Закон как источник права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы исследовать источники гражданского права.
Задачи курсовой работы:
1. Дать определение понятию и признакам закона;
2. Ознакомить с видами законов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и признаки закона 5
2 Виды законов 13
3 Законотворческий процесс в Республике Казахстан 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Вложенные файлы: 1 файл

Закон как источник права_ТГП.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Понятие и признаки закона 5

2 Виды законов 13

3 Законотворческий процесс в  Республике Казахстан 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова.

Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова.

Необходимо отметить, что со вторым понятием источника права чаще всего приходится сталкиваться не только в науке гражданского права, но и на практике, в повседневной жизни, ибо оно дает возможность гражданское право с позиций нормативного содержания и его принадлежности к конкретным субъектам - участникам гражданских правоотношений.

Актуальность темы источников гражданского права на сегодняшний день весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.

Объект исследования - законы (законодательные акты), подзаконные нормативные акты, нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти, комплексные нормативные акты, нормы международного права, международные договоры.

Предмет исследования - источники гражданского права.

Цель курсовой работы исследовать источники гражданского права.

Задачи курсовой работы:

  1. Дать определение понятию и признакам закона;
  2. Ознакомить с видами законов;
  3. Показать законотворческий процесс в Республике Казахстан.

Методологической основой курсовой работы являются общенаучные и частные методы: анализ и синтез, историко-юридический, сравнительно-правовой, формальнологический; практику договорных отношений.

Теоретической основой написания курсовой работы послужили нормативно-правовые и законодательные акты Республики Казахстан. А так же значительный вклад в развитие теории государства и права внесли многие казахстанские ученые, в числе которых: Баишева Ж., Баймаханова Г.С., Сапаргалиева Г.С., Ударцева С.Ф.

Курсовая работа состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка литературы.

 

1 Понятие и признаки закона

 

Среди нормативно-правовых актов ведущее место занимает закон. В связи с этим ему в данной работе отведена особая роль.

Этимологически (по своему смыслу) слово «закон»  означает «правило», «предел», положенный свободе воли и действия. Иначе говоря, под словом «закон» всегда имеется в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц и организаций.

Юридический смысл слова «закон» состоит в том, что под законом имеют в виду «правило, постановление высшей власти.» С древнейших времен и на языках других народов сложилось аналогичное смысловое значение соответствующих терминов (lex - лат., gesetz - нем., law - англ.). Общее юридическое правило - это и есть норма права, а закон как акт, принимаемой высшей властью - тот источник, в котором право (нормы права) рождается и содержится юридический источник права. Соответственно, законом является нормативный акт, устанавливающий, излагающий отменяющий или изменяющий общие предписания - нормы права.1

В теории права определение закона формулируется следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Следует только к этому добавить, что общий характер (нормативность) закона не означает того, что в законе не могут содержаться отдельные индивидуальные или директивные предписания - поручения правительству, бюджетные или плановые показатели, программные положения, декларации. Например, закон о государственном федеральном бюджете в основном состоит из финансовых показателей, хотя включает и отдельные нормы обычного типа общих правил.

Итак, исходя из данного выше определения закона, можно дать следующие его признаки:

1.  Закон  представляет собой нормативное  выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов. Это, в принципе, общепризнанная практика современных государств. Однако исключения из этого общего правила считаются допустимыми, например, в Великобритании, где любой акт парламента (обеих его палат), промульгированный королевой, считается законом. Таким путем устанавливаются персональные пенсии, иное содержание бывшим должностным лицам или иные социальные акции.

2.  Законы  принимаются высшими представительными  органами государства или самим народом в результате референдума. Это связано с тем, что издавна любой закон считается актом выражения высшей власти в государстве. В древние времена, например, в государствах Древнего Востока, не знавших не только современного конституционного строя, но и даже Афинской или Римской республики, высшей властью обладал верховный правитель, согласно религиозным и нравственным убеждениям получивший власть и сами законы об Бога (Моисей по Библии, царь Вавилона Хаммурапи по эпосу - от верховного бога Мардука). Традиция божественной власти царя, воплощаемой в законах, господствовала при феодализме в Европе и России. Поэтому не каждый закон обладает теми признаками, которые ему придает конституционный строй. Но и при конституционном строе закон остается актом высшей власти в государстве. Таким образом, в Республике Казахстан закону должны быть присущи именно те признаки, которые присущи конституционному строю Казахстана. Один из главных признаков состоит как раз в том, что законы принимаются только органами народного представительства или непосредственно народным голосованием.

3.  Закон  регулирует наиболее важные отношения в государстве и обществе, обеспечивает упорядоченное развитие экономических, политических и социальных сфер. Об этом уже достаточно много говорилось в предыдущем изложении, поэтому вряд ли стоит здесь раскрывать данное положение ещё раз;

4.  Закон  обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов. Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Оно означает нормативную ориентацию закона и обязательность соответствия его положениям других правовых актов. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Иначе он должен быть приведен в соответствие с законом или отменен;

4.  Закон  обладает наибольшей нормативной  концентрированностью и рассчитан  на предоставление субъектам  права широкого выбора вариантов  поведения, на неопределенно множественное число случаев применения;

5.  Закон  принимается в рамках специального законодательного процесса и на основе установленных процедур. В государствах современной парламентской демократии закон принимается представительным органом власти по определенной регламентом законодательной процедуре. Такая процедура, во-первых, обеспечивает внесение законопроектов по действительно важным вопросам жизни страны. Это закрепляется обычно ограничением круга субъектов законодательной инициативы, т.е. органов, лиц, либо определенного числа граждан (народная инициатива в Австрии, Италии). К числу таких субъектов относятся, обычно, глава государства, правительство, депутаты или группа депутатов, высшие судебные инстанции, некоторые другие органы. В Казахстане это: Президент, Правительство, депутаты Парламента, а также Конституционный Суд и другие высшие суды Республики Казахстан по вопросам их ведения. Во-вторых, законодательная процедура призвана обеспечить всестороннее обсуждение принятых к рассмотрению законопроектов. Она предусматривает планирование законодательной деятельности, рассмотрение их в трех стадиях (чтениях), обеспечивающее возможность всех депутатов и групп внести свои предложения, как по концепции проекта, так и по его конкретным статьям (главам, разделам), и, в конечном счете, - голосование по статьям (разделам) закона, и затем - по принятию закона в целом. Установлена процедура голосования законопроектов и порядок их принятия палатами.

Закон обязательно публикуется в официальных изданиях, а также может быть опубликован и в других органах печати, обнародован по телевидению, радио, передан по линиям связи соответствующим государственным органам и общественным организациям.

Таким образом, принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии:

  • внесение законопроекта в законодательный орган;
  • обсуждение законопроекта;
  • принятие закона;
  • его опубликование (обнародование).

 

2 Виды законов

 

В Республике Казахстан впервые в правотворчестве Конституции закреплена система правовых актов, которая, с точки зрения законодателя, составляет действующее право Казахстана (п. 1 ст. 4): «Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики» [1,5].2

В данном определении закон концептуально рассматривается как форма права, как объективированный акт государства, его верховной власти, определяющей ряд однородных отношений, и служащий основанием для регулирования этих отношений через нормы, юридически оформленные в форме закона.

В Законе Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» закреплена иерархия нормативных правовых актов, которая гласит:

«Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:

1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

2)  конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющих силу конституционного закона;

2-1) кодексы Республики Казахстан;

3) законы, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;

4) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;

5)  нормативные указы Президента Республики Казахстан;

6) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;

7)  нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;

7-1) нормативные правовые приказы  руководителей ведомств центральных  государственных органов;

8)  нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

  1. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.
  2. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан.
  3. Иерархия нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов административно-территориальных единиц определяется Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами о местном государственном управлении.
  4. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан, и все иные нормативные правовые акт не могут им противоречить» [2,41].3

В Законе Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» иерархия нормативных правовых актов (ст. 4) начинается с Конституции, однако в нем нет определения самой Конституции в разделе «Общие положения», что, на наш взгляд, не совсем правильно дает основание юристам либо ставить Конституцию в один ряд с обычными законами, либо утверждать, что она не включена в иерархию нормативных правовых актов и поэтому не охватывается понятием «внутреннее (внутригосударственное) право страны». Закон о законах должен давать не только точные формулировки основных понятий, в частности Конституции, но и содержать норму, согласно которой она является главным источником действующего права Республики Казахстан, высшей ступенью в иерархии нормативных правовых актов. Тогда и вопрос о воздействии конституционных норм на нормы законов и соответственно на нормы подзаконных актов приобретет еще большую актуальность в процессе законотворчества и практического осуществления установок Конституции в жизнь.

В вертикальной структуре действующего права по юридической силе второе место занимают законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию. Эти законы могут приниматься двумя путями: 1) на республиканском референдуме (п. 1 ст. 91 Конституции Республики Казахстан); 2) на совместном заседании обеих Палат Парламента большинством голосов, не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой из Палат (п. 3 ст. 62 Конституции Республики Казахстан). Пункт 1 статьи 53 Конституции Республики Казахстан содержит норму, согласно которой Парламент на совместном заседании Палат по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию. Данной нормой установлено одно из важнейших правомочий высшего представительного органа Республики, связанное с выполнением законодательной функции. Иными словами, Парламент правомочен вносить изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, но при этом он не может выходить за пределы своей компетенции, которая ограничивается в п.2 ст.91 Конституции Республики Казахстан, который гласит: «Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены». Из этого следует, что Парламент как основной законодательный орган по предложению Президента в своих пределах вправе вносить в Конституцию Республики Казахстан изменения и дополнения по всем позициям, кроме указанной в п.2 ст.91. Возможные изменения и дополнения не следует вносить в текст Конституции, а решения о них так и сохранять отдельно, как приложение к Конституции Республики Казахстан [5; 49].4

Информация о работе Закон как источник права