История развития законодательства об ответственности за преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:32, реферат

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе уголовного законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно, всесторонне исследовать актуальные проблемы контрабанды как одного из важнейших преступлений в сфере экономической деятельности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие контрабанды;
- изучить элементы состава контрабанды, выявить особенности ее квалификации;
- выделить общий, родовой и непосредственный объект контрабанды, проанализировать специфику ее предмета;
- исследовать элементы объективной стороны контрабанды;
- проанализировать формы и виды вины применительно к субъективной стороне контрабанды;
- изучить квалифицированные виды контрабанды;
- исследовать взаимосвязи контрабанды со смежными с ней составами преступлений.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития законодательства об ответственности за преступл.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Контрабанда считается оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения товаров или иных предметов и веществ через таможенную границу Российской Федерации.

С субъективной стороны контрабанда  предполагает наличие вины в форме  прямого умысла. Виновный сознает, что  незаконно перемещает товары или иные предметы через таможенную границу Российской Федерации, при наличии хотя бы одного из способов, указанных в ст. 188 УК, и желает переместить их через таможенную границу. Например, при контрабанде товаров с сокрытием их от таможенного контроля лицо сознает, что незаконно перемещает через таможенную границу те или иные товары и использует для этого тайник, затрудняющий их обнаружение, или придает одним товарам вид других и желает переместить через таможенную границу товары таким путем.

Для состава контрабанды не имеет  значения, чем было обусловлено желание виновного незаконно переместить товары или иные предметы через таможенную границу Российской Федерации.

Субъектом контрабанды могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

В ст. 188 УК установлена дифференцированная уголовная ответственность в зависимости от предмета контрабанды.

Незаконное перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением предметов, указанных в ч. 2 ст. 188 УК, квалифицируется по ч. 1 этой статьи.

Товары - любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая или иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование (см. п. 1 и 4 ст. 18 ТК).

Согласно примечанию к ст. 188 УК контрабанда признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

Контрабанда признается более опасным  преступлением и квалифицируется по ч. 2 ст. 188 УК, если имеет место незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.

При незаконном перемещении указанных  предметов через таможенную границу Российской Федерации размер, т.е. их стоимость, не является обязательным условием для состава контрабанды, квалифицируемой по ч. 2 ст. 188 УК.

Квалифицированная контрабанда регулируется Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах"21; Положением о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 27822; Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии"23, Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. "Об оружии"24, Законом РФ от 15 апреля 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей"25.

Понятие "наркотические средства и психотропные вещества" определено ст. 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических веществах 1961 г. Это, например, марихуана, гашиш, героин, промедол, морфин.

Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного  происхождения, препараты, природные  материалы, оказывающие влияние  на психику человека, например, амобарбитал, аминорекс, кетамин, фторотан.

Сильнодействующие вещества - вещества, вызывающие осложнения и приносящие вред здоровью человека, например, ожоги. К ним относятся: альпразолам, бромазепам, диазепам, клофелин, медазепам, солутан и др.

Ядовитые вещества - вещества, которые  вызывают отравление и могут привести к смерти, например, мышьяк, сулема.

Отравляющие вещества - это такие  химические реагенты и их соединения, которые воздействуют на центральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в незначительных дозах вызывают их поражение, но не относятся к химическому оружию, например, аммиак, иприт, хлор и др.

Радиоактивные вещества - вещества, содержащие элементы, обладающие способностью к самопроизвольному превращению в другие элементы, сопровождающемуся испусканием ионизирующих излучений.

Взрывчатые вещества - химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению - взрыву. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, дымный и бездымный порох, твердое ракетное топливо и др.

Вооружение - это любые виды продукции военного назначения, в том числе боевое неогнестрельное оружие, средства связи, навигационные приборы и радиолокационная аппаратура военного назначения и др.

Взрывное устройство представляет собой комбинацию взрывчатого вещества и специального приспособления, предназначенного для производства взрыва.

Огнестрельное оружие - оружие, предназначенное  для механического поражения  цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда (ст. 1 Федерального закона "Об оружии").

Боеприпасы - предметы вооружения и  метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание (снаряды, мины, гранаты, авиабомбы, все виды патронов к стрелковому огнестрельному оружию и др.).

Ядерное, химическое, биологическое  и другие виды оружия массового поражения - это различные устройства, средства и вещества, а также средства их доставки, применяемые в военных  целях для массового уничтожения (поражения) живой силы противника, боевой техники, сооружений, заражения окружающей природной среды, продовольствия, воды и иных материальных объектов.

Под другими видами оружия массового  поражения понимается любое другое, способное за счет физических или химических факторов обеспечить массовую гибель людей.

Материалы и оборудование, которые  могут быть использованы для создания оружия массового поражения, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, - это различные материалы и оборудование, которые используются в гражданских целях, но могут быть применены для создания соответствующего оружия массового поражения или средств его доставки. Это, например, различные сплавы, композиты, органические вещества, различные механизмы, контрольно-измерительная аппаратура и другие средства, которые могут быть использованы при создании того или иного вида оружия массового поражения (ядерного или химического), а также ракетной техники как специфического средства его доставки. Порядок вывоза указанных материалов и оборудования регламентируется Федеральным законом от 18 июля 1999 г. "Об экспортном контроле"26.

Согласно ст. 6 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей" под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно культурные ценности: созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации; имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на ее территории иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации; обнаруженные на территории Российской Федерации; приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности; приобретенные в результате добровольных обменов; полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Под действие этого закона (ст. 7), в  частности, подпадают следующие  категории предметов: исторические ценности, в том числе связанные  с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности, иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры27.

В ч. 3 ст. 188 УК установлена ответственность за квалифицированный вид контрабанды, когда преступление совершалось: 1) неоднократно, или 2) должностным лицом с использованием своего служебного положения, или 3) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Признак совершения контрабанды неоднократно совпадает по содержанию с аналогичным признаком других преступлений в сфере экономической деятельности.

Субъектом контрабанды, совершенной  с использованием должностным лицом  своего служебного положения, являются должностные лица, осуществляющие контрольные функции на таможенной границе Российской Федерации, а также иные должностные лица, злоупотребляющие должностными полномочиями в целях незаконного перемещения товаров или иных предметов.

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации действий виновного по ст. 285 УК.

О совершении контрабанды с применением  насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, можно говорить в тех случаях, когда на лицо, осуществляющее контрольные функции на таможенной границе, оказывается физическое воздействие (например, наносятся побои, причиняется легкий или средней тяжести вред здоровью) с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу. Если насилие выразилось в причинении смерти или тяжкого вреда здоровью, то содеянное должно квалифицироваться не только по ч. 3 ст. 188 УК, но и по статьям о преступлениях против жизни или здоровья.

Особо квалифицированным видом  контрабанды является совершение этого  преступления организованной группой (ч. 4 ст. 188 УК).

Контрабанда признается совершенной  организованной группой, если она совершена  устойчивой группой из двух или более  лиц, заранее объединившихся для совместного незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Лица, содействовавшие совершению контрабанды, подлежат уголовной ответственности  за соучастие в данном преступлении, если их действия подпадают хотя бы под один из признаков, указанных в ст. 188 УК.

В случаях, когда лицо наряду с контрабандой совершает преступления, например, подделку документов, незаконное приобретение или сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, незаконное изготовление, приобретение, хранение либо сбыт наркотических средств, действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений.

 

§3. Отграничение контрабанды  от смежных составов преступлений

 

Одной из важнейших задач юридической  науки следует считать активное воздействие на совершенствование организации общества, укрепление законности и правопорядка.

Решить эту задачу можно лишь благодаря исследованию всех направлений правоприменительной деятельности, и в частности исследованию проблем борьбы с отдельными видами преступлений, совершенствованию уголовного законодательства, социальной обусловленности уголовно - правовых норм, анализу практики их применения, разработке форм и методов предупреждения конкретных преступлений.

На состоянии борьбы с преступностью в таможенной сфере самым негативным образом сказывается несовершенство нормативной (в том числе уголовной) базы, ее отставание от происходящих изменений в способах криминальных действий. Несмотря на устранение ряда законодательных пробелов в этой части в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г., некоторые общественно опасные деяния в таможенной сфере, нуждающиеся в криминализации в силу их объективной социальной вредности, по прежнему не получили надлежащей уголовно - правовой регламентации. В качестве примера можно привести неправомерное использование таможенных льгот в целях уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Информация о работе История развития законодательства об ответственности за преступления