения места обязательных работ в системе наказания необходимо рассмотреть сущность и содержание указанного вида наказания. Содержание уголовного наказания законодатель определяет в ч. 1 ст. 43 УК РФ, согласно которой наказание заключается в предусмотренных Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. То есть содержание уголовного наказания есть лишение или ограничение прав и свобод осужденного.

Наиболее распространена позиция, согласно которой содержание наказания заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Так, Н.Ф. Кузнецова указывает, что «содержание наказания - ограничение или лишение прав и свобод осужденного»33.

А.В. Наумов отмечает, что  «наказание всегда связано с ограничением прав и свобод лица, совершившего преступление, причиняет (или по крайней мере способно причинить) ему определенные моральные страдания и лишает его определенных благ (свободы, имущественных прав и т.д.)»34.

Содержание наказания в виде обязательных работ ученые рассматривают с подобной точки зрения.

По мнению В.Н. Орлова, содержание обязательных работ состоит: «1) в самом факте осуждения лица от имени государства; 2) в принудительном характере выполняемых осужденным общественно полезных работ; 3) в бесплатности выполняемых осужденным общественно полезных работ; 4) в выполнении осужденным строго определенного вида общественно полезных работ; 5) в тяжелом и непрестижном характере общественно полезных работ; 6) в выполнении осужденным общественно полезных работ на строго определенных объектах; 7) в продолжительности во времени общественно полезных работ; 8) в интенсивности общественно полезных работ, т.е. как часто осужденный должен быть занят общественно полезными работами; 9) в выполнении осужденным общественно полезных работ по месту своего жительства, т.е. в том районе, где его могут встретить знакомые или близкие; 10) в ограничении осужденного в реализации в полной мере своего право на отдых; 11) в выполнении осужденным общественно полезных работ в свободное от основной работы или учебы время; 12) в невключении времени отбывания обязательных работ в трудовой стаж осужденного; 13) в запрете осужденному призываться на военную службу, т.е. в невозможности реализации долга и обязанности гражданина РФ по защите Отечества; 14) в предоставлении осужденному при наличии уважительных причин право проработать в течение недели меньшее количество часов»35.

Н.Г. Осадчая указывает, что «содержание обязательных работ заключается в выраженной в приговоре отрицательной оценке поведения лица со стороны государства, продолжительности наказания, принудительном характере труда, бесплатности работ, наличии судимости. Сущность обязательных работ как вида уголовного наказания будет заключаться в тех особых свойствах работ, выполняемых осужденным при отбывании этого наказания, которые отличают их от работ, осуществляемых законопослушными гражданами, и позволят исправить преступника»36.

Сущность обязательных работ с точки зрения А.Ж. Рамазанова состоит в следующем:

«1) согласно ч. 1 ст. 45 УК РФ обязательные работы могут применяться  в качестве основного наказания;

2) в соответствии с ч. 1 ст. 49 УК РФ обязательные работы предполагают выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления;

Информация о работе Уголовное наказание в виде обязательных работ