Фауна и флора Беларуси в экскурсионных маршрутах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 02:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в создании туристического маршрута в области фауны и флоры.
Изучение различных материалов в процессе выполнения курсовой работы позволяет приобрести навыки работы со специальной литературой, расширить их кругозор и повысить их интеллект. В ходе этой работы приобретаются способности красиво и правильно излагать свои мысли, использовать дополнительные материалы для сравнения.
Задачи курсовой работы заключаются в изучении теоретических аспектов особенностей создания экскурсий, сборе информации, а также ее анализе в области фауны и флоры в туризме, разработке контрольного текста экскурсии на тему: «Фауна и флора в экскурсионных маршрутах», осуществлении подбора материала по объектам показа, составлении портфель экскурсовода.

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 591.89 Кб (Скачать файл)

4 этап: Разработка маршрута экскурсии.

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности туристов. Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые  должны быть учтены разработчиками маршрута, — организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. Экскурсионный маршрут должен быть компактным, чтобы не допускать слишком длинных проездов или проходов между объектами показа.

При планировании маршрута показ объектов строится в определенной логической последовательности и соответствии теме экскурсии. Следует учитывать как транспортную, так и экскурсионную доступность объектов, наличие мест для стоянки транспорта и благоустроенных остановок, в том числе и санитарных.

Природоведческие экскурсии  могут быть созданы как в пределах городских территорий (парки, скверы, зоосады), так и вне городов.

При разработке маршрута экскурсии  необходимо учитывать такой аспект, как безопасность экскурсантов. Нахождение на природе всегда несет с собой определенные угрозы для самочувствия человека. Это могут быть внезапно налетевший ветер или ливень, к которому не готовы туристы, гроза, застигнувшая группу на пешей части маршрута, кровососущие насекомые, клещи. Невнимательность при передвижении по пересеченной местности может привести к травмированию туристов. Несоответствующая условиям экскурсии обувь и одежда туристов может стать причиной переохлаждения или теплового удара, сильного переутомления, усталости и др. Поэтому на стадии планирования следует избегать включение в маршрут потенциально опасных для жизни туристов участков и объектов, использование временных укрытий в случае непогоды, предусматривать варианты мобильного изменения маршрута. При составлении технологической карты экскурсии необходимо в графе «Организационные указания» в обязательном порядке прописывать вопросы предварительного инструктажа туристов при продаже тура, перед выездом на экскурсию и перед посещением потенциально опасного объекта.

При составлении маршрута природоведческих экскурсий, как правило, применяется тематический принцип построения, при котором экскурсия состоит из нескольких подтем, одна из которых является ведущей — это своеобразный композиционный центр экскурсии, имеющий наибольший эмоциональный и познавательный заряд.

Во время природоведческих экскурсий организуются фенологические наблюдения за явлениями живой природы — растительным и животным миром, гидрологическими объектами, проводятся практические занятия для учащихся — коллекционирование образцов, подбор материалов для гербария, сбор разрешенных лекарственных растений и др.

Обязательной подтемой должны быть вопросы охраны природного наследия, в том числе земельных, водных и биологических ресурсов, природоохранных мероприятий.

Рекомендуется в тематическую экскурсию включать не более 10-15 объектов, о которых будет вестись рассказ. Не следует стремиться к чрезмерному увеличению числа объектов показа, это мешает глубине освещения темы, а также появлению эффекта калейдоскопа. Недостаточное их количество не создает полноценного зрительного ряда, что также не способствует повышению качества экскурсии.

Разработка маршрута заканчивается  составлением карт-схемы маршрута экскурсии в масштабе, удобном для понимания экскурсоводу (как правило, от 1:20000 до 1:200000), на которую наносится схема проезда от одного объекта к другому. Условными знаками обозначаются объекты показа и места выхода экскурсантов из автобуса, указываются участки, на каких рассматривается та или иная подтема экскурсии. На схеме также может быть указана скорость движения автобуса, в первую очередь на участках, где необходимо передвижение в медленном темпе для лучшего осмотра природных объектов. Указание на скорость движения автобуса особенно важно при освоении экскурсии новыми экскурсоводами.

На этой стадии желательны консультации с представителями ГАИ и природоохранных учреждений, а также иными специалистами.

Этап 5. Объезд маршрута. Методически грамотно спланированная экскурсия требует обязательного объезда маршрута с целью анализа ее проведения.

На данном этапе проверяется  возможность подъезда на автобусе к  объектам или местам стоянок, состояние дорог; уточняется место расположения объектов, а также места предполагаемых остановок экскурсионного автобуса или пешеходной группы. Объезд позволяет провести достаточно точный хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом и ее километраж. Именно на местности можно убедиться в целесообразности использования намеченных экскурсионных объектов, выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы, определиться с методическими приемами показа и рассказа. В целях безопасности передвижения туристов по маршруту необходимо выявить потенциальноопасные места, разработать механизмы обеспечения безопасности.

Разработка автобусного  маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, точным расчетом километража и времени использования автотранспорта.

Этап 6. Подготовка контрольного и индивидуальных текстов  экскурсии. После утверждения маршрута экскурсии творческая группа начинает работу над созданием текста экскурсии. Контрольный текст всегда находится в туристической организации, им может воспользоваться любой экскурсовод, осваивающий данную экскурсию. Текст составляется в соответствии с целью и темой экскурсии, отбирается самое главное, намечается логический ход изложения, формируются обобщения, формулируются выводы. Этот текст является основой для создания вариантов экскурсий для различных категорий туристов, может дополняться материалами, связными с объектами и подтемами, не включенными в маршрут базовой экскурсии.

К экскурсионным текстам  предъявляются следующие требования:

•  полнота раскрытия  темы;

•  краткость изложения;

•  достоверность фактического материала (статистика, даты и др.);

•  четкость формулировок;

•  информативность;

•  чистота литературного  языка.

Помимо материалов для  рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые содержат вступительное слово и заключение экскурсии, а также логические переходы между отдельнымиподтемами. Текст должен быть удобен для пользования. В контрольном тексте необходимо сохранить указания на источники используемых материалов.

На практике установлено, что объем контрольного текста для 3-часовой автобусной экскурсии составляет 40-60 страниц текста компьютерного  набора, для пешеходной — 25— 30 страниц.

Контрольный текст экскурсии  утверждается руководством туристическо-экскурсионной организации. На титульном листе указываются наименование туристического предприятия, тема экскурсии, авторы текста, дата написания.

На основании контрольного текста все члены творческой группы, а в дальнейшем и другие экскурсоводы, собирающиеся проводить экскурсию на данную тему, готовят свои индивидуальные тексты экскурсии. Они должны соответствовать контрольному тексту, а материал в них излагаться в той последовательности, в которой показываются объекты на маршруте.

Индивидуальный  текст представляет собой готовое для исполнения экскурсионное произведение, т.е. текст для экскурсионного рассказа, который выражает видение конкретного экскурсовода, присущий ему стиль изложения, эмоциональность. При демонстрации объектов каждый экскурсовод использует наиболее близкие ему методические приемы показа и рассказа.

При составлении индивидуального  текста важно учитывать разницу между речью лектора и экскурсовода. Как отмечал в своих методических рекомендациях Б. Емельянов, в ходе экскурсии экскурсовода «торопят» объекты, которые необходимо показать группе. Три-четыре часа, отведенные на экскурсию, пребывание туристов на ногах и в природной среде вынуждают экскурсовода говорить кратко, четко характеризовать находящиеся перед группой объекты, сжато рассказывать о связанных с ними событиями или легендами. Продолжительность рассказа не должна превышать времени, на которое объект способен привлечь к себе внимание. Чаще всего это пять—семь минут, после которых наступает так называемый кризис внимания. Наиболее действенным способом его преодоления считается переход к следующему объекту.

Композиционно экскурсия  состоит из трех частей, отражаемых в структуре индивидуального текста: вступление, основная часть и заключение.

Цель вступления — заинтересовать аудиторию, установить контакт с группой. Вступление делится на организационную и информативную части. В организационной экскурсовод представляется, называет тему, сообщает маршрут, продолжительность экскурсии, место ее окончания, проводит инструктаж о правилах поведения на маршруте и общей безопасности. В информационной части экскурсовод кратко излагает содержание экскурсии, называет наиболее значимые объекты, которые увидят экскурсанты, несколько подтем, с которыми их познакомят. Хронологически вступление не должно занимать более пяти—семи минут.

Основная часть экскурсии строится на сочетании показа и рассказа и состоит из отдельных подтем, раскрываемых на различных объектах, соединенных между собой логическими переходами. Логические переходы должны вытекать из содержания предыдущейподтемы и помочь перейти к изложению следующей. Придавая экскурсии целостность и законченность, логические переходы могут носить характер обобщения, сравнения, дополнения и т.д.

В заключении экскурсовод подводит итоги, делает выводы по теме экскурсии, отвечает на вопросы экскурсантов.

В идеальной модели подготовки новой экскурсии, разработанной Б. Емельяновым еще в 1970-х гг., этап написания индивидуального текста проходил значительно позже создания контрольного текста и являлся одним из завершающих. Однако современные условия жесткой рыночной конкуренции на туристическом рынке создают дефицит времени на разработку нового туристического продукта, поэтому создатели новых экскурсий при подготовке контрольного текста стараются максимально приближать его к требованиям индивидуального, что позволяет объединить эти два процесса в один этап.

Этап 7. Комплектование «портфеля экскурсовода». Так

называется комплект наглядных  пособий, используемый дополнительно в экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда

фотографии, рисунки, чертежи  помогут восстановить первоначальный вид объекта.

В «портфель экскурсовода»  включаются географические карты, картосхемы, фотографии редких растений и животных, геологические образцы, гербарные листы, образцы продукции промышленных предприятий, фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

При отборе дополнительного  наглядного материала важно соблюдать ряд условий:

•  разумное дозирование (при 3-4-часовой экскурсии пособий должно быть не более 15. Их обилие может утомить, рассеять внимание, ослабить интерес к экскурсии;

•  необходимость и  целесообразность их использования;

•  познавательная ценность, т.е. насколько предлагаемое пособие  может обогатить экскурсию, сделать  показ и рассказ более наглядными и понятными;

•  необычность, например, логотип организации с изображением редкого вида животного и др.;

•  выразительность.

Наглядные пособия должны быть удобны для использования.

Фотографии, картосхемы, гербарные  листы должны иметь плотное основание и размеры не менее 18 х 24 см (оптимальным является формат А4), отличаться ясностью и четкостью изображения.

Весь наглядный материал следует подбирать и готовить к показу заранее. Совершенно недопустимо  рвать растения во время экскурсии  или вынимать фрагменты камней или  кирпичей из кладки с желанием показать состав данного кирпича или форму  камня.

Методику демонстрации наглядных  пособий определяют на стадии формирования «портфеля» и проверяют на маршруте. Рекомендации по использованию наглядных материалов включаются в технологическую карту.

К каждому наглядному пособию, включенному в «портфель экскурсовода», прикладывается листок с пояснениями

или справочным материалом, в определенных случаях листок может быть приклеен на обратную сторону пособия. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната туристам.

Перечень наглядных пособий  к той или иной экскурсии не остается неизменным, в процессе жизни экскурсии он постоянно совершенствуется и дополняется.

Информация о работе Фауна и флора Беларуси в экскурсионных маршрутах