История развития законодательства об ответственности за преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:32, реферат

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе уголовного законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно, всесторонне исследовать актуальные проблемы контрабанды как одного из важнейших преступлений в сфере экономической деятельности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие контрабанды;
- изучить элементы состава контрабанды, выявить особенности ее квалификации;
- выделить общий, родовой и непосредственный объект контрабанды, проанализировать специфику ее предмета;
- исследовать элементы объективной стороны контрабанды;
- проанализировать формы и виды вины применительно к субъективной стороне контрабанды;
- изучить квалифицированные виды контрабанды;
- исследовать взаимосвязи контрабанды со смежными с ней составами преступлений.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития законодательства об ответственности за преступл.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

В связи с этим представляется, что первоочередной задачей, стоящей  перед правоохранительными органами, нужно считать отграничение состава уклонения от уплаты таможенных платежей от контрабанды.

При сравнительном анализе двух составов преступлений - уклонения  от уплаты таможенных платежей и контрабанды - следует учитывать их определения, данные как в уголовном, так и в таможенном законодательстве.

Согласно Таможенному кодексу  контрабанда представляет собой  перемещение через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:

- наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих,  радиоактивных и взрывчатых веществ;

- вооружения, взрывных устройств,  огнестрельного оружия, патронов  к нему и боеприпасов (кроме  гладкоствольного охотничьего оружия  и патронов к нему);

- ядерного, химического, биологического  и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании;

- стратегически важных сырьевых  товаров;

- предметов художественного, исторического  и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а равно такое перемещение иных товаров, совершенное в крупных размерах или с использованием служебного положения публичного должностного лица, либо публичным должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой.

В таможенном законодательстве признается контрабандой и невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России путем ее прорыва, выразившегося в их открытом перемещении через таможенную границу Российской Федерации вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль (ст. 219 Таможенного кодекса).

В вопросе ответственности за контрабанду  Таможенный кодекс отсылает нас к уголовному законодательству.

Понятие "контрабанда" в Уголовном  кодексе РФ 1996 г. несколько иное. Так, самостоятельными преступлениями признаются незаконный экспорт технологий, научно - технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).

Логическое толкование ст. 219 Таможенного  кодекса приводит к выводу о том, что контрабанда по Таможенному кодексу возможна не только при незаконном перемещении товаров через таможенную границу в крупном размере, но и при отсутствии такого размера - в случае совершения этого преступления лицом с использованием служебного положения публичного должностного лица, либо публичным должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой. Это положение таможенного законодательства явно противоречит тому определению контрабанды, которое дается в Уголовном кодексе. Кроме того, понятия "публичное должностное лицо" в УК РФ 1996 г. не содержится.

Вопрос о соотношении контрабанды  и уклонения от уплаты таможенных платежей - один из самых сложных в судебно - следственной практике. В действительности контрабанда нередко связана с одновременным уклонением от уплаты таких платежей. По этой причине ряд юристов полагают, что контрабанда, по определению, включает в себя и неуплату таможенных платежей. Так, по мнению Б.В. Волженкина, привлечение к ответственности за уголовно наказуемую контрабанду по ст. 188 УК РФ охватывает и факт имевшейся при этом неуплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица28.

Шишко И. В. также полагает, что контрабанде "имманентно присуще уклонение от уплаты таможенных платежей"29.

Такая точка зрения представляется неточной. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей - самостоятельные преступления, хотя и посягающие на однородные общественные отношения и имеющие сходные способы совершения. В обоснование своей позиции приведу следующие аргументы.

Во-первых, перемещение целого ряда предметов вообще не может предполагать уплату таможенных платежей. Это относится к предметам, перечисленным в ч. 2 ст. 188 УК РФ, которые изъяты из торгового оборота (радиоактивные вещества, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения и т.д.). Само по себе перемещение этих предметов или веществ физическими лицами помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, образует состав контрабанды.

Во-вторых, лицо может переместить  на таможенную территорию Российской Федерации товары или транспортные средства законно, однако затем отказаться уплатить, к примеру, налог на добавленную стоимость, акцизы или таможенный сбор за хранение, т.е. те виды таможенных платежей, которые не уплачиваются одновременно с подачей таможенной декларации.

В-третьих, отличие между двумя  анализируемыми составами можно  провести и по субъективной стороне, точнее, по цели, хотя этот признак и не влияет на квалификацию. При контрабанде цель может быть связана как с желанием переместить запрещенные к обороту предметы, так и с желанием уклониться от уплаты таможенных платежей. При совершении второго преступления - цель только корыстная и связана со стремлением избежать "лишних расходов" по оплате таможенных пошлин, налогов и т.д.

В-четвертых, норма об уклонении от уплаты таможенных платежей допускает освобождение от уголовной ответственности в случае, когда такое преступление совершено впервые и лицо способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб (примечание к ст. 198). В случае же признания уклонения от уплаты таможенных платежей элементом другого состава - контрабанды и выполнения всех необходимых требований, указанных в примечании к ст. 198 УК РФ, освобождение от уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 194 УК РФ, невозможно, т.е. нельзя будет дифференцировать уголовную ответственность, хотя эти обстоятельства могут быть учтены судом при назначении наказания.

Несмотря на то что контрабанде, как правило, сопутствует уклонение  от уплаты таможенных платежей, все же следует признать самостоятельный характер этих преступлений. Как представляется, нормы об этих преступлениях нельзя рассматривать с точки зрения общей и специальной норм. Следовательно, в тех случаях, когда контрабанда сопровождается уклонением от уплаты таможенных платежей, необходимо квалифицировать эти преступления по совокупности ст. ст. 188 и 194 УК РФ.

Круглова О. и Котельников А. также разграничивают контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей отличаются по объективной стороне. Уклонение - это умышленный отказ уплатить таможенные платежи в установленные таможенным законодательством сроки. Согласно ст. 119 ТК РФ таможенные платежи должны быть уплачены до принятия таможенной декларации или одновременно с принятием таможенной декларации, т.е. на стадии, предшествующей декларированию. Контрабанда же может быть совершена только на стадии декларирования30.

Таким образом, действия по уплате таможенных платежей и по перемещению товаров не совпадают по времени, что исключает идеальную совокупность контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей. Возможна только реальная совокупность этих составов преступлений. Поэтому нельзя согласиться с высказанной С. Душкиным и С. Русовым31 точкой зрения о том, что контрабанду по отношению к уклонению от уплаты таможенных платежей необходимо считать составом преступления и что при перемещении через таможенную границу РФ товаров в крупном размере с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженным с недекларированием или недостоверным декларированием, нужно квалифицировать только как контрабанду, без совокупности с уклонением от уплаты таможенных платежей.

 

ГЛАВА 3. О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КОНТРАБАНДЕ

 

Во многих странах мира контрабанда  признана одним из самых опасных  видов преступной деятельности. В  высокоразвитых странах: США, Германии, Великобритании, Франции - на борьбу с контрабандой выделяются огромные деньги из бюджета.

Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе.

Особую опасность представляют контрабандный ввоз и вывоз таких  предметов, как наркотические средства, оружие, культурные ценности. Сложились высокоорганизованные транснациональные рынки, связанные с контрабандой этих товаров.

Несмотря на совершенствование  законодательства, кадровое и техническое укрепление таможенных органов, а также широкое освещение порядка прохождения таможенного контроля, об усилении административной и уголовной ответственности за контрабанду, в судах Российской Федерации доля по данной категории уголовных дел составляет от 3 до 5% от числа иных рассматриваемых дел.

В указанных условиях и возникла необходимость урегулировать вопросы, связанные с обобщением судебной практики рассмотрения уголовных дел о контрабанде на территории Российской Федерации.

В связи с вопросами, возникшими в судебной практике при рассмотрении уголовных дел о контрабанде, Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" (Российская газета. 2008. 7 июня).

Опасность преступлений, связанных  с контрабандой, в последние годы резко возросла именно потому, что она приобретает все более организованный и масштабный характер и причиняет значительный ущерб интересам общества и не имеет, к сожалению, тенденции к снижению.

Пленум Верховного Суда РФ признал  не действующим на территории Российской Федерации Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. N 2 "О судебной практике по делам о контрабанде".

Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил судам, что  в отличие от правонарушений в  области таможенного дела, наказуемых в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, ответственность по ст. 188 УК РФ наступает только при наличии таких признаков данного состава преступления, как незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в крупном размере либо незаконное перемещение предметов контрабанды, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, вне зависимости от их стоимости или количества.

Исходя из пп. 10 п. 1 ст. 11 Таможенного  кодекса РФ незаконным считается перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, совершенное с нарушением порядка, установленного указанным Кодексом. При этом ответственность по ст. 188 УК РФ наступает лишь в случаях, когда незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием (п. 1).

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что в соответствии с федеральным законодательством под юрисдикцию Российской Федерации подпадает единая таможенная территория (ст. 1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"), а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на ее континентальном шельфе искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с федеральным законодательством (п. 2).

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (пп. 1 - 3 п. 1 ст. 11) и Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (п. 26 ст. 2), включая транспортные средства, отнесенные ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам, а также иные не являющиеся товарами предметы, для которых законодательством установлены определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации (например, используемые для международных перевозок транспортные средства, которые не обладают признаками товаров, рукопись научной статьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец) (п. 3).

Перемещение через таможенную границу  товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или иных предметов любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Исходя из этого при рассмотрении конкретного дела момент окончания  контрабанды должен определяться в  зависимости от формы и способа  перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом этапов перемещения, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, например получение разрешения на применение процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. ст. 79 - 90) или международного таможенного транзита (ст. ст. 167 - 169), предварительное, периодическое и периодическое временное декларирование (ст. ст. 130, 136 и 138) (п. 4).

Информация о работе История развития законодательства об ответственности за преступления