Формирование досуговых программ в конгресс-туризме, как условия их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Рынок конгресс-туризма в России и в Петербурге находится на начальной стадии своего развития и относится к быстро растущим, только формирующимся рынкам без устоявшейся структуры и жестко закрепленных рыночных долей основных игроков[1]. Его характеризует только формирующаяся нормативно-правовая база, низкая структурированность отрасли; то, что рынок не поделен и не сегментирован, следовательно, малое количество игроков и низкий уровень конкуренции, отсутствие обязательных для всех «правил игры», слабо развитая техническая и технологическая инфраструктура рынка, низкий уровень профессиональной подготовки и квалификации специалистов, низкое качество менеджмента и культуры ведения бизнеса.
По сравнению с мировым, объем рынка делового и конгрессного туризма в России и Санкт-Петербурге нез

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические аспекты конгресс-туризма
1.1. Понятие и сущность делового туризма…………..…………………….......8
1.2. Тенденции развития делового туризма за рубежом ……………………..13
1.3. Структура рынка конгресс-туризма……………………………………….19
Вывод по главе 1…………………………………………………………….......22
Глава 2. Пути совершенствования организационно-технического обеспечения конгресс-туризма……………………………………………………………....
2.1. Анализ предложений на рынке конгресс-туризма в Санкт-Петербурге…………….........................................................................................23
2.3 Характеристика основных направлений деятельности гостиницы «Наутилус-inn»………………………………………………………………......27
2.4. Методические рекомендации по совершенствованию состояния рынка делового туризма……………………………………………………………..…34
Вывод по главе 2………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………...47
Список использованной литературы…………………………………………..49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры и массовой коммуникации РФ

Федеральное агентство по культуре и кинематографии 
 

Санкт –  Петербургский Государственный университет

культуры  и искусств 
 

Кафедра социально-культурной деятельности 
 

Формирование  досуговых программ в конгресс-туризме, как условия их совершенствования

КУРСОВАЯ  РАБОТА №3 
 
 

Исполнитель: 

Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2009

Содержание.

Ведение…………………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретические аспекты конгресс-туризма

1.1. Понятие и  сущность делового туризма…………..…………………….......8

1.2. Тенденции развития делового туризма за рубежом ……………………..13

1.3. Структура рынка конгресс-туризма……………………………………….19

Вывод по главе 1…………………………………………………………….......22

Глава 2. Пути совершенствования организационно-технического обеспечения конгресс-туризма……………………………………………………………....

2.1. Анализ предложений на рынке конгресс-туризма в Санкт-Петербурге…………….........................................................................................23

2.3 Характеристика основных направлений деятельности гостиницы «Наутилус-inn»………………………………………………………………......27

2.4. Методические рекомендации по совершенствованию состояния рынка делового туризма……………………………………………………………..…34

Вывод по главе 2………………………………………………………………..46

Заключение……………………………………………………………………...47

Список использованной литературы…………………………………………..49 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность исследования:

Рынок конгресс-туризма в России и в Петербурге находится на начальной стадии своего развития и относится к быстро растущим, только формирующимся рынкам без устоявшейся структуры и жестко закрепленных рыночных долей основных игроков1. Его характеризует только формирующаяся нормативно-правовая база, низкая структурированность отрасли; то, что рынок не поделен и не сегментирован, следовательно, малое количество игроков и низкий уровень конкуренции, отсутствие обязательных для всех «правил игры», слабо развитая техническая и технологическая инфраструктура рынка, низкий уровень профессиональной подготовки и квалификации специалистов, низкое качество менеджмента и культуры ведения бизнеса.

По сравнению  с мировым, объем рынка делового и конгрессного туризма в России и Санкт-Петербурге незначителен. Но рынок находится на пороге бурного  роста. Намечается тенденция устранения сдерживающих рост факторов внешней среды. Это приведет интенсивному развитию инфраструктуры рынка и увеличению потока туристов. Санкт-Петербург обладает огромным потенциалом развития в качестве Центра конгрессного

и делового туризма. Этому способствуют уникальные характеристики Петербурга, позволяющие конкурировать не только на российском, но и мировом уровне:

  • Территориальная близость к Евросоюзу,
  • Возможность попасть в город из любой точки мира,
  • Историческая и культурная значимость Петербурга в мире,

Но рынок гостиничных услуг Санкт-Петербурга характеризуется ярко выраженной сезонностью. Практически полная загрузка отелей в высокий сезон (с мая по сентябрь) и очень низкий уровень загрузки отелей в низкий сезон (с октября по апрель).

И таким образом, для преодоления  этой проблемной ситуации есть возможность выхода гостиниц на рынок конгресс-туризма, и перенос акцентов обслуживания с обычных туристов на индивидуальных деловых и корпоративных туристов.

Смена позиционирования отеля и выход в новый рыночный сегмент требует серьезных финансовых вложений в реконструкцию основных фондов гостиницы и инфраструктуру, направленную на оказание конгрессных услуг (конгресс-зал, бизнес-центр и т.д.). Для принятия решения о столь серьезных инвестициях, необходимо получить представление о рынке конгресс-туризма – какая инфраструктура необходима, какие услуги востребованы, оценить емкость рынка конгресс-туризма в Санкт-Петербурге, тенденции и динамику его развития.

Цель  исследования: Обосновать наиболее эффективные подходы к организации досуговых программ конгресс-туров.

Объект  исследования: Состояние конгресс-туризма.

Предмет исследования: Условие формирования досуговых программ конгресс-туров.

Гипотеза исследования: Формирование досуговых программ в конгресс-туризме будет наиболее эффективным при учёте следующих условий:

  1. Выявление досуговых потребностей конгресс-потребителей.
  2. Учёт при формировании досуговых программ конгресс-туров.
  3. Использование потенциала Санкт – Петербурга при формировании конгресс-туров.
 

Задачи исследования:

  1. Выявить понятия и сущность делового туризма.
  2. Оценить направленность тенденции развития делового туризма.
  3. Охарактеризовать структуры рынка конгресс-туризма.
  4. Рассмотреть анализ предложений на рынке конгресс-туризма в Санкт-Петербурге.
  5. Разработать методические рекомендации по совершенствованию рынка делового туризма.
  6. определить характеристику деятельности гостиницы «наутилус-inn»
 

Методологическая  основа дипломной работы – туризм рассмотрен с точки зрения структурно-функционального подхода, при котором раскрывается взаимосвязь ресурсов, функции и инфраструктуры туризма (Квартальнов В.А., Сенин В.С. и др.) с точки зрения социально-культурного подхода. Туризм анализируется как средство распространения, освоения и сохранения ценностей культуры, реализации познавательных, рекреативных, эстетических и иных потребностей человека (Ариарский М.А., Новикова И.А. и др.) 

Степень разработанности:

Большое внимание уделяют внимание правильной работе туристских организаций, ведь именно от их работы зависит «благополучие» этого  вида бизнеса. Этот вопрос рассматривают Каврайский, Курганов С.А., Жалис Л.В., Стеченкова М.В., Шендрикова А.И.

Тема  финансового обеспечения туризма  поднята в работах Квартальнова В.А., Здорова А.Б., Чеботаря Ю.М. Эти материалы дают полную оценку финансовой стороны туризма в целом и отдельных его направлений.

Туризм и гостиничное  хозяйства осветили: Уокер Д., Сенин В.С., Папирян Г.А., Ляпина И.Ю., Лесник А.Л., Мацицкий И.П., Чернышев А.В., Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж., Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Они указали необходимые определения и понятия сферы туризма и сферы гостеприимства, что помогает более полно проиллюстрировать понятие делового туризма.

Методика  исследования :

Аналитический этап: анализ состояния рынка конгресс-туризма в Санкт-Петербурге следующими средствами:

  • Рассмотрение рынка делового туризма: состояние, структура, тенденции развития.
  • Беседа с представителями отелей специализирующихся на деловом туризме.

Диагностический этап: Опрос менеджеров гостиниц Санкт-Петербурга.

Технологический этап: Предложения по развитию конгресс-туризма в гостиницах Санкт-Петербурга.

Программа  тура «Семинары в сфере индустрии  гостеприимства».

Теоретическая новизна:

В ходе проведенного исследования выявлена проблема полной загрузки отелей в летний сезон и практически полное отсутствие туристов в зимний. И таким образом, новизна исследования заключается в возможности выхода обычных гостиниц на уровень конгресс-туризма в сезон с октября по апрель.

Практическая  значимость:

Значение  полученных результатов исследования для преобразования деятельности отеля состоит в изменении работы отелей и равномерной загрузки номеров в течение года.

База  исследования: Гостиница бизнес – класса «Наутилус-inn», отели специализирующиеся на деловом туризме, и другие гостиницы города Санкт - Петербурга.

На  защиту выносятся  следующие положения:

  1. Состояние организации конгресс-туризма в Санкт - Петербурге.
  2. Методы совершенствования деятельности отеля в системе конгресс-туризма.
  3. Программа тура «Семинары в сфере индустрии гостеприимства»

              Структура курсовой работы. Структура курсовой работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

    Глава 1. Теоретические  аспекты и проблемы конгресс туризма.

     Туризм  является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики2.  Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и моровой экономики. 

    1. Понятие и сущность делового туризма.

По целям поездки  туризм можно разбить на два больших  направления3:

  • Массовый туризм, который включает в себя такие виды туризма как познавательный, культурно-развлекательный, этнический религиозный, спортивный и т.д.
  • Деловой туризм, который подразумевает поездки со служебными и/или профессиональными целями без получения доходов по месту назначения.

Деловой туризм, в свою очередь, подразделяется на4:

  • Индивидуальные деловые поездки (командировки),
  • Конгрессно - выставочный туризм,
  • Инсентив - туризм.

Так же он имеет  несколько разновидностей. По массовости: прежде всего челночные «шоп - туры» для закупки товаров с целью их последующей реализации (как внутри России, так и за рубежом). Контингент этого типа туристов относительно стабильный. В российских условиях очень часто такие туристы работают с фирмами-владельцами. В отдельных случаях (освоение новых рынков и прочее) туристические фирмы могут быть посредниками. Бизнес-туризм для проведения деловых переговоров, заключения соглашений и прочее может осуществляться как на индивидуальной, так и на коллективной основе. Собственно обеспечением бизнес-контактов обычно занимаются специализированные посреднические фирмы. Туристические фирмы же могут привлекаться для организации размещения, переездов, досуга, сервисных услуг и др. Это относится как внутреннему, так и к выездному туризму. Туристические фирмы могут так же участвовать в конгресс-туризме и корпоративном туризме. Последний в российских условиях часто представлен в виде организации крупной корпорацией семинара, выставки, симпозиума (или иного мероприятия) за рубежом с приглашением на него дилеров своей продукции. При этом программа дополняется рекреационной. Вариативность может достигаться лишь в отношении предложений по последней, в том числе с учетом половозрастных особенностей контингента. Если же похожее мероприятие проводится в России, то для увеличения «концентрации деловых контактов» часто используются круизные теплоходы, обособленно расположенные дома отдыха и санатории5. 

С деловым туризмом связана практически вся история  человечества. Купцы, проложившие Путь из Варяг в Греки и Великий  Шелковый Путь, великие первооткрыватели Марко Поло, Афанасий Никитин, Васко да Гама, Христофор Колумб отправлялось в путь для достижения конкретной цели, то есть, можно сказать, совершали деловые поездки. 
В наше время каждый четвертый из десятков миллионов человек, ежедневно покидающих свой дом, чтобы отправиться в поездки — ближние и дальние, краткосрочные и длительные, — делает это по служебной надобности. И весь огромный сектор поездок, совершаемых с самыми разнообразными деловыми целями, именуется деловым туризмом. Деловой туризм играет важнейшую роль в развитии национальной экономики любой страны, активно содействуя ее интеграции в мировой рынок. 
Любопытно, что в английском языке, который является международным языком не только бизнеса, но и туризма, термин tourism в сфере делового туризма не применяется. Для этого существует отдельное понятие — business travel. 
Специалисты вместо понятия "бизнес-туризм" часто используют английский термин-аббревиатуру - MICE6, точно отражающий структуру этого вида туризма: Meetings/Incentives/Conferences/Exibitions -Деловые встречи/Инсентив-туризм/Конференции/Выставки.

Информация о работе Формирование досуговых программ в конгресс-туризме, как условия их совершенствования