Экскурсионное обслуживание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:52, доклад

Краткое описание

Экскурсионное обслуживание — неотъемлемая часть комплексного обслуживания туристов. Оно одинаково необходимо как болгарским, так и иностранным туристам, посещающим курорты Болгарии на Черноморском побережье и внутри страны. Содержанием экскурсионного обслуживания является деятельность, связанная с проявлениями национального гостеприимства, формирующегося и развивающегося под воздействием экономической, просветительской, культурно-воспитательной и социальной политики государства

Вложенные файлы: 1 файл

Экскурсионное обслуживание.docx

— 21.64 Кб (Скачать файл)

Экскурсионное обслуживание — неотъемлемая часть комплексного обслуживания туристов. Оно одинаково необходимо как болгарским, так и иностранным туристам, посещающим курорты Болгарии на Черноморском побережье и внутри страны. Содержанием экскурсионного обслуживания является деятельность, связанная с проявлениями национального гостеприимства, формирующегося и развивающегося под воздействием экономической, просветительской, культурно-воспитательной и социальной политики государства.

В современных условиях активный хозяйственный международный  туризм представляет собой своеобразный конгломерат людей, различных по национальности и проживающих в  разных условиях —Европы и других стран. Туристская среда формируется и регулируется в соответствии с действующими национальными законами и правилами общежития страны-хозяина. Здесь возникают и действуют многоплановые отношения между обслуживающими и обслуживаемыми. Поэтому экскурсионное обслуживание туристов приобретает важное значение. Оно включает информационно-справочную, пропагандистскую, а также организаторскую, посредническую, торговую, спортивно-развлекательную, а в отдельных случаях и оперативно-контрольную деятельность.

Во время путешествий  на близкие расстояния и краткие  сроки экскурсионная деятельность ограничена: она включает лишь информирование туристов об исторических и культурных достопримечательностях в микрорайоне, об осматриваемых объектах и т.д. Таким образом, в данном случае преобладает  информационно-справочная и рекламно-пропагандистская работа. Во время продолжительных  путешествий экскурсионное обслуживание включает комплексную деятельность — информационную, справочную, рекламную, пропагандистскую, оперативно-организационную, торговую и т.д.

Экскурсионное обслуживание: сущность и признаки. Роль экскурсионного обслуживания в  культурном туризме

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики пытались осмыслить  значение экскурсий, их место в воспитании человека, их содержание, эффективность, но так и не пришли к единому  мнению. Слово экскурсия (от лат. экскурсио) в русский язык проникло в XIX веке, и первоначально означало «выбегание, военный набег, затем – «вылазка, поездка». Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона. 
Экскурсия в современном понимании – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого, лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же умелый рассказ о событиях, связанных с ним [72, с. 10]. 
Однако, только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы не правильно. Рассмотрим несколько формулировок термина «Экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. 
Первая из них выглядит так: «Экскурсия – это прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М.П. Анциферов, 1923 г.) [72, с. 11]. 
Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешней работе с детьми, экскурсионист Л. Баршах считал, что экскурсия – это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т.д.) со специальным руководителем (экскурсоводом) [72, с. 12]. Одно из последних по времени опубликованных определений: «Экскурсия – это особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)». Таковы мнения ученых-экскурсионистов 
Рассмотрим толкование термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания трав и пр.». 
Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с . 316): «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…» В Толковом словаре русского языка (под руководством Л.Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью» [72, с. 12]. 
В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с 770) сказано, что «экскурсия» - это коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью. 
В Большой Советской Энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия – это посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.) форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста экскурсовода» [72, с. 12]. 
В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. С годами происходит усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся новые цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. В тоже время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками. 
В некоторых словарях, например, в Кратком педагогическом словаре (1989г., с. 300–310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музеях. 
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, индивидуальную своеобразную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1 [72, с. 13]. 
Каждая экскурсия представляет собой процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.) 
 
  
Таблица 1 
Цели, задачи и формы проведения экскурсий 
№ Цели экскурсии Задачи экскурсии Формы проведения экскурсии 
1 Отдых Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов и т.д. Природоведческая экскурсия. 
2 Учебная Усвоение знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории и т. д.) Учебная экскурсия. 
3 Научная Выявление экспонатов для краеведческого музея Экскурсия-экспедиция. 
4 Общеобразовательная Расширение общего курса культурного кругозора Образовательная экскурсия. 
5 Культурно-просветительная Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и др. отраслях. Обзорная многоплановая экскурсия. 
6 Культурно-воспитательная Усвоение знаний в сочетании с воспитанием. Тематическая экскурсия 
 
Специфика любой экскурсии заключается в единстве показа и рассказа. Если отсутствует показ, то этот вид культурно-просветительной и учебной работы, каковой является экскурсия, перестает ею быть, а превращается в лекцию или беседу. В первичности показа состоит специфика экскурсионного метода. Но лишенная глубокого анализа, пояснений, объяснений увиденного экскурсия предстанет перед ее участниками просто осмотром достопримечательностей. Сущностью экскурсии является органическое неразрывное единство в ней показа с рассказом. 
То, что видит экскурсант, увязывается в его сознании, благодаря рассказу экскурсовода, с определенными событиями, явлениями, фактами, процессами. Экскурсовод показывает и одновременно учит правильно видеть показанное. 
В этом организованном процессе познания окружающего нас мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсовод должен заставить экскурсантов не просто смотреть и слушать, но сопереживать вместе с ним. Увиденное и услышанное должно вызывать у экскурсантов ответные чувства: восхищение, возмущение, радость от познанного и др. 
Экскурсия — это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности, экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний экскурсантам, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика человека [20, с. 51]. 
Классификация экскурсий представляет собой их разделение на группы, подгруппы и виды, и выделение в каждой из них основных черт, определяющих характер ведения той или иной экскурсии. Деление экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности. Классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсоводов, облегчает их специализацию с учетом знаний и личных склонностей экскурсоводов. Использование закономерностей проведения экскурсий конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия становилась более эффективной. 
Класификация экскурсий: 
• по составу участников: 
взрослые граждане 
дети разных возрастов 
• по месту жительства 
иногородние 
иностранцы 
местные жители 
городские 
загородные 
• по месту проведения 
производственные 
в культовых сооружениях и монастырях 
музейные 
• по способу передвижения 
пешеходные 
транспортные  
комбинированные 
• по форме проведения 
обычные учебные экскурсии-прогулки 
экскурсии-концерты 
• по содержанию 
обзорные 
тематические 
природоведческие 
исторические 
военно-производственные 
исторические 
литературные 
архитектурно- искусствоведческие 
градостроительные 
В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия- это сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе экскурсантов, и определенная в системе действий по их передаче. 
Экскурсия – «сердцевина» культурного туризма 
Культурный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. 
Таким образом, понимание культуры в общественном развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия расширяет перспективы культурного туризма как ресурса регионального развития, а так же влияние на социальную и культурную сферу, экологию, внешнеэкономическую деятельность и международные отношения. Это связано с тем, что туризм из преимущественно экономического явления превращается в социальное и культурное. 
Философско-культурологическое обоснование расширения сферы туризма базируется на понимании важной роли для человека культурно-познавательной деятельности и рекреации, на признании необходимости создания условий для реализации культурных потребностей человека в познании истории, религии, традиций, особенностей образа и стиля жизни, в целом - культуры других народов. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с носителями культуры, которые становятся возможными благодаря туризму. 
Отечественными исследователями отмечается ведущее положение культурологического элемента в структуре туризма, что свидетельствует об огромном потенциале туризма в культурной и социальной сфере общества. Несмотря на это, в отечественной литературе тема культурного туризма остается мало исследованной. Следует также отметить теоретическую и практическую непроработанность проблем развития культурного туризма как существенного элемента социокультурной сферы, особенно на региональном уровне. Среди этих проблем наименее изученными на сегодняшний день являются: воздействие туристской деятельности на морально-психологическое состояние людей; поиски механизмов увеличения ресурсного потенциала туризма без разрушения культурной сферы региона; оценка культурного туризма как средства самообразования и расширения историко-культурологических знаний и др. 
Культура является одним из основных элементов туристского интереса. Уровень культурного развития может быть использован для создания благоприятного имиджа региона. Элементы и факторы культуры, одним из которых является экскурсионное обслуживание, могут являться каналами распространения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общественным стандартам и требованиям, но и от уникальности национально-культурного наследия.


Информация о работе Экскурсионное обслуживание