Закон как источник права. Понятия и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть значение закона как источника права.
Задача работы – анализ системы источников права в целом, истолкование понятия и признаков закона в частности, освещение законодательного процесса, рассмотрение различных характеристик законов и обобщение проанализированной темы в заключении.

Содержание

Введение
Глава 1. Закон в системе источников права.
1.1. Система источников права.
1.2. Понятие и признаки закона.
1.3. Общие особенности разработки и принятия закона.
Глава 2. Виды законов.
2.1. Общая характеристика законов.
2.2. Характеристика видов законов, классифицированных по юридической силе.
2.3. Характеристика видов законов, классифицированных по качественным признакам.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение 

 

Глава 1. Закон в системе  источников права.

 

1.1. Система источников  права.

 

1.2. Понятие и признаки  закона.

 

1.3. Общие особенности  разработки и принятия закона.

 

Глава 2. Виды законов.

 

2.1. Общая характеристика  законов.

 

2.2. Характеристика видов законов, классифицированных по юридической силе.

 

2.3. Характеристика видов  законов, классифицированных по  качественным признакам. 

 

Заключение 

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На любом этапе развития, общество нуждается в урегулировании, упорядочивании отношений и взаимодействий составляющих данного общества. Регулятором общественных отношений  является совокупность определённых норм, устанавливающих определенность в действиях субъектов общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности.

В первоначальном виде, когда  общественные отношения только зарождались - возникали такие примитивные общественные системы, как род, община, племя. На этапе первобытного общества, регуляторами общественных отношений, являлись обычаи, традиции, обряды и др. Они основывались на естественно-природной необходимости человека, в результате многократно повторения поведения в течение длительного времени. В условиях племенного равенства, общественной собственности, интересы племени в целом были первоочередными, поэтому обычаи и традиции данного социума являлись основами, которыми каждый представитель общества должен был руководствоваться в своем поведении и быту.

Но не последнее место  как в первобытном обществе, таки в современном, занимают религиозные  нормы. На определенном этапе развития социума              они в разной степени влияли на устой, нравы общества и регламентировали поведение и образ жизни людей данного общества.

По мере усложнения общественных отношений, развития общества, по мере его увеличения в количестве и пространстве, становиться необходимостью усовершенствование регуляторов общественных отношений.

В связи с этим, ведущее место в регулировании общественных отношений стали занимать нормы права. Несмотря на ведущее значение норм права                 в механизме регулирования общественных отношений, в основе права лежат потребности и интересы человека и общества, которые складывались                     на протяжении многих столетий и отражаются в традициях, обычаях и канонах морали данного общества. Но главное отличие права от других регуляторов социальных отношений – это установление, гарантия соблюдения норм права, обеспечивается силой государственного принуждения и убеждения.

На сегодняшний день существует немало форм (источников) права.                     К ним относятся нормативные акты, правовые обычаи, правовые прецеденты, аналогия закона и т.д.

Но из всех вышеперечисленных видов стоит выделить нормативные акты, это самая значимая и самая разнообразная группа источников права.

Венцом в иерархичной системе нормативных актов является закон.                 На сегодняшний день, место закона в механизме, регулирующем общественные отношения особенно значимо. Это обусловлено тем, что мир стремительно прогрессирует, развивается, следовательно, возникают новые взаимоотношения между людьми и обществом, нуждающиеся в государственном урегулировании.           В частности в России развивается тенденция к реформированию                               и модернизированию многих сфер общества, в том числе экономических                   и политических. Из чего вытекает потребность к интенсивному законотворчеству. Но не всегда результатом законотворчества является закон, способный эффективно действовать на практике применения. Зачастую принятые законы нуждаются в поправках и дополнениях, так как происходит коллизия законов и их неверное правоприменение. Тем временем вследствие таких недостатков, процветает мошенничество, коррупция и другие негативные последствия. Поэтому остро встаёт вопрос о совершенствовании законодательно процесса и формы реализации права. Но для правильной оценки современных проблем законотворчества, а также возможных вариантов решения данного вопроса, следует обратиться, прежде всего, к рассмотрению основных вопросов теории закона, чему, и посвящена данная работа.

Исходя из этого, автор, считает актуальным для рассмотрения вопрос                о сущности закона, его видах, процессе законотворчества.

Цель данной работы –  раскрыть значение закона как источника  права.

Задача работы – анализ системы источников права в целом, истолкование понятия и признаков  закона в частности, освещение законодательного процесса, рассмотрение различных характеристик законов и обобщение проанализированной темы в заключении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ЗАКОН В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

 

    1. СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

 

Система права - это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Термин система права имеет греческие корни                        и означает целое, состоящее из частей. Для системы права характерны следующие признаки:

1) Она складывается  в соответствии с теми общественными  отношениями, которые объективно  возникают между людьми и требуют опосредованности права или урегулирования.

2) Она состоит из  норм, правовых институтов, субинститутов, отраслей и подотраслей. Нормы права являются первичным элементом системы права.              Из норм права слагаются более крупные образования. Юридическая норма имеет свою внутреннюю связь между структурными элементами. Благодаря этому, она является регулятором конкретных общественных отношений. Норма права обладает и внешними связями.

Система права формируется  и функционирует на основе общих  объективных закономерностей. Система  права это сложное и развивающееся  социальное явление, которое отражает и закрепляет закономерности общественной жизни в нормативной форме.

Источниками права в  России являются законы и подзаконные  акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные  нормативные договоры, акты органов  конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.

Источник права определяется в юридической литературе неоднозначно:              и как деятельность государства по созданию правовых предписаний,                      и как результат этой деятельности. Есть и иные точки зрения.

В правоведении различают  следующие виды источников права:

1. Источник права в  материальном смысле.

2. Источник права в  идеальном смысле.

3. Источник права в  специальном юридическом смысле.

Материальные источники  коренятся прежде всего в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии данного способа производства, в базисных отношениях.

Таким образом, источник права - это материальные общественные отношения, обусловливающие содержание норм права, формы собственности           и т.п.

Однако общественные потребности должны быть осознаны                                  и скорректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации. На его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти обстоятельства в своей совокупности составляют источник права в идеальном смысле. Таким образом, источником права в идеальном смысле является совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права, т.е. правосознание.

Названные три источника  лишь в самой общей форме показывают систему правообразующих факторов и механизм их воздействия на формирование права. В реальной же действительности эта система гораздо разнообразней.              Она объединяет и экономические, и политические, и социальные,                              и национальные, и религиозные, и внешнеполитические, и иные обстоятельства.

Одни из них находятся  вне правовой системы, другие - внутри ее, обеспечивая правовой системе внутреннюю согласованность и структурную упорядоченность. Они могут быть как объективные, не зависящими от воли              и желания людей, так и субъективными, проявляющимися, например,                        в действиях политических партий, давлении определенных слоев населения, законодательной инициативе и т.п. Причем степень влияния каждого из этих факторов на действующую правовую систему достаточно часто меняется.

Под источником (формой) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Источник (форма) показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится                       до сознания людей. История человеческого общества выработало следующие источники (формы) права:

 

1. Нормативный правовой акт

2. Судебный прецедент

3. Правовой обычай

4. Принцип права

5. Правовая доктрина

6. Нормативный договор

7. Деловое обыкновение

Нормативный правовой акт - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы.

Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

 

1) Они исходят только от государственных органов, специально                            на то уполномоченных;

2) существует особый  порядок их принятия;

3) используется писаная  форма и оформление в специальном  виде;

4) иерархическая подчиненность,  основанная на различной юридической силе отдельных актов;

5) содержание нормативных  правовых актов составляют нормы  права.

 

Нормативные правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все нормативные правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию                    и действию предъявляются особые требования.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической  силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается законодательными органами государственной власти в особом порядке. (Пример закона - Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс). Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие).

К подзаконным нормативным правовым актам относятся все нормативные правовые акты, принятые иными, кроме законодательных, уполномоченными на то органами государственной власти. Законность таких актов проверяется                в судебном порядке.

Все другие источники (формы) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.

Правовой обычай - обычай, включённый государством в систему правовых норм и признаваемый источником права. Вместе правовые обычаи образуют обычное право. В России обычаи в качестве источников права официально признаются в первую очередь в сфере гражданского права, где действуют так называемые обычаи делового оборота. Несмотря на прямое указание правоприменения обычая делового оборота в Гражданском кодексе, многие авторы не относят его к источникам права.

Нормативный договор представляет собой соглашение, как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть,                        из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права). Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией                       и её субъектами.

Судебный прецедент - решение определённого суда по конкретному делу, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы. В качестве источника права прецедент доминирует в системах общего права.

Правовая доктрина, то есть научные работы на правовую тематику, может становится источником права, если санкционируется государством. Некоторое время правовая доктрина имела большое значение в качестве источника права     в системе римского права.

 

1.2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНА

 

Закон вместе с обществом  и государством находится в постоянном формировании и развитии, дополняется  и изменяется. Вырабатываются                     и формируются взгляды о нем, о его отдельных характеристиках и чертах.                 В силу этого вносятся изменения и во взглядах на него, существуют весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем суждения.                  За многие столетия выработалось определенное представление о данном явлении. Но вместе с тем, это не означает, что о законе известно все,                          и современным исследователям и ученым в данной области не осталось поле для деятельности.

Информация о работе Закон как источник права. Понятия и классификация