Закон, как источник права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Закон – наиболее распространенная форма через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитии конституционных положений и принципов .
Необходимость построения такой системы законотворчества, которая позволяла бы реально обеспечить права и законные интересы личности, определена государством как приоритетная задача . Казалось бы, все не столь печально: ведь законодательство содержит и перечень определенных прав личности и целый ряд гарантий, направленных на их обеспечение .

Содержание

Введение……………………………………………………………...……..…..3
Глава 1 Теоретические аспекты понятия закона как источника права…….6
Закон как источник права………………………………………..…6
Применение законодательства……………………………………15
Глава 2 Законодательство и законотворческий процесс…………………..17
2.1 Закон и законодательство……………………………………….…17
2.2 Этапы законодательного процесса в Российской Федерации…..22
Заключение…………………………………………...…………………..........30
Список использованных источников и литературы……………...……...….32

Вложенные файлы: 1 файл

Закон как источник права ГОТОВАЯ.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Порядок принятия федеральных  законов сходен с принятием федеральных конституционных законов, но имеет ряд особенностей. Эти законы принимаются по вопросам и в порядке, предусмотренном в Конституции РФ (О конституционном собрании, о федеральных судах, об уполномоченном по правам человека, о Правительстве, о государственных символах, о судебной системе, об изменении состава РФ и статусов субъектов). Такой закон считается принятым, если его одобрило большинство не меньше ѕ и 2/3 голосов от общего числа членов верхней и нижней палаты соответственно. Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, после его принятия Государственной Думой. Принятый федеральный закон в течение 14 дней направляется на подписание и обнародование Президенту. Глава государства не вправе отклонить этот закон, но может вернуть без рассмотрения , если он был принят с нарушением Конституции РФ. «В современных республиках право утверждения принадлежит президентам, а в монархии – государям»27

Федеральные законы в  течение 7 дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Первая публикация его полного содержания в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства РФ» считается его официальным опубликованием. Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если им самим не установлено другой порядок вступления в действие. При опубликовании указывают дату принятия нижней палатой, одобрение верхней, подписавшие должностное лицо (Президент РФ), дата и место подписания, регистрационный номер и название.

Законодательный процесс  – «установленные порядок прохождение  проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу, существенная составная часть всего правотворческого процесса»28. Законодательная процедура в каждой стране имеет свои особенности, собственно принятие законов характеризует этот процесс в целом. Но везде такой процесс регулируется и закрепляется в конституциях, а также в специальных регламентах, текущих законах, положениях, устанавливающий порядок законодательной деятельности аппарата государства. Кроме законов в правотворчестве существуют подзаконные правовые обычаи, нормативные акты, юридические прецеденты. Вся законодательная процедура строго регламентирована и состоит из совокупности юридически зафиксированных правил, регулирующих принятие законов, порядок подготовки и их опубликования.

Право законодательной  инициативы как уже было, сказано  принадлежит:

- Президенту РФ

- Правительству РФ

- Совету Федерации и его членам

- Депутатам Государственной Думы

- законодательным органам субъектов РФ

- «Конституционному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения».

В статье 104 Конституции  РФ определен порядок внесения законопроектов: все законопроекты вносятся на рассмотрение и принятие субъектами права законодательной инициативы в нижнюю палату парламента в виде проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и поправок к законопроектам.

Инициаторы  законопроектов или их представители  могут участвовать при рассмотрении законопроектов в нижней и верхней палате парламента. Вначале законопроект обсуждается и анализируется в комитетах Государственной Думы, рассылается для ознакомления субъектам права законодательной инициативы. Некоторые законопроекты могут вноситься на рассмотрение только определенными субъектами законодательной инициативы: проекты, связанные с федеральным бюджетом и отчет о его исполнении – Правительство РФ; законопроекты о ратификации международных договоров – Президент.

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение

 

Таким образом, закон - это обладающий высшей юридической  силой нормативный акт, источник права, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Демократическое государство представляет собой  политическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве современных государств главным источником права является закон. Этимологически слово "закон" происходит от древнерусского слова "кон", которое означало границу, предел чего-либо.

Закону посвящались, и посвящаются многие научные  труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком смысле, даже пословицы.

В современной  юридической науке и практике термин "закон" употребляют двояко - как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

           Законодательный процесс – это процесс рассмотрения, принятия, одобрения и обнародования законов (в РФ 3-я основными участниками: Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом. Каждый из трех элементов может выступить противовесом остальным (Госдума может отклонить законопроект на самом начальной стадии, Совет Федерации не одобрить закон, принятый нижней палатой парламента, А Президент наложить вето на документ, принятый двумя палатами парламента). Так бывает когда хотя бы один из субъектов законотворчества не разделяет принцип или идею законы, по-своему оценивая последствия принятия такого закона. Именно этот баланс обеспечивает принятие обдуманных и взвешенных, а также устраивающих общество решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Список использованных источников и  литературы

 

 

 

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, принятая всенародным голосованием // Российская газета. 2009. 21 января.
  2. Базылёнок А.В. Теория государства и права, 2009. – 543с.
  3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Большой энциклопедический словарь. – М, 2008. – 837с.
  4. Илларионова Е.В. Теория государства и права. – М, 2009. – 428с.
  5. История государства и права зарубежных стран / Отв ред О. А. Жидков, Н А. Крашенинникова М, 2008. – 551с.
  6. «История государства и права России». Под. ред. пр. Ю. П. Титова. – М, 2008. – 472с.
  7. Кашанина Т.В. Основы российского права. – М.: Норма, 2009. – 426с.
  8. Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации. В 2-х тт. Учебник. – М, 2009. – 418с.
  9. Конституционное право / Под ред.А.Е. Козлова.М.: «Юристъ», 2009. – 345с.
  10. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред.Б. A. Страшуна.М. 2003-2009. Т.1-4. – 432с.
  11. Конституционное право / Под ред.В.В. Лазарева. – М.: 2008. – 356с.
  12. Керимов Д.А. Теория государства и права. - М., 2009. – 450 с.
  13. Керимов Д.А. Философские проблемы права. - М., 2010. – 303 с.
  14. Кечекьян С.Ф. Теория государства и права. - М., 2010. – 166 с.
  15. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М., 2009. – 267 с.
  16. Котелевская И.В. Теория государства и права. – М, 2009. – 244 с.
  17. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы)// Правоведение, № 2. - 2009.-С.12-13
  18. Марченко М.Н. Теория государства. Том 1. – М.: «Зерцало», 2008. – 667с.
  19. Немировский А.И. «История древнего мира. Античность». – М.: «Владос», 2009 г. – 259с.
  20. «Общая теория права государства и права». Учебник, под.ред. Вишневский. - Мн., 2008. – 661с.
  21. Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. - М., 2009. Гл. 1, С. 7-40.
  22. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. - М., 2009, тема 1, с. 3-29.
  23. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Том 1. С.-Петербург: Allpravo.Ru - 2008. – 389с.
  24. Поляк Г.Б. История мировой экономики. – М, 2008. – 448с.
  25. Хропанюк В. Н. Теория государства и права.: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Юрист, 2010. – 529с.
  26. Славой Жижек. Хрупкий абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие. - М., 2009. -392с.
  27. Фролов Э. Д.  Теория государства и права (Общество. Личность. Власть). СПб., 2008. – 578с.
  28. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве. // Государство и право, 2008, № 5.- С.23-28
  29. Бутромеев В. Теория государства и права. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2009. – 250с.
  30. Пчелов Е.В. Правители России от Юрия Долгорукого до наших дней: Справочник по истории России ;Ин-т Рос. истории РАН4-е изд., испр. и доп. – М.: Грант, 2008. – 137с.
  31. Тихомирова Л.А. Теория государства и права. – М, 2011. – 195с.
  32. Чиркин В.Е. Теория государства и права. – М., Юристъ, 2009. – 255с.
  33. Шумкова Д.В. «Государственный суверенитет России». – М, 2009.–269с.

 

 

1 Бутромеев В. Теория государства и права. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2009. – С.51.

2 Базылёнок А.В. Теория государства и права, 2009. –С.34.

3 Илларионова Е.В. Теория государства и права. – М, 2009. – С.101.

4 Бутромеев В. Теория государства и права. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2009. – С.51.

5 Базылёнок А.В. Теория государства и права, 2009. –С.37.

6 Базылёнок А.В. Теория государства и права, 2009. –С.38.

7 Илларионова Е.В. Теория государства и права. – М, 2009. – С.124.

8 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, принятая всенародным голосованием // Российская газета. 2009. 21 января.

9 Базылёнок А.В. Теория государства и права, 2009. –С.41.

10 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, принятая всенародным голосованием // Российская газета. 2009. 21 января.

11 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, принятая всенародным голосованием // Российская газета. 2009. 21 января.

12 Бутромеев В. Теория государства и права. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2009. – С.67.

13 Бутромеев В. Теория государства и права. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2009. – С.68.

14 Илларионова Е.В. Теория государства и права. – М, 2009. – С.131.

15 Илларионова Е.В. Теория государства и права. – М, 2009. – С.132.

16 Илларионова Е.В. Теория государства и права. – М, 2009. – С.135.

17 Бутромеев В. Теория государства и права. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2009. – С.55.

18 Бутромеев В. Теория государства и права. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2009. – С.56.

19 Илларионова Е.В. Теория государства и права. – М, 2009. – С.138.

20 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Том 1. С.-Петербург: - 2008. – С.235.

21 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Том 1. С.-Петербург: - 2008. – С.236.

22 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Том 1. С.-Петербург: - 2008. – С.219.

23 Бутромеев В. Теория государства и права. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2009. – С.75.

24 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Том 1. С.-Петербург: - 2008. – С.217.

25 Хропанюк В. Н. Теория государства и права.: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Юрист, 2010. – С.330.

26 Хропанюк В. Н. Теория государства и права.: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Юрист, 2010. – С.331.

27 Бутромеев В. Теория государства и права. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2009. – С.84.

28 Хропанюк В. Н. Теория государства и права.: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Юрист, 2010. – С.330.


Информация о работе Закон, как источник права