Фауна и флора Беларуси в экскурсионных маршрутах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 02:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в создании туристического маршрута в области фауны и флоры.
Изучение различных материалов в процессе выполнения курсовой работы позволяет приобрести навыки работы со специальной литературой, расширить их кругозор и повысить их интеллект. В ходе этой работы приобретаются способности красиво и правильно излагать свои мысли, использовать дополнительные материалы для сравнения.
Задачи курсовой работы заключаются в изучении теоретических аспектов особенностей создания экскурсий, сборе информации, а также ее анализе в области фауны и флоры в туризме, разработке контрольного текста экскурсии на тему: «Фауна и флора в экскурсионных маршрутах», осуществлении подбора материала по объектам показа, составлении портфель экскурсовода.

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 591.89 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Природа Беларуси уникальна. Здесь можно встретить много  редких видов растений и животных. В республике реализуются крупные  природоохранные проекты, созданы  государственные заповедники и  заказники.

Цель курсовой работы заключается  в создании туристического маршрута в области фауны и флоры.

Изучение различных  материалов в процессе выполнения курсовой работы позволяет приобрести навыки работы со специальной литературой, расширить их кругозор и повысить их интеллект. В ходе этой работы приобретаются способности красиво и правильно излагать свои мысли, использовать дополнительные материалы для сравнения.

Задачи курсовой работы заключаются в изучении теоретических аспектов особенностей создания экскурсий, сборе информации, а также ее анализе в области фауны и флоры в туризме, разработке контрольного текста экскурсии на тему: «Фауна и флора в экскурсионных маршрутах», осуществлении подбора материала по объектам показа, составлении портфель экскурсовода.

Методологической основой  курсовой работы является применение метода диалектики как общенаучного метода познания. В процессе исследований использовались такие общенаучные методы и приемы как анализ данных и их классификация, методы описания и обобщения.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что экскурсанты, посещая подобную экскурсию смогут не только узнать исторические сведения о местах Беларуси, но и углубить свои познания в области флоры и фауны, а также провести прекрасно время на свежем воздухе.

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты

    1. Особенности создания экскурсий

Экскурсия –  целенаправленный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах (зрительных рядах) в естественных или искусственно созданных условиях, под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода, гида) и подчинен задаче раскрытия определенной темы [1,с.7].

Процесс создания новой экскурсии  требует определенного времени  и человеческих ресурсов, поэтому данная работа, как правило, поручается творческому коллективу из 3-4 человек, естественно, при наличии в турпредприятии большего штата сотрудников.

Подготовка  экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона.

На подготовку в зависимости  от сложности экскурсии может  уйти от 1 до 4 месяцев. Обычно каждому  из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля  за работой выбирается руководитель творческой группы.

В основу подготовки любой  экскурсии должны быть положены главные  принципы и требования педагогической науки, такие как: взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.

Всю работу по подготовке новой  экскурсии можно разделить на три основные части:

1.Предварительная  или подготовительная работа.

На этом этапе происходит процесс накопления знаний по теме, определяются цели и задачи экскурсии, ведется сбор материалов для будущей экскурсии, их изучение и анализ. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия. Обязательное условие – привлечение в качестве консультантов профильных специалистов.

2.Непосредственная  разработка самой экскурсии.

Этап включает составление  экскурсионного маршрута, его обход  или объезд, работу над содержанием  экскурсии, написание контрольного текста, выбор наиболее эффективных  методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку технологической карты новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

3. Заключительная  ступень.

Прием (защита) экскурсии  на маршруте. Утверждение новой экскурсии  руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, к работе на маршруте.

Известным советским методистом Б. Емельяновым еще в конце 1970-х  гг. была сформулирована логическая схема  создания новой экскурсии, состоящая  из 15 этапов. Современные экскурсоводы-практики весь процесс сводят к 11 этапам [2, с. 125]. Рассмотрим подробнее данную схему.

1 этап: Выбор темы экскурсии, определение цели и задач.

Тема  экскурсии — предмет экскурсионного показа и рассказа, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в целое. Именно тема определяет подбор тех или иных объектов в экскурсии.

Тема нередко раскрывается самим названием экскурсии, однако не следует отождествлять тему и название. Общими требованиями к названию экскурсии считаются: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизведения, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл. При определении названия экскурсии следует избегать:

•  применения  различного  рода  штампов,   обезличивающих тему;

•  использования сокращений слов, аббревиатур;

•  применения иностранных, заимствованных слов, которые могут вызвать нежелательные ассоциации.

Примеры названий природоведческих экскурсий:

•  «Тайны Прибужского  Полесья» (по одноименному биосферному резервату, Брестский район);

•  «Путешествие в Природу» (экологическая тропа в природном комплексе «Голубые озера», Нарочанскийнацпарк);

•  «За темной далью  лошицких аллей...» (по Лошицкому парку, г. Минск);

•  «В аллеях парков дремлет  память» (по скверам и паркам Бреста).

На стадии планирования экскурсии  важным является определение ее целей и задач. Цель позволяет авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Правильно сформулированная цель задает направленность содержания экскурсии, помогает в отборе и освещении материала, определяет актуальность темы. Как правило, цели всей группы природоведческих экскурсий будут близкими и:

•  способствовать расширению естественнонаучных знаний;

•  воспитывать бережное отношение к природе;

•  воспитывать любовь к родине и родному краю;

•  способствовать развитию наблюдательности, воображения;

•  способствовать эстетическому  воспитанию, умению видеть прекрасное в окружающей природе и др.

Задачи в каждой отдельной экскурсии будут различаться. Например, в экскурсии по Голубым озерам заложены следующие цели:

•  осмотр, изучение ландшафта, флоры, фауны, рек, озер, различных предметов  и явлений природы Белорусского Поозерья;

•  показать роль и значение природы, окружающей среды в жизни  человека;

•  воспитывая любовь и  бережное отношение к природе, способствовать тому, чтобы каждый экскурсант был  активным и сознательным участником мероприятий по рациональному использованию, охране и воспроизводству национальных богатств, по сохранению природы.

Задачи экскурсии по Березинскому биосферному заповеднику:

•  познакомить экскурсантов с наиболее острыми природоохранными планетарными проблемами, неизбежность решения которых очевидна, так как природой Земного шара управляют единые законы (например, радиация, загрязнение воздуха, водоемов, рек не знают границ);

•  осмотр, изучение локального ландшафта, флоры, фауны, рек, озер, различных предметов и явлений природы заповедника;

•  показать роль и значение природы, окружающей среды в жизни  человека.

Цели и задачи экскурсии  определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и ее отдельных частей.

2 этап: Изучение литературы и других источников информации, составление библиографии.

Процесс подготовки материалов по теме экскурсии начинается с подбора  и изучения литературных источников. Работа, как правило, начинается с изучения библиотечных каталогов и картотек. Также используется специальная, учебная, научная, справочная, краеведческая и художественная литература. Например, Красная книга может дать информацию об охраняемых видах растений и животных, учебник по региональной географии — сведения о природе края. Из литературных произведений могут быть взяты высокохудожественные цитаты, четверостишия о природе в целом или ее отдельных элементах.

Работа по подбору литературных источников заканчивается составлением библиографического списка, в котором приводятся автор, название, год издания, главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».

Кроме литературных источников для подготовки природоведческой экскурсии большое значение имеют другие источники информации:

•  экспонаты фондов и  экспозиций музеев, в первую очередь краеведческих и ведомственных;

•  документы открытого  доступа природоохранных и экологических организаций, в том числе базы данных;

•  материалы государственных  и личных архивов;

•  фотодокументы;

•  аудио-, кино- и видеозаписи;

•  учебные, научно-популярные и художественные фильмы. Важным источником также являются ресурсы сети Интернет, однако все полученные данные требуют верификации.

Также как и для литературных источников, необходимо составление  перечня источников информации с указанием местонахождения и названия материалов.

 

3 этап: Отбор объектов для экскурсии.

Показ объектов занимает главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

Объектами природоведческой экскурсии могут быть любые элементы природы: формы ландшафта, растительные комплексы, отдельные виды флоры и фауны, исторические парки, геологические обнажения и другие памятники, гидрологические объекты и др. Объектами могут быть также и явления — восход и заход солнца, туман над рекой или горами, отражение солнечных лучей в брызгах водопада и др.

Существуют определенные критерии отбора объектов для экскурсионного показа. Для природоведческих экскурсий наибольшее значение будет иметь следующее:

•  познавательная ценность;

•  известность;

• экзотичность (неповторимость);

•  выразительность;

•  доступность;

•  сезонность (режимность).

Познавательная  ценность может быть выражена достаточно простой формулой: «Способен ли данный объект дать что-то новое для экскурсантов (знания, эмоции, навыки и др.)?».

Известность объекта важна для экскурсантов. Чем известнее объект (например, внесен в список всемирного природного наследия, как Беловежская пуща), тем больше привлекает к себе внимание туристов. Однако при составлении экскурсии для местных туристов могут быть использованы объекты регионального и локального уровней известности.

Экзотичность  или неповторимость каждого объекта также существенны для туриста. Однако для природных объектов данный фактор зачастую будет иметь ограничивающий характер. В экскурсионном показе могут быть использованы только те объекты, для которых нахождение рядом туристов не будет нести существенную угрозу для данного объекта. В качестве примеров можно привести старейшее дерево Брестчины — Пожежинский Царь-дуб, одно из крупнейших низинных болот Европы — Званец, неповторимый природный комплекс «Голубые озера» и др.

Что касается редких видов  животных, то их использование в экскурсии возможно лишь при наличии специальных условий, например, смотровые вышки, специальный транспорт для фотосафари, вольеры и др.

Больше значение имеет  внешняя выразительность природного объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой.

Доступность объекта имеет большее значение для организаторов экскурсии, чем для туристов. На стадии планирования необходимо учитывать расстояние до объекта, удобство подъездов к нему, пригодность дорог для автотранспорта, возможность подъезда непосредственно к объекту, наличие мест для парковки, подбор точек для расположения группы с целью наблюдения и др.

Последний критерий «сезонность» является наиболее существенным именно для природоведческих экскурсий. В первую очередь необходимо учитывать сезонные ограничения на посещение лесов, связанные с периодом весеннего гнездования птиц. Разной по содержанию получится экскурсия, проводимая летом или зимой, в светлое или темное время суток. Также необходимо учитывать фактор погоды (ясно, пасмурно, ветер, туман и др.). В данный критерий следует также включать и фактор режимности объектов. Необходимо согласовывать с природоохранными организациями возможность включения в экскурсионный маршрут тех или иных уникальных природных объектов и нахождения группы на маршруте.

Информация о работе Фауна и флора Беларуси в экскурсионных маршрутах