Фауна и флора Беларуси в экскурсионных маршрутах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 02:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в создании туристического маршрута в области фауны и флоры.
Изучение различных материалов в процессе выполнения курсовой работы позволяет приобрести навыки работы со специальной литературой, расширить их кругозор и повысить их интеллект. В ходе этой работы приобретаются способности красиво и правильно излагать свои мысли, использовать дополнительные материалы для сравнения.
Задачи курсовой работы заключаются в изучении теоретических аспектов особенностей создания экскурсий, сборе информации, а также ее анализе в области фауны и флоры в туризме, разработке контрольного текста экскурсии на тему: «Фауна и флора в экскурсионных маршрутах», осуществлении подбора материала по объектам показа, составлении портфель экскурсовода.

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 591.89 Кб (Скачать файл)

Этап 8. Выбор методических приемов проведения экскурсии. Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использования в ней методических приемов показа, рассказа и движения. Выбор методического приема зависит от наличия зрительных объектов, их внешнего вида, степени сохранности и объема информации, необходимой для рассказа туристам.

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей:

•  отбор наиболее эффективных  методических приемов для освещения  подтем, методических приемов, которые  рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), места проведения экскурсии (парк, лес, горный массив), времени проведения (зима, лето, день, вечер), особенностей показа;

•  определение приемов  сохранения внимания экскурсантов и активизация процесса восприятия экскурсионного материала;

•  выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода.

Не менее важно определить технологию использования методических приемов. Наиболее часто употребляемыми приемами показа в природоведческих экскурсиях являются:

•прием предварительного осмотра. Это первая ступень наблюдения объекта, дает возможность туристам сориентироваться в пространстве, воспринять объект в его ландшафтном окружении;

•прием естественнонаучного зрительного анализа. Предполагает выявление существенных свойств объекта путем использования методов различных наук;

•прием панорамного показа. Дает возможность экскурсантам наблюдать общий вид местности. Это может быть вид на долину реки, горный хребет, дающий возможность с эстетической точки зрения оценить красоту природы или масштабность природных объектов;

•прием зрительного сравнения. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты. Одна из задач данного методического приема — выявить характерные черты, особенности объекта, в сравнении показать его оригинальность и неповторимость;

•методические приемы движения (к объекту, вокруг объекта и возле объекта). Они позволяют усилить впечатление от осмотра экскурсионных объектов, соединить зрительные восприятия с моторными. Например, подъем на холм или спуск в ущелье дают возможность туристам собственными ногами ощутить высоту или глубину объекта.

Используемые в природоведческих экскурсиях приемы рассказа:

•описание — последовательное перечисление основных свойств и качеств объекта;

•объяснение — прием, с помощью которого выясняются причины какого-либо явления, например, можно дать объяснение появлению тумана или дождя;

•экскурсионное комментирование и репортаж. Данный прием может быть использован в случае наблюдения туристами динамичных, изменяемых явлений или процессов (полет птицы, бег муравья, волны на озере, закат солнца и др.). Сущность приема заключается в демонстрации наблюдаемого объекта с помощью передачи динамики его развития. Акцентируется внимание на специфических чертах явления;

•цитирование — введение в рассказ отрывков из произведений для воссоздания в сознании экскурсантов зрительного образа, художественного усиления рассказа. Часто в природоведческих экскурсиях используются цитаты из произведений К. Паустовского, В. Бианки, Я. Коласа и др.

К числу особых методических приемов, применяемых в природоведческих экскурсиях, можно отнести:

•прием заданий (вопросов-ответов). Его основная задача — путем задавания вопросов заинтересовать экскурсантов, заставить задуматься, активизировать мыслительную деятельность, возбудить воображение;

•прием исследования — проведение экскурсоводом лично или туристами под его руководством небольшого эксперимента, на практике подтверждающего утверждения, высказанные в ходе рассказа. Например, можно определить ширину и скорость течения ручья, глубину ущелья, высоту дерева, плотность минерала и др.

Этап 9. Определение  техники ведения экскурсии. Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Для автобусных экскурсий необходимо тщательно продумывать, когда и где экскурсанты должны выходить для осмотра объектов, как организовать безопасное передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрировать экспонаты «портфеля экскурсовода» и т.д. Соответствующие записи вносятся в графу технологической карты «Организационные указания». Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить на парковку автобус, где необходимо ехать медленнее.

Отдельные указания относятся  к экскурсантам (предварительный инструктаж перед продажей тура, соблюдение правил безопасности на маршруте, выход из автобуса, размещение в салоне). Важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля» и т.п.

Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса. Кроме того, к организационным вопросам относится выделение времени для фотографирования, покупки сувениров, отдыха и др.

Этап 10. Технологическая  карта экскурсии. Технологическая карта экскурсии представляет собой итоговый документ, который вместе с текстом дает право на проведение и продажу экскурсии. В ней указываются тема, цель, задачи экскурсии, оптимальный вариант маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические рекомендации, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе.

К составлению технологической  карты предъявляются следующие  требования: создание условий для полного раскрытия темы, обязательное соблюдение структуры экскурсии, отражение принципа построения маршрута, выбор наиболее эффективных методических приемов, четкость рекомендаций по организационным вопросам. Кроме того, карта должна отражать дифференцированность подходов к обслуживанию экскурсантов.

В зависимости от нормативных  требований контрольный текст и  технологическая карта могут направляться на рецензию специалистам в области тематики экскурсий.

Этап 11. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение. Пробная экскурсия — завершающий и самый эмоционально насыщенный этап работы по созданию новой экскурсии. На нее приглашаются руководители туристическо-экс-курсионной организации, члены творческой группы, экскурсоводы, научные работники и специалисты, которые должны дать заключение по поводу качества ее подготовки. Пробную экскурсию обычно проводит руководитель творческой группы или один из ее членов. Приглашенным на пробную экскурсию выдается карточка прослушивания экскурсии, с помощью ответов на вопросы которой оценивается ее качество.

Основная цель проведения пробной экскурсии — проверка в реальных условиях возможности проведения экскурсии, оценка качества ее подготовки и правильности выбора методических и организационных указаний.

Обсуждение экскурсии  проводится по ее окончании, в результате чего принимается решение о рекомендации экскурсии к утверждению или доработке.

Пакет документов новой экскурсии (карт-схема маршрута, контрольный текст и технологическая карта) утверждается руководителем туристическо-экскурсионного предприятия. С этого момента экскурсия может быть внедрена в производство.

 

1.2 Фауна и флора в туризме

В отличие от большинства  европейских государств, Беларусь располагает  значительными сохранившимися ареалами естественных природных ландшафтов, которые характеризуются благоприятным экологическим состоянием, высокой сохранностью естественной растительности и диких животных, наличием редких форм рельефа, живописными озерами и обитанием значительного количества исчезающих видов флоры и фауны.

Естественная растительность – важная составляющая природно-рекреационного потенциала для развития туризма. Естественный растительный покров Беларуси занимает около 70 % территории республики и представлен лесными, луговыми и болотными сообществами. Леса Беларуси распределены крайне неравномерно: в ряде районов Полесья данный показатель составляет 40-60 %, а в Мстиславском, Горецком и Несвижском районах – менее 10 %. Оптимальной для туризма считается лесистость 30 – 35 %, что характерно для северо-западных, северных и центральных районов страны. Породный сосав лесов характеризуется достаточным разнообразием: сосна обыкновенная занимает 50,2 % лесов, береза повислая и пушистая – более 20, ольха черная и серая – 10,5 ель европейская – 10, дуб черешчатый – 3,3 %. Луговая растительность занимает 18,8 % территории [3, с.151]. Болотные массивы занимают около 11,5 % территории Беларуси и представляют собой места охоты и сбора ягод, а также уникальные для европейского континента объекты экологического туризма (Березинский биосферный заповедник, заказники «Средняя Припять», «Ольманские болота» и др.). Всего в современной флоре Беларуси по последним данным насчитывается около 12 тысяч видов растений и грибов. Природная флора является ценным источником пищевого, лекарственного и технического сырья. Свыше 500 видов растений обладают полезными свойствами и используются в народном хозяйстве. Значительные часть полезных растений - черника, голубика, клюква, рябина красная, калина, брусника - сосредоточена в белорусских лесах, которыми покрыто около 35,5 % территории Беларуси. Лес также является источником древесины (в Беларуси произрастают в основном ценные породы деревьев), выполняет экологические, рекреационные и оздоровительные функции. В стране насчитывается более 200 редких видов растений, которые занесены в Красную книгу Республики Беларусь и охраняются на национальном уровне.

Лесные ресурсы являются основой для различных видов  туризма и рекреации:

- оздоровительный и спортивный  туризм – пешеходный и лыжный  туризм, лыжный спорт, автотуризм, конный спорт, спортивная и лицензионная охота, спортивное ориентирование;

- общеоздоровительный отдых  – пешеходные прогулки, спортивные  игры, пикники, лыжные прогулки;

- любительский промысловый  туризм – сбор грибов, ягод, лекарственных  растений, коллекций, гербариев;

- климатотерапия, фитолечение,  восстановление психоэмоциональных  сил через обозрение высокоэстетичных ландшафтов.

Важный объект туристического внимания – животный мир природных  территорий. В составе фауны страны насчитывается более 300 видов птиц, 60 видов рыб, 74 вида млекопитающих, принадлежащих к 6 отрядам. Из парнокопытных самые крупные - лось, благородный олень, дикий кабан и, конечно же, уникальный беловежский зубр. В числе самых крупных хищников - бурые медведи и волки. К хищным также относятся широко известные европейская рысь, лисица, барсук, европейская выдра, лесная и каменная куницы, европейская норка, горностай, ласка и акклиматизированные в ХХ в. уссурийская енотовидная собака, американская норка и енот-полоскун из Северной Америки. В Красную книгу Республики Беларусь внесены 97 видов позвоночных и 85 видов беспозвоночных животных из категории редких и исчезающих видов [3, с.152]. Богатой фауной выделяется Белорусское Полесье, имеющее особое значение для ряда птиц Европы, находящихся под угрозой исчезновения: большого подорлика, вертлявой камышовки, дупеля, чибиса и др. Яркое зрелище представляет собой длина реки Припять в период миграций птиц. По территории Полесья пролегает один из важнейших континентальных путей весенней миграции водоплавающих птиц, которые задерживаются в Полесье на срок от 20 до 50 дней. Из пресмыкающихся встречается по три вида ящериц и змей, а также один вид черепах. По территории Беларуси проходит северная граница распространения болотной черепахи. Из амфибий обитает 2 вида тритонов и 11 видов отряда бесхвостых. Границу ареала на территории Беларуси имеют краснобрюхая жерлянка, обыкновенная квакша и камышовая жаба. В составе ихтиофауны 59 видов рыб (из которых 45 относится к аборигенным, остальные завезены для акклиматизации и разведения) и 5 видов круглоротых. Ряд представителей фауны республики имеют ресурсное значение и используются в хозяйственной деятельности. В настоящее время к ресурсным видам животных из позвоночных относят 19 видов млекопитающих, 30 видов птиц и 1 вид рептилий, а из беспозвоночных 2 вида - узкопалый рак и виноградная улитка. Важное хозяйственное значение имеют промыслово-охотничьи виды животных: лось, кабан, косуля, олень, волк, два вида зайцев, бобр, ондатра. Из птиц - массовые виды водоплавающих, глухарь, тетерев, в некоторых хозяйствах - серая куропатка, рябчик, вальдшнеп.

Богатство флоры и фауны, сохранность естественных ландшафтов Беларуси являются предпосылками развития экологического туризма. Значительные перспективы имеет и международный охотничий туризм. К охотничье-промысловым относят 22 вида млекопитающих (лось, кабан, косуля, олень, волк, лиса, заяц, белка, бобр и др.), 31 вид птиц (глухарь, тетерев, рябчик, кряква, чирок и др.). В республике насчитывается свыше 200 охотничьих хозяйств, однако с учетом уровня инфраструктуры принимать иностранных охотников могут лишь около 20 хозяйств («Лясковичи», «Барсуки», «Телеханы», «Браславское», «Тетеринское», «Красносельское» и др.).

В целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия в Беларуси формируется сеть особо охраняемых природных территорий - ресурсная основа развития экологического туризма, определяющая его территориальную организацию. Государственный природно-заповедный фонд насчитывает 1,580 млн. га (7,6% территории страны) и включает Березинский биосферный заповедник и национальные парки («Беловежская пуща», «Припятский», «Браславские озера», «Нарочанский»), 84 заказника республиканского и 349 - местного значения, а также 861 памятник природы местного и республиканского значения [3, с. 150]. В ближайшие годы планируется создание ряда национальных парков: «Логойский» («Белая Русь»), Суражский», «Свислочско-Березинский», «Налибокский».

Использование туристского  потенциала существенно осложняется  в связи с радиоактивным загрязнением 1/5 территории республики. Из общей  площади выделенных для рекреационно-туристского  освоения земель (1,68 млн. га, или 8,1% территории страны) 0,73 млн. га радиоактивно загрязнены, в том числе в Гомельской области -100% площади зон отдыха, в Могилевской -73%, в Минской - 40% [4].

Уникальным туристским объектом может стать Полесский радиационно-экологический, заповедник, созданный на крайнем  юго-востоке Беларуси в зоне обязательного  отселения в целях наблюдения за развитием природных комплексов в условиях повышенной радиации.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - часть территории Республики Беларусь с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное и/или эстетическое значение, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.

Национальный  парк - особо охраняемая природная территория, объявленная в целях восстановления и/или сохранения уникальных, эталонных и иных ценных природных комплексов и объектов, их использования в процессе природоохранной, научной, просветительской, туристской, рекреационной и оздоровительной деятельности.

Информация о работе Фауна и флора Беларуси в экскурсионных маршрутах