Туристско-экскурсионное обслуживание: требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:44, реферат

Краткое описание

Цель дисциплины «Безопасность туризма» – вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
– создания безопасных условий путешествий; проектирования новых туристских объектов и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации;
– прогнозирования и принятия грамотных решений в обычных условиях и в условиях чрезвычайных ситуаций по защите туристов, работников туристских предприятий от возможных рисков, последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных мер безопасности;
– создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания туристов;
– идентификации негативных воздействий путешествия естественного и антропогенного происхождения;
– разработки и реализации мер защиты туриста и туристского центра от негативных воздействий.

Содержание

1.1. Лицензирование и сертификация туруслуг……………………………….4
1.2. Требования по обеспечению безопасности туристов………………….....5
1.3. Контроль за выполнением требований безопасности…………………...12
1.4. Право на информацию…………………………………………………….13
1.5. Туристское страхование…………………………………………………..15
1.6. Туристские риски в социальной среде…………………………………...19
1.7. Личные факторы риска туристов…………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................24

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 51.29 Кб (Скачать файл)
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

 

                                                            Факультет физического воспитания

Кафедра оздоровительной и лечебной физической культуры

 

 

 

 

Реферат

 

«Туристско-экскурсионное обслуживание: требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов »

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

                                                   Выполнила:

                                                 студентка 2 курса

                                                                   географического факультета

                                            специальности

                                                                  «Туризм и гостеприимство»

                                                                            Хмара Н.А.

 

 

Брест 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Лицензирование и сертификация туруслуг……………………………….4

1.2. Требования по обеспечению безопасности туристов………………….....5

1.3. Контроль за выполнением требований безопасности…………………...12

1.4. Право на информацию…………………………………………………….13

1.5. Туристское страхование…………………………………………………..15

1.6. Туристские риски в социальной среде…………………………………...19

1.7. Личные факторы риска туристов…………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

  

           Безопасность – это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба (ГОСТ Р 1.0–92).

           Под безопасностью туризма понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей среде при совершении. При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия и т.д.) (ГОСТ Р 506444–94).

           Понятие безопасности и защиты туристов охватывает весь маршрут путешественника от выезда из дома до возвращения, место назначения и все посещаемые объекты. Это понятие подразумевает действия, услуги и информацию со стороны правительств, принимающих сообществ, туристского сектора и самих путешественников.

           Цель дисциплины «Безопасность туризма» – вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

            – создания безопасных условий путешествий; проектирования новых туристских объектов и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации;

           – прогнозирования и принятия грамотных решений в обычных условиях и в условиях чрезвычайных ситуаций по защите туристов, работников туристских предприятий от возможных рисков, последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных мер безопасности;

          – создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания туристов;

           – идентификации негативных воздействий путешествия естественного и антропогенного происхождения;

           – разработки и реализации мер защиты туриста и туристского центра от негативных воздействий.

 

Для всех видов туристских услуг обязательны следующие требования:

– безопасность жизни и здоровья;

– сохранность имущества туристов и экскурсантов;

– охрана окружающей среды;

– безопасность самого процесса оказания услуги.

 

1.1. Лицензирование  и сертификация туристских услуг

       Туристская деятельность напрямую связана со сферой, непосредственно затрагивающей человека, его здоровье, безопасность, социально-экономические права и личное достоинство. Поэтому во многих цивилизованных странах существует определенный порядок получения разрешения на осуществление подобной деятельности. Как правило, это осуществляется в форме лицензирования.

      Лицензирование туристской деятельности – это действенная мера по недопущению проникновения на туррынок недобросовестных предпринимателей, по защите прав потребителей и созданию условий для соблюдения как российского, так и зарубежного законодательств.

     Туристская услуга, тур, турпакет или совокупность услуг являются объектами обязательной сертификации, на каждый из которых должен быть получен сертификат соответствия требованиям безопасности. Юридические и физические лица, которые организуют, обеспечивают предоставление и исполнение отдельных услуг или комплекс туристских услуг от своего имени, несут полную ответственность за безопасность предоставляемых услуг и их качество перед потребителями услуг (туристами).

     В результате идентификации туристских услуг могут быть выявлены один или несколько объектов сертификации, на каждый из которых должен быть получен сертификат соответствия требованиям безопасности.

     Безопасность туризма как вид деятельности, уменьшающий риск при путешествиях, касается множества аспектов, включая проблемы любых несчастных случаев, заболеваний, случаев терроризма, военных осложнений и переворотов, криминогенных ситуаций, в том числе бандитизма, пиратства, распространения наркотиков и т. д., проституции, вандализма, радиоактивного, химического и иного заражения земли, воды и воздуха в местах пребывания, а также ряд аспектов, связанных непосредственно с проведением путешествия. Основными рискообразующими факторами являются функциональное назначение тура и географический регион страны или места совершения путешествия. Например, путешествия по странам Западной Европы, Северной Америки, европейским странам Средиземноморья с точки зрения региональных степеней риска близки между собой и могут составлять единый объект сертификации. Но путешествия с целью отдыха и развлечений, с одной стороны, и путешествия при использовании активных видов отдыха (спорт, охота, рыбная ловля, приключения и пр.) – с другой, даже внутри одного региона, следует признавать разными объектами сертификации.

     Такой подход к идентификации объектов сертификации позволяет, кроме повышения уровня объективности при сертификации, сориентировать турфирмы на использование в своей деятельности не только принципов коммерческого расчета, но и принципов учета безопасности клиентов. И если для надлежащего обеспечения этой безопасности требуются слишком большие финансовые затраты, то фирме лучше отказаться от организации таких туров в данный момент и дождаться времени, когда ее финансовые возможности позволят сделать турпродукт качественным и безопасным.

     Подобное понимание объектов сертификации позволяет органам по сертификации анализировать технологии, используемые заявителем для обеспечения безопасности предоставляемых им туристских услуг, по схемам, указанным в «Правилах сертификации туристских услуг и услуг гостиниц».

     Обязательные для использования туристскими предприятиями требования к безопасности туристских путешествий изложены в следующих документах:

ГОСТ 12.1.004–91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.1.005–88 ССБТ. Общие  санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

ГОСТ 12.1.036–81 ССБТ. Шум. Допустимые уровни в жилых помещениях и общественных зданиях.

ГОСТ 25478–91. Техническое  состояние автотранспортных средств.

Требования по обеспечению  безопасности движения на автобусных маршрутах. Постановление Совета Министров  РСФСР № 31 от 17.11.1974 г.

Правила пожарной безопасности туристских баз и кемпингов.

Медицинские показания и  противопоказания для направления  в туристские базы. Приказ Минздрава  СССР от 5.11.1985 г. № 1418.

ГОСТ Р 50644–94. Туристско-экскурсионное  обслуживание. Требования по обеспечению  безопасности туристов и экскурсантов.

 

1.2. Требования  по обеспечению безопасности  туристов и экскурсантов

Требования по обеспечению  безопасности туристов и экскурсантов изложены в ГОСТе Р 50644–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов», действующем с 1.07.1994 г. и являющимся основным документом при обязательной сертификации туристских услуг. Данный стандарт предназначен для предприятий всех организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, оказывающих туристские услуги населению. В соответствии со стандартом при оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (во время стихийных бедствий и пр.).

Риск для жизни и  здоровья человека в туристско-экскурсионном  обслуживании возникает в условиях:

– существования источников риска;

– проявления данного источника на опасном для человека уровне;

– подверженности человека воздействию источников опасности.

Вредные факторы (факторы  риска) в туризме могут быть классифицированы следующим образом:

– травмоопасность;

– воздействие окружающей среды;

– пожароопасность;

– биологические воздействия;

– психофизиологические нагрузки;

– опасность излучений;

– химические воздействия;

– повышенная запыленность и загазованность;

– прочие факторы;

– специфические факторы риска.

Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов и предметов, тел, сложного рельефа местности, перемещения горных пород (камнепадов, селей, равнин), неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (неудобная обувь – потертости кожных покровов у туристов и т.п.).

Снижение травмоопасности  обеспечивается:

– защитными устройствами и ограждениями при использовании подвижных механизмов, предметов опасных участков территорий (подъемников, канатных дорог, участков осыпей в горах, у водоемов, горнолыжных трасс и т.д.);

– использованием средств индивидуальной защиты (страховочных веревок, обвязок при пересечении сложных участков туристского маршрута, головных шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного снаряжения);

– соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;

– соблюдением требований строительных норм и правил к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов);

– соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и прочего);

– упреждающим информированием туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травм; туристы должны быть информированы о том, как избежать возможных травм и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.

Воздействие окружающей среды обусловлено повышенной или пониженной температурой окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами барометрического давления.

Показатели микроклимата в помещениях, обслуживающих туристов (спальных, питания, клубных и других), а также в транспортных средствах  должны соответствовать установленным  санитарно-гигиеническим требованиям.

Предупреждение вредных  воздействий данного фактора  риска обеспечивается:

– выбором благоприятного времени года, суток для проведения туристского мероприятия;

– рациональным проектированием трассы туристского маршрута;

– учетом погодных особенностей района;

– сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды;

– оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации;

– обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты;

– своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых условиях на маршруте (в том числе и климатических условиях, перепадах высот на маршрутах).

Пожаробезопасность объектов обслуживания обеспечивается строгим соблюдением требований утвержденных нормативных документов (Правил пожарной безопасности).

Биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, микроорганизмы, а также ядовитые растения, пресмыкающиеся, насекомые и животные, являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний, вызывающие ожоги, аллергические и другие токсические реакции).

Воздействие данных факторов риска на туристов предупреждается:

– соблюдением установленных санитарных норм и правил обслуживания;

– применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации, автоматизации производственных процессов;

– использованием знаков безопасности и необходимой маркировки на предметах оснащения и сооружения, используемых при обслуживании туристов (посуды, кухонного инвентаря, в том числе для приготовления пищи в походе, мест водозабора, колодцев и пр.);

– проведением предварительных периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала;

– упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристским маршрутом; о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстремальные меры следует предпринять в случае получения травмы (контакта).

Психофизиологические  факторы риска – это физические и нервно-психические перегрузки.

Исключение или снижение воздействия психофизиологических факторов риска достигается:

– рациональным построением программы обслуживания туристов, графиков перемещения по маршруту, предусматривающих достаточные условия для нормальной жизни человека (сна, приема пищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей);

– учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы;

– соблюдением эргономических требований к используемому туристскому снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели.

Опасными  излучениями являются: повышенный уровень ультрафиолетового излучения, радиологического излучения.

Предупреждение опасности  ультрафиолетовой радиации на туристских маршрутах обеспечивается:

– информированием туристов о воздействии ультрафиолетового излучения на человека;

– использованием средств индивидуальной защиты (головных уборов, защитных кремов, одежды, солнцезащитных очков).

Необходимо учитывать  действие данного фактора риска  при планировании графика движения по маршруту (по открытым, незатененным участкам маршрута в горных, водных, лыжных и других походах).

Туристские маршруты допускается  прокладывать и эксплуатировать  только в местностях с благоприятными характеристиками радиологического состояния.

Химические факторы риска:

– токсические,

– раздражающие,

– сенсибилизирующие.

Для предотвращения действия данных факторов риска в обслуживании туристов необходимо:

– осуществлять регулярный контроль за содержанием вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и других биологических средах;

– осуществлять строительство и размещение объектов для обслуживания туристов в благоприятной, с точки зрения действия химических факторов риска, среде;

– применять препараты для дезинфекции в строгом соответствии с инструкцией по использованию, исключая возможность контактов туристов с этими средствами.

Повышенная  запыленность и загазованность. Требования к допустимому уровню вредных веществ в воздухе зон обслуживания туристов, помещений, транспортных средств должны быть не ниже санитарно-гигиенических норм, установленных нормативно-технической документацией, санитарными нормами и правилами. Безопасность обеспечивается соблюдением требований к оснащению помещений, транспортных средств вентиляцией с очисткой воздуха.

Прочие  факторы риска.

К прочим факторам риска  относятся опасности, связанные  с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных (запроектированных) характеристиках.

Необходимо предусматривать:

– предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристских услугах в соответствии с требованиями, установленными действующей нормативной документацией (требования к содержанию информационного листка к туристской путевке, технологической карты путешествия, технологической карты экскурсии) – об основных характеристиках этих услуг, условиях обслуживания.

– проведение для туристов необходимых инструктажей по безопасности, учитывающих специфику вида туристского маршрута.

Специфические факторы риска  в туризме обусловлены:

– возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристского предприятия или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов);

– техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (туристских гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и бугельных подъемников, туристских трасс, в том числе горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных; верховых и вьючных животных, разнообразных транспортных средств, в том числе велосипедов, маломерных и гребных судов, архитектурных, природных достопримечательностей);

– сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, скальными, ледовыми участками трасс и т.п.);

– уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов и пр.);

– подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т.п.);

– информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы, маркировка трасс туристских маршрутов).

Туристское предприятие  должно иметь комплект действующих  нормативных документов по обеспечению  безопасности туристов и руководствоваться  ими в своей деятельности.

Безопасность проживания в туристских гостиницах, базах, кемпингах  обеспечивается соблюдением:

– требований строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов обслуживания туристов;

– требований безопасности технической эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, установленных нормативными документами;

– техническим оснащением, соответствующим действующим нормативам;

– мерами, гарантирующими личную безопасность туристов и сохранность их имущества.

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов должны соблюдаться установленные в  нормативных документах требования по хранению, транспортировке и приготовлению  пищевых продуктов в соответствии с санитарными правилами и  нормами.

Транспортные перевозки  туристов во время экскурсий, походов  и путешествий осуществляются в  соответствии с требованиями действующих  правил обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного  и пр.)

Туристское снаряжение и  инвентарь, применяемые при обслуживании туристов, должны соответствовать требованиям, установленным действующей нормативной  документацией на эти виды снаряжения.

В каждом туристском предприятии  должны быть разработаны и утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях (при стихийных бедствиях, пожарах и других), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах.

Руководитель туристского  предприятия несет ответственность  за подготовленность персонала к  действиям в чрезвычайных ситуациях.

Туристские предприятия  обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной услуги и  мерами по его предотвращению. Информация, необходимая для туристов в целях  охраны их жизни и здоровья, предоставляется  как заблаговременно, до начала отдыха, так и в процессе обслуживания.

Информация, характеризующая  природные сложности туристской трассы, необходимый уровень личной физической подготовки туриста, особенности  индивидуальной экипировки, должна содержаться  в рекламно-информационных материалах и в тексте информационного листка к туристской путевке.

 

1.3. Контроль за  выполнением требований безопасности  туристских услуг

Контроль за выполнением  требований безопасности туристских услуг  обеспечивают органы государственного управления в соответствии с их компетенцией. Контроль осуществляется в начале сезона при проверке готовности туристского предприятия и трассы к эксплуатации, а также в ходе текущих проверок.

Текущие проверки обеспечения  безопасности туристов проводятся в  соответствии с планами и графиками  технических осмотров (испытаний) зданий, сооружений, транспортных средств, пляжей и мест для купаний, туристского  снаряжения и инвентаря, выдаваемого  туристам пунктами проката, проверок приготовления  пищи, проверок готовности туристов к  выходу в походы.

Контроль безопасности обслуживания туристов осуществляется на основе использования  следующих методов:

– визуального (путем осмотра соответствующих объектов; территории, по которой проходит трасса туристского похода; туристского снаряжения и инвентаря и пр.);

– с использованием средств измерения (измерения состояний окружающей среды, качества воды, воздуха; технического состояния трассы, подъемных механизмов, транспортных средств);

– социологических исследований (путем опроса самих туристов и обслуживающего персонала);

– аналитического (анализа содержания документации: паспорта маршрута, медицинского журнала осмотра туристов, выходящих на маршрут, других документов; обобщений результатов всех других обследований).

 

 

1.4. Право на  информацию

С правом потребителя на безопасность туристской услуги неразрывно связано его право на информацию, т.к. во многих случаях безопасность туриста зависит от той информации, которую ему предоставляет туристское предприятие при заключении договора. Отсутствие необходимой информации об услуге и ее номинальных характеристиках  относится к факторам риска в  туризме.

В соответствии с законом  «О защите прав потребителей» турист вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о туроператоре/турагенте (исполнителе), режиме его работы и реализуемых  им услугах. В наглядной и доступной  форме информация должна быть доведена до сведения потребителя на русском языке. Информация об исполнителе включает в себя информацию о фирменном наименовании исполнителя, месте его нахождения (юридический адрес) и режиме работы. Согласно лицензированию туристской деятельности, турфирма должна предоставить информацию о номере лицензии, сроке ее действия, а также информацию об органе, выдавшем эту лицензию. Отсутствие подобной информации дает право органу, выдавшему лицензию, приостановить или аннулировать ее. В данном случае достаточно обращения потребителя с претензиями в этот орган.

Для того чтобы туристу  была обеспечена возможность правильного  выбора услуги, турфирма обязана своевременно предоставить достоверную и полную информацию об услуге. Информация в  обязательном порядке должна содержать  сведения об основных потребительских  свойствах услуги, например информационный листок. К обязательной информации, содержащейся в информационном листке, относится:

1. Указание вида и типа туристского путешествия, основного содержания программы обслуживания в путешествии, протяженности и продолжительности всего маршрута и его походной части, сложности походов.

2. Описание трассы путешествия – пунктов пребывания, продолжительности пребывания и условий размещения в каждом пункте обслуживания (тип здания, число мест в номере, его санитарно-гигиеническое оборудование).

3. Краткое описание района путешествия (достопримечательности, особенности рельефа местности и т.п.), программы обслуживания в каждом пункте (в соответствии с технологической картой туристского путешествия).

4. Перечень услуг, предоставляемых за дополнительную плату.

5. Наличие и краткая характеристика спортивных сооружений и площадок, автостоянок, пассажирских канатных дорог, водоемов, пляжей, аттракционов, детских игровых площадок (комнат), библиотек, кинозалов и т.п.

6. Адрес туристского предприятия, организующего туристское путешествие, и проезд до пункта сбора туристов.

В дополнительные сведения к информационному листку может  входить любая другая информация и рекомендации, в том числе  о возрастных ограничениях, приеме родителей с детьми и т.п.

Туристские предприятия  обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной туристской услуги и мерами по его предотвращению. Информация, необходимая туристам в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно до начала отдыха и в процессе обслуживания.

Информация, характеризующая  природные сложности туристской трассы, необходимый уровень личной физической подготовки туриста, особенности  индивидуальной экипировки, должна содержаться  в рекламно-информационных материалах и в тексте информационного листка к туристской путевке.

В соответствии с законом  «О защите прав потребителей» информация об услуге в обязательном порядке  также должна содержать цену и  условия приобретения услуг, место  нахождения (юридический адрес) исполнителя, правила и условия эффективного и безопасного использования  услуг; информация о сертификации услуги должна содержать номер сертификата, срок его действия, наименование органа, его выдавшего. Как говорилось ранее, туристские услуги подлежат обязательной сертификации, которая осуществляется в целях содействия потребителям в компетентном выборе туруслуг и  защиты потребителя от недобросовестности исполнителя.

Вся вышеперечисленная информация должна содержаться в предлагаемых туристу документах: в договоре, турпутевке и информационном листке.

 

 

1.5. Туристское страхование

Можно назвать множество страховых случаев, типичных именно для сферы туризма:

– страхование туриста и его имущества, включая страхование жизни и здоровья, медицинских расходов при несчастных случаях, утраты имущества, задержки транспорта, плохой погоды, ненадлежащее предоставление туристских услуг. Страхование медицинских расходов, как правило, предусматривает расходы по размещению в больнице, диагностическим исследованиям, амбулаторному или стационарному лечению, покупке лекарств, а также случаи с летальным исходом, доставки домой тела или захоронения за границей;

– страхование риска турфирм, включая страхование имущества, транспорта, финансового риска турфирм и их ответственности по искам туристов, их родственников, особенно при смерти туриста и необходимости вывоза его тела на родину;

– страхование туристов в зарубежных поездках, потери документов, отставания от группы и т. д.

Туристская поездка будет  значительно проще, если и багаж  туриста, и его перевозимое имущество  застрахованы от краж, грабежей, халатности обслуживающего персонала. Подобный страховой  полис начинает действовать с момента приема багажа в аэропорту вылета и обеспечивает страховую защиту на протяжении всего срока пребывания за границей. Размер страховой ставки (страхового взноса) устанавливается в зависимости от страховой суммы, возраста, профессии, страны выезда и других факторов, влияющих на степень риска;

– страхование расходов, связанных с невозможностью совершить турпоездку, при этом покрываются реально понесенные расходы, связанные с невозможностью выезда в оплаченную поездку, если это обусловлено следующими причинами:

а) смерть, внезапное расстройство здоровья туриста, его супруги или других близких родственников;

б) повреждение имущества от пожара и других бедствий;

в) судебное разбирательство, в котором турист принимает участие по решению суда;

г) отказ в получении визы в иностранном посольстве;

д) форс-мажор (стихийные бедствия, эпидемии, карантин, метеоусловия).

Во многих странах мира обязательно страхование гражданской  ответственности водителей и  владельцев автотранспортных средств. В Европейском Союзе для автотуристов обязательно получение такой  страховки в форме "зеленой  карты" ("green card"), причем размер страховой выплаты зависит от класса автомобиля и продолжительности  поездки.

Насущной потребностью становится необходимость иметь Международный страховой полис, который позволил бы оперативно и качественно оказывать за рубежом предлагаемые услуги, производить их оплату в любой стране мира. Скажем, обладателям Международного страхового полиса французской страховой группы "GESA Assistance" (U.A.P.) на весь период пребывания за границей без дополнительной оплаты могут быть предоставлены следующие услуги:

– необходимая экстренная медицинская помощь;

– оплата расходов на лечение как амбулаторно, так и стационарно;

– экстренная стоматологическая помощь;

– услуги по медицинской транспортировке всеми видами транспорта;

– доставка родственников к месту происшествия и обратно;

– квалифицированная юридическая помощь и защита.

В зависимости от срока  пребывания за границей и страны выезда туриста страховка будет стоить в пределах 6 – 40 долларов.

ВТО рекомендует национальным и местным туристским властям  рассмотреть вопрос об организации служб туристского страхования и помощи в турпоездках на территории своего турцентра, которые оказали бы дополнительную помощь частным и государственным службам (консульствам) в решении многих проблем массового туризма.

Многие путешественники  решают вопрос о целесообразности приобретения страховки в момент покупки тура. Туроператоры и турагенты обязаны  проинформировать туристов о существовании  подобной страховки; они должны способствовать заключению страхового договора, включать страховку в пакет услуг или  предоставлять возможность заменить ее на другой более или менее полный страховой полис. Государственные  власти отвечают за разработку юридических  рамок и административных процедур, необходимых для обеспечения  выполнения страховщиком вытекающих из соответствующих контрактов обязательств. В Директиве Совета Европейских  Сообществ (ЕС) по комплексным турпоездкам (1990г.) содержится призыв к тому, чтобы  «организаторы турпоездок и/или  розничные туристские предприятия  предоставляли потребителю информацию об альтернативных возможностях заключения страховых договоров для покрытия расходов, связанных с аннуляцией поездки потребителем или расходов по оказанию помощи во время турпоездки, включая репатриацию вследствие несчастного случая или болезни».

Службы  помощи во время турпоездки дают возможность путешественникам и туристам быть защищенными в случае чрезвычайных обстоятельств, оказывают им содействие и поддержку, помогают восстановиться после несчастных случаев и других стрессовых ситуаций и нести связанные с этим непредвиденные расходы. Как правило, эти службы должны освободить пострадавшего от оплаты этих расходов, а не компенсировать их впоследствии. Помимо этого, в случае уголовных преступлений эти службы обязаны также оказывать содействие в организации эффективного судебного преследования преступников с наименьшими издержками для пострадавшего.

В международной практике туристского страхования обычно услуги по оказанию помощи в турпоездке включают возможность пользоваться бесплатной «горячей линией». Важно  научить посетителей пользоваться этой телефонной службой в чрезвычайных обстоятельствах. Здесь может весьма пригодиться мобильный телефон. Специальные бюро туристского страхования и помощи туристам должны быть организованы в крупных туристских городах и городских центрах и прежде всего в крупных транспортных узлах.

Правовое регулирование  в области безопасности туризма, осуществляемое с помощью:

лицензирования и сертификации туристской деятельности;

информирования туроператоров, турагентов, туристов, средств массовой информации об угрозе безопасности;

контроля за соблюдением  туристских требований безопасности;

создания специальных служб безопасности;

страхования;

соблюдения туристских формальностей

позволяет сделать туристский рынок более безопасным, а значит и более цивилизованным.

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Туристские риски в социальной среде

Обычные правонарушения (воровство, карманные  кражи, нападения, кражи со взломом, мошенничество и т. д.).

По итогам обширного обследования ВТО более 8 миллионов европейцев (3% всех путешественников) стали в  ходе заграничных поездок жертвами серьезных преступлений. Самыми обычными преступлениями были ограбление (кража), похищение сумки, обмен денег  с подлогом, кража наличных денег, кредитных карточек и чеков. Частота  преступлений возрастает при самостоятельных  поездках и падает при организованном туризме. Риск преступности зависит  от типа отдыха, например зимний отдых  в горах связан с наибольшим риском в плане преступности. Проживание в гостиницах и у знакомых (родственников) более безопасно, чем в других средствах размещения; молодые путешественники, особенно женского пола, подвергаются большему риску, чем лица старше 50 лет  и родители с маленькими детьми.

Беспорядочное и целенаправленное насилие (например изнасилование) и домогательства;

Организованная  преступность (вымогательство, принуждение  к занятию проституцией, насилие  над личностью и т. д.).

Официальными мерами международной  борьбы с организованной преступностью  стали:

– Ограничение въезда преступников в страну, то есть организация системы контроля в аэропортах и других пунктах въезда, позволяющая законным путешественникам въезжать в страну с минимумом проблем, а преступникам создавать определенные барьеры. Дополнительные меры предосторожности должны быть предприняты со стороны гостиниц и других предприятий размещения, компаний по аренде автомобилей и других видов транспорта.

– Определение истинной природы актов насилия и подготовка специальных рекомендаций для туристов и туристского бизнеса. Например, на определенном этапе мексиканские власти столкнулись с рядом проблем, связанных с автомобильными и автобусными турами. Была организована дорожная служба туристской полиции – «Зеленые ангелы» и подготовлен большой пакет информационных материалов для туристов о том, как в безопасности путешествовать по Мексике на автомобиле или автобусе.

– Предоставление точной информации в СМИ в целях понимания природы актов насилия, истинного уровня рисков, путей и способов их избежания или сведения к минимуму.

– Обеспечение поддержки со стороны местного населения, заинтересованного в развитии турбизнеса. Нетерпимое отношение к преступникам в турцентре исключает многие преступления.

Терроризм (то есть нападение на государственные  учреждения или причинение ущерба государственным  интересам и т. д.), воздушное пиратство  и захват заложников.

Среди реальных опасностей, с которыми сталкиваются туристы, организованная преступность и терроризм занимают одно из последних мест, однако они  занимают одно из первых мест в представлениях путешественников о безопасных туристских направлениях и выборе места проведения отпуска. Человек, находящийся в  привычной среде своего обитания, понимает присущие этой среде факторы  риска и умеет жить с ними. Но тот же самый человек, оказавшийся  в роли туриста, не желает испытывать чувство беспокойства в связи  с непредсказуемыми рисками, которые  могут возникнуть на почве насилия. Туристу, не знающему языка, не ориентирующемуся на местности, крайне трудно понять местные  порядки и правила. Поэтому он поедет туда, где ему не придется иметь дело с вышеперечисленными опасностями.

Войны, социальные конфликты, а также политические и религиозные беспорядки.

В государствах со сложной  обстановкой турфирмам рекомендуется  регистрировать туристов в зарубежных дипломатических представительствах или консульских учреждениях. При  этом необходимо предоставлять сведения о месте размещения группы, числе туристов, сроках поездки, маршруте и иные сведения. Турфирмы, направляющие граждан за границу, в первую очередь в страны со сложной социально-политической, санитарно-эпидемиологической или иной неблагоприятной обстановкой, должны соответствующим образом подготовить туристов.

Представитель турфирмы (руководитель, старший из группы, а лучше все  туристы) в поездке должен иметь  телефоны посольства и консульства  своей страны в посещаемой стране и при необходимости зарегистрировать туристов.


1.7 Личные факторы риска туристов

 

Путешественники могут создавать  проблемы, как в отношении своей безопасности, так и доставлять серьезные хлопоты принимающей стороне. Причины могут быть следующие:

Неконтролируемое  и опасное поведение туристов во время занятий спортом и  проведения досуга, вождения автомобиля и невоздержанного потребления  спиртных напитков и пищи.

О рискованном поведении  туристов в своей стране или во время турпоездки можно говорить при заражении СПИДом. В своих  документах ВТО неоднократно подчеркивает, что СПИД передается не в результате самой поездки, а в результате опасного поведения туристов. 

Хронические заболевания туристов, которые могут  обостриться во время поездки.

Во время путешествий  люди, как правило, более восприимчивы к факторам, которые могут нанести  ущерб их здоровью. Диапазон опасностей, подстерегающих туристов, весьма широк  – от незначительных расстройств, вызванных  непривычной пищей, водой или  аллергическими реакциями до инфекций, обусловленных заразными и незаразными  болезнями и функциональных расстройств  организма, спровоцированных тем или  иным хроническим недугом туриста, который может обостриться в  поездке. Не меньшую угрозу здоровью путешественников представляют собой  несчастные случаи, связанные либо с транспортом, либо с различными формами проведения досуга. Некоторые из проблем со здоровьем дают о себе знать практически мгновенно; они могут носить фатальный характер или, по крайней мере, сорвать отпуск или деловую поездку. Другие, как, например, гепатит, малярия или болезни, передаваемые половым путем, включая ВИЧ-инфекцию (СПИД), могут проявить себя и диагностироваться только по прошествии многих недель, а иногда и лет. Сами путешественники могут быть носителями болезнетворных микробов и заражать местных жителей.

Неправильное  отношение туристов к местному населению  
и местным законам.

Контакты туристов с местным  населением могут быть как доброжелательными, так и напряженными, случайными или  стабильными. Особенно серьезные проблемы возникают при чрезвычайных обстоятельствах:

– перенасыщение турцентров;

– чрезмерное потребление ограниченных ресурсов;

– резкий контраст между роскошными турцентрами и районами трущоб и зонами социального бедствия;

– интенсивное строительство турцентров и становление нового динамичного стиля в еще недавно спокойных «спальных» районах;

– распространение туристской субкультуры, представляющей реальную угрозу для местных обычаев, религии и самобытности. Посетители, поведение которых может представлять собой угрозу для местных жителей, встречаются достаточно редко, но полностью исключить такую вероятность тоже нельзя. Примеры подобного поведения туристов:

·   незаконный оборот запрещенных наркотических средств, табачных изделий, сигарет или спиртных напитков;

·   «импортируемая» проституция;

·   секс-туризм, особенно детский;

·   преступная деятельность, включая кражи культурных ценностей, редких животных и растений;

·   несоблюдение местных законов.

Местные жители, оказавшиеся  в подобных ситуациях, не являются беззащитными, хотя возможность самозащиты не предполагает самосуд. В случае появления вышеупомянутых проблем, ВТО предлагает местному совету по туризму взять на себя инициативу и сплотить местные группы граждан, представителей деловых кругов и  школьных властей, чтобы принять  решение относительно ответных действий. Речь в первую очередь идет о том, чтобы оказать содействие местным  правоохранительным органам, а также  организациям, занимающимся санитарно-профилактическими  проблемами на территории данного турцентра.

Посетители должны быть особо  предупреждены о недопустимости любых форм детского секс-туризма  или сексуальной эксплуатации несовершеннолетних на территории турцентра. Они должны знать о том, что наряду с жестким  наказанием за подобные преступления в посещаемой стране преступники  могут быть также привлечены к  уголовной ответственности у  себя дома. 

Посещение опасных мест.

Потеря  личных вещей, документов, денег и  т.д. по причине собственной невнимательности и беспечности.

Защитой от подобного фактора  риска может послужить один из видов туристского страхования  и предостерегающая информация от турфирм.  







 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. ГОСТ Р 50644–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требование по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».
  2. Дехтярь Г.М. «Лицензирование и сертификация в туризме». - М.: Финансы и статистика, 2005
  3. Защита и безопасность туристов: Практические меры для туристских центров. – Мадрид: Изд-во ВТО, 1997.
  4. Маринин М.М. Медико-санитарные правила и формальности в международных путешествиях//Турконсультант. – 1999. – № 6.
  5. Рекомендации ВТО по медицинскому страхованию и помощи при международных путешествиях // Турконсультант. – 1999. – №6.
  6. Требования к индустрии гостиниц, ресторанов и кафе в 1992 году / По материалам Белой книги ХОТРЕК. – М.: Центральный совет по туризму и экскурсиям, 1991. 
  7. http://millit.ru/referaty-sport-i-turizm/bezopasnost-i-kachestvo-turisticheskix-uslug.php

 


Информация о работе Туристско-экскурсионное обслуживание: требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов