Закон, как источник права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Закон – наиболее распространенная форма через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитии конституционных положений и принципов .
Необходимость построения такой системы законотворчества, которая позволяла бы реально обеспечить права и законные интересы личности, определена государством как приоритетная задача . Казалось бы, все не столь печально: ведь законодательство содержит и перечень определенных прав личности и целый ряд гарантий, направленных на их обеспечение .

Содержание

Введение……………………………………………………………...……..…..3
Глава 1 Теоретические аспекты понятия закона как источника права…….6
Закон как источник права………………………………………..…6
Применение законодательства……………………………………15
Глава 2 Законодательство и законотворческий процесс…………………..17
2.1 Закон и законодательство……………………………………….…17
2.2 Этапы законодательного процесса в Российской Федерации…..22
Заключение…………………………………………...…………………..........30
Список использованных источников и литературы……………...……...….32

Вложенные файлы: 1 файл

Закон как источник права ГОТОВАЯ.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

К числу конституционных  законов причисляют, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена конституцией. Вследствие этого для их принятия необходимо как минимум квалифицированное большинство голосов – не менее 2/3 от голосов депутатов парламента. Для конституционных законов определена более сложная процедура их прохождения и принятия в парламенте по сравнению с простыми законами. В статье 108 Конституции РФ сказано, что на принятый конституционный закон невозможно наложение вето Президента11.

Обыкновенные  законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества: политической, экономической, духовной, социальной, жизни общества. Как и все остальные законы, они обладают высшей юридической  силой, но не могут противоречить Конституции и конституционным законам. Так обеспечивается целостность всей законодательной системы и последовательное проведение в ней базовых политических и правовых начал, которые сформулированы в Конституции и конституционных законах. Основная задача специального органа правосудия - Конституционного Суда - заключается в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, и других нормативных - юридических актов и тем самым претворение в жизнь во всех актах конституционных начал законов

Обыкновенные  законы делят на две основные группы: кодификационные и текущие. К  кодификационным относятся Основы (стержневые начала) законодательства РФ и кодексы. Основы – это федеральный закон, который учреждает принципы и устанавливает общие положения урегулирования сфер общественной жизни или определенных отраслей права. Кодекс - законодательный акт, в котором совмещены на основании единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли (например, Кодекс об административных правонарушениях Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс).

Россия является федеративным государством, поэтому существует деление законов на федеральные и законы субъектов Федерации. Федеральные законы функционируют на территории всей страны. Федеральный закон обладает большей юридической силой, чем субъект Федерации, и в случае их разногласия применяется федеральный закон. Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»12.

а) федеральные  законы принимаются парламентом - Федеральным Собранием - и имеют силу на всей территорию Российской Федерации,

б) законы субъектов  Федерации (законы краев, республиканские  законы, законы областей, автономных округов  и областей) Они принимаются в  соответствии с разделением компетенции областями, республиками и другими субъектами РФ и распространяются только на их территорию.

Еще одно деление  закона – по отраслям права, оно  имеет важное значение. В связи  с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее значительную роль в законодательной системе (после конституционных законов) исполняют: процессуальные законы, брачно-семейные законы; административные законы, уголовные законы; законы о труде , земельные законы; гражданские законы; финансово-кредитные законы; природоохранительные законы, законы по социальному обеспечению;;. Наряду с отраслевыми, существуют еще и межотраслевые законы, в которых содержатся нормы сразу нескольких отраслей права (например, нормы гражданского права, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного и других отраслей права.

Законы как  основные, главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно связаны и  взаимодействуют с другими нормативно-правовыми  актами.

Например - законодательство России. Правительство Российской Федерации издает постановления, которые влияют на законы и развитие в них содержащихся положений. Они принимаются наиболее важным вопросам социального, хозяйственного и культурного строительства. В случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Указам Президента они «могут быть отменены Президентом Российской Федерации». В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также Указы Президента Российской Федерации, содержащие в себе правила всеобщего характера. Вместе с распоряжениями Президента имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, обязательны для воплощения в жизнь на всей территории Российской Федерации». Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента Российской Федерации (ст. .80-89).

Вместе с перечисленными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются и  другие аналогичные им по своему характеру  акты. Это акты центральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, ведомств, министерств) - на уровне Федерации. Республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, другие нормативные акты республиканских органов исполнительной власти – это нормативно-правовые акты на уровне субъектов Федерации. К этим же актам, издаваемых на уровне субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации причислены уставы краев и областей, устанавливающие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.

 

 

 

 

 

    1.  Применение законодательства

 

Законы  действуют  со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования. По степени применимости акты делятся на законы и подзаконные акты, юридическая сила которых ниже. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования13.

Согласно статье 125, Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Федеральные законы вступают в силу согласно закону «О порядке вступления в силу федеральных законов». Приговор суда вступает в силу в день вынесения кассационного определения либо по истечении срока на его кассационное обжалование, если он не был обжалован.

Пока его  виновность не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в законную силу приговором суда, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным.

Акты или  их отдельные положения, признанные Конституционным судом неконституционными, утрачивают силу. Кроме того, утрачивают силу законы и другие акты по решению  органов, их издавших. Некоторые документы (в особенности международные соглашения) остаются в силе на протяжении ограниченного срока и по окончании этого срока теряют силу.

«Юридическая сила –  определяется положением органа, издавшего  тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов. это обязательность любого нормативного акта, а также его приоритет перед иными актами или подчиненность им»14. Юридическая сила служит критерием классификации нормативно-правовых актов, их подразделения на два основных группы: законы и подзаконные нормативные акты. В каждой правовой системе определяется иерархия в зависимости от юридической силы, т.е. жесткая система соподчиненности нормативных актов. Издаваемые местного государственного управления и органами местного самоуправления нормативные акты находятся в низу иерархии. Вверху ее находятся издаваемые высшими органами государственной власти нормативные акты (законы, статуты), которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем другим подзаконным актам. Подзаконные акты должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных актов имеет существенное значение для упорядочения процесса правоприменения и правотворчества, для формирования и поддержания режима законности и конституционности15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Законодательство и законотворческий процесс

          2.1 Закон и законодательство

 

  Законодательство - внешняя форма выражения права, представленная совокупностью всех действующих в государстве законодательных актов. Это: 1) совокупность действующих в данной стране нормативных правовых актов - понимание законодательства в его широком значении. Такая широкая трактовка законодательства содержится в самом законодательстве. Однако, с точки зрения одного из важнейших принципов правового государства - верховенства закона в правовой системе - такое понимание законодательства, очевидно, не вполне корректно16. Но, поскольку сам законодатель в целом ряде случаев оперирует именно пониманием, с ним, по-видимому, следует считаться; 2) в более узком значении понятием «законодательство» охватываются законодательные акты (законы), нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Именно так интерпретирует содержание законодательства Федеральный закон «О порядке опубликовании и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Этим Законом учрежден источник официального опубликования «Собрание Законодательства РФ», в котором и должны публиковаться означенные выше акты. 3) в специальном (собственном) значении содержанием понятия «законодательство» охватываются исключительно законы. Так в соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из кодекса (ГК) и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские отношения. Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием «иные правовые акты» (п. 3 - 6 ст. 3 ГК); акты федеральных министерств и ведомств составляет понятие «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти».

Самая распространенная форма изложения закона в обособленном, отдельном письменном акте, но нормативно–правовые акты могут существовать и в виде кодексов (от латинского - списки, сборники). Эти сборники обычно объединены по единому предмету регулирования (например, уголовный, гражданский, трудовой, семейный, административный).

Кодекс – «сводный законодательный  акт, в котором объединяются и  систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения»17 (целый, единый, юридически и логически неразделимый, внутренне согласованный нормативный акт).

Весь нормативный материал приведен в целостную систему, согласован и разделен по главам и разделам. Поэтому кодексы относят к  более высокому уровню законодательства. Каждый кодекс юридически регулируют те или иные группы отношений, имея при этом общие принципы, правоохранительные нормы, регулятивные институты для урегулирования различных отношений. В «общей части» кодекса зачастую закреплены общие начала данной ветви законодательства, исходные принципы и нормы. На основе отраслевых кодексов все иные нормативные акты и законы этой отрасли подстраиваются под него.

В системе нормативных правовых актов, помимо законов, выделяют множество других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием «подзаконные нормативные правовые акты». Такое разделение нормативных актов показывает, что правовое регулирование общественных отношений в современных государствах осуществляется не только одними лишь законами, как могло бы предполагаться в идеале, но и другими видами нормативных правовых актов, в виду высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений. Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Подзаконный акт – это «один  из видов нормативно – правового  акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положения  принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слове населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов»18.

Существование этой группы нормативных актов связано с реализацией принципа разделения власти. Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость и самостоятельность каждой ветви власти обусловлены правом принимать «свои» правовые акты. В доктрине континентальной правовой системы сложилась традиция наделять правом издания нормативных правовых актов только законодательные и исполнительные органы государственной власти, а судебные органы при решении конкретных дел должны издавать только правоприменительные акты (акты однократного действия, адресованные персонально определенным лицам), такие как приговоры, решения суда и т.п.

В современной России к подзаконным нормативным правовым актам федерального уровня относятся:

1) нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации;

2) нормативные указы главы государства - Президента Российской Федерации;

3) нормативные постановления Правительства Российской Федерации;

4) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

5) нормативные правовые акты иных ведомств Российской Федерации.

Ни в Конституции Российской Федерации, ни в действующих федеральных законах не закреплено понятия подзаконного нормативного правового акта. Хотя оно активно используется и в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, и в указах Президента, и в научной литературе. Суммируя выработанные юридической практикой и наукой положения, можно придти к выводу, что подзаконный нормативный правовой акт - это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

Информация о работе Закон, как источник права