История развития законодательства об ответственности за преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:32, реферат

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе уголовного законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно, всесторонне исследовать актуальные проблемы контрабанды как одного из важнейших преступлений в сфере экономической деятельности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие контрабанды;
- изучить элементы состава контрабанды, выявить особенности ее квалификации;
- выделить общий, родовой и непосредственный объект контрабанды, проанализировать специфику ее предмета;
- исследовать элементы объективной стороны контрабанды;
- проанализировать формы и виды вины применительно к субъективной стороне контрабанды;
- изучить квалифицированные виды контрабанды;
- исследовать взаимосвязи контрабанды со смежными с ней составами преступлений.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития законодательства об ответственности за преступл.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Борьба с контрабандой является одной из самых острых проблем  мирового сообщества. Россия не является в этом отношении исключением. Более того, в современных условиях развития нашей страны, где теневая экономика стимулирует ежегодный прирост преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, наиболее актуальными проблемами остаются незаконные импортно-экспортные операции с сырьевыми ресурсами, вывоз из России за границу стратегического сырья, валютных ценностей, уклонение от уплаты таможенных платежей. Эти правонарушения наносят серьезный урон экономической безопасности страны. Одним из наиболее общественно опасных преступлений такого рода является контрабанда.

В «наследство» России достались многие не решенные ранее вопросы борьбы с контрабандой и, кроме того, появились новые, требующие незамедлительного разрешения. Вот их неполный перечень: высокий уровень коррупции,  нестабильность таможенного законодательства, «прозрачность» границ в СНГ, появление новых видов контрабанды, создание организованных, устойчивых групп и т.д. Указанные обстоятельства обуславливают своевременность и актуальность настоящего исследования.

В юридической литературе вопросы, рассматриваемые в настоящей  работе, исследовались на различных этапах развития уголовного законодательства видными учеными-теоретиками. Среди этих исследований следует выделить работы М.М. Алиева, К.В. Базилевича, С.С. Белоусовой, Б.В. Волженкина, Е.Ф. Галанжина, А.В. Грязнова, А.И. Гурова, А.В. Дранникова, С.В. Душкина, А.В. Егорова, Ю.И. Зеленского, Н.П. Карпушина, Ю.Г. Кисловского, Д.В. Коземаслова В.М. Колдаева, В.И. Колосовой, М.А. Кочубей, Н.А. Лопашенко, В.В. Лукьянова, Л.Н. Маркова, В.И. Михайлова, С. А. Овчинниковой, Г.Ш. Пашаева, А. И. Потяева, Л.Ф. Рогатых, Л.Ю. Родиной, К. К. Сандровского, А.А. Сахера, С.А. Сирма, Ю.И. Сучкова, А.В. Федорова и др.

Необходимо подчеркнуть, что в  последние годы научный интерес  к проблемам борьбы с контрабандой заметно усилился, появилось большое количество научных публикаций на эту тему. Проблемам контрабанды посвящены кандидатские  диссертации А.В. Грязнова, Т.В. Дикановой, С.В. Душкина, Г.В. Карнишиной, Г.П. Качкиной, А.А. Коврижных, Д.В. Коземаслова, М.А. Кочубей, П.А. Модестова, Л.Ю. Родиной, Л.Ф. Рогатых, П.Н. Смолякова, Ю.И. Сучкова и др.

Цель настоящего исследования состоит  в том, чтобы на основе уголовного законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно, всесторонне исследовать актуальные проблемы контрабанды как одного из важнейших преступлений в сфере экономической деятельности.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- уточнить понятие контрабанды;

- изучить элементы состава контрабанды,  выявить особенности ее квалификации;

- выделить  общий, родовой и непосредственный объект контрабанды, проанализировать специфику ее предмета;

- исследовать  элементы объективной стороны  контрабанды;

- проанализировать  формы и виды вины применительно  к субъективной стороне контрабанды;

- изучить  квалифицированные виды контрабанды;

- исследовать взаимосвязи контрабанды со смежными с ней составами преступлений.

Объектом  исследования в рамках дипломной  работы выступает контрабанда как преступление в сфере экономической деятельности. Предметом исследования являются нормы уголовного и таможенного права, регулирующие вопросы, связанные с квалификацией деяний как контрабанды; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы; правоприменительная практика. 

Методологическую  основу исследования  составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Нормативно-правовая база исследования представлена Конституцией РФ, уголовным и таможенным законодательством Российской Федерации, а также подзаконными нормативными правовыми актами министерств и ведомств. Теоретическая база исследования основана на трудах ученых в области уголовного права.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

 

ГЛАВА 1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В  СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений в сфере экономической деятельности

 

Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами, объединенными в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" разд. VIII "Преступления в сфере экономики" Уголовного кодекса РФ 1996 г. В ранее действовавшем законодательстве эти преступления именовались хозяйственными.

В уголовно-правовой литературе справедливо отмечается, что название гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" не отражает сути общественных отношений, защищаемых данными нормами уголовного закона. В сфере экономической деятельности можно совершить хищение, служебное преступление и др. В названиях подавляющего большинства глав Особенной части Кодекса зафиксирован объект преступной деятельности, а не сфера этой деятельности: "Преступления против:" То же самое следовало отразить в названии гл. 22 УК 1996 г., как, в частности, это сделано в названии соответствующей гл. 29 Модельного Уголовного кодекса для государств-участников Содружества Независимых Государств, принятого 17 февраля 1996 г. Межпарламентской Ассамблеей СНГ, - "Преступления против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности"1.

Формирование  новых экономических, рыночных отношений, поощрение предпринимательства, возникновение многоукладной экономики предопределили задачу пересмотра законодательства о так называемых хозяйственных преступлениях.

Одни общественные отношения в сфере экономической  деятельности были взяты под уголовно-правовую охрану, а другие из-под такой  охраны выведены. Так, в Уголовном кодексе 1996 г. введены нормы об уголовной ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрацию незаконных сделок с землей, незаконную банковскую деятельность, лжепредпринимательство, легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм, заведомо ложную рекламу, незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии), изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство2.

Вместе  с тем по Уголовному кодексу 1996 г. перестали быть преступными получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения, незаконный отпуск бензина или других горюче-смазочных материалов, нарушение правил торговли, нарушение государственной дисциплины цен, изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки, занятие запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности и др.

В Уголовном  кодексе 1996 г. гл. 22 "Преступления в  сфере экономической деятельности" освобождена от близких общественно опасных деяний, посягающих на другие объекты. Так, преступления против природных богатств, содержащиеся прежде в гл. VI "Хозяйственные преступления" Особенной части Кодекса РСФСР 1960 г., выделены впервые в самостоятельную гл. 26 "Экологические преступления", которая вошла в разд. IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" Кодекса РФ 1996 г.

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Вместе с тем не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8 и 34 Конституции РФ).

Общественная  опасность преступлений в сфере  экономической деятельности заключается в том, что в результате таких посягательств причиняется или создается реальная возможность причинения существенного ущерба экономическим интересам государства, а также иным субъектам, связанным с экономической деятельностью.

Любое преступление в сфере экономической деятельности - воспрепятствование законной предпринимательской деятельности или незаконное предпринимательство, монополистические действия и ограничение конкуренции или изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, контрабанда или уклонение от уплаты налогов, обман потребителей и т.д. - в той или иной степени представляет собой посягательство на экономические интересы государства и иных субъектов, связанных с экономической деятельностью. Именно это свойство следует иметь в виду при отграничении рассматриваемых преступлений от преступлений против собственности, которые хотя и нарушают в определенных случаях интересы экономической деятельности, однако имеют иной объект - частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Уголовно-правовые нормы, предусматривающие  ответственность за рассматриваемые  преступления, охраняют совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности. Объединяя эти преступления в гл. 22 разд. VIII "Преступления в сфере экономики", законодатель тем самым считает, что родовым объектом преступлений, составы которых описаны в этом разделе, является экономика, понимаемая как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ3.

В теории уголовного права выделяется также видовой объект. Видовым  объектом принято считать общественные отношения (интересы), на которые посягают преступления, нормы об ответственности  за совершение которых помещены в пределах одной главы Кодекса. Применительно к преступлениям, описанным в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности", видовой объект может быть определен как установленный государством порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Объективная сторона рассматриваемых  преступлений представляет собой общественно опасные деяния (действие или бездействие), состоящие в нарушении установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Этот порядок регламентируется федеральными законами, прежде всего Гражданским кодексом РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами министерств и ведомств.

Законодательная конструкция объективных  признаков конкретных преступлений в данной сфере деятельности носит различный характер. Так, для констатации оконченного состава некоторых преступлений требуется наступление определенных общественно опасных последствий (например, при незаконном предпринимательстве, лжепредпринимательстве, незаконном получении кредита, заведомо ложной рекламе). В других случаях для оконченного состава преступления не требуется наступления общественно опасных последствий, достаточно самого факта действия или бездействия, образующих объективную сторону конкретного преступления (например, при воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, регистрации незаконных сделок с землей и др.). Диспозиции ряда норм (например, ст. 174, 178, 181, 191 УК), определяющих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности, являются бланкетными. Поэтому для уяснения признаков состава преступления необходимо обращаться к другим нормативным актам (например, к гражданскому законодательству, постановлениям Правительства, инструкциям и т.д.). При применении таких норм важно установить наличие нарушения предписания уголовного закона и иного нормативного акта.

Отдельные диспозиции статей построены  так, что общественно опасные  правонарушения признаются уголовно наказуемыми  лишь при наличии определенных условий. Так, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности наказуемо в уголовном порядке только после вступления в законную силу соответствующего судебного акта (ст. 177); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, наказуемы при условии установления в отношении перечисленных предметов специального экспортного контроля (ст. 189); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, преступно, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 190).

Субъективная сторона всех рассматриваемых  преступлений выражается в умышленной вине. Неосторожные посягательства на установленный порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности не являются преступными.

Субъектом преступления могут быть должностные  и иные (частные) лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет. Содержание понятия "должностное лицо" раскрывается в п. 1 примечания к ст. 285 УК.

Таким образом, преступления в сфере экономической  деятельности - это такие предусмотренные  уголовным законом посягательства на экономические интересы, которые заключаются в умышленных нарушениях должностными или иными лицами законодательно установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В юридической  литературе даются и другие определения  преступлений в сфере экономической  деятельности. Так, по мнению Б. В. Яцеленко, преступлениями в сфере экономической деятельности "являются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг"4. Н. А. Лопашенко такими преступлениями признает "предусмотренные уголовным законом умышленные общественно опасные деяния, совершаемые в любой форме собственности, посягающие на общественные отношения по реализации принципов осуществления экономической деятельности"5. Была выдвинута точка зрения, согласно которой преступления в сфере экономической деятельности - это "общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения производства, распределения, обмена и потребления материальных и иных благ"6.

Информация о работе История развития законодательства об ответственности за преступления