Туристская деятельность как объект правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе мы рассмотрим туристскую деятельность как объект правового регулирования и наиболее важные статьи Федерального Закона «О туристской деятельности в РФ».

Вложенные файлы: 1 файл

Kontrolnaya_Rabota_Po_Distsipline.docx

— 31.78 Кб (Скачать файл)

Введение.

Для нормального развития туристской индустрии необходимо действующее  туристское законодательство. В связи  с этим основной целью законодательных  органов должна быть деятельность по объединению юридических правил и процедур, касающихся туризма, во всеобъемлющее законодательство, предусматривающее  совершенствование и проведение в жизнь туристских законов.

Федеральный закон «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации» ознаменовал собой новую  веху в правовом развитии туризма. Он стал основой, стержнем правовой системы  в сфере туризма. Это единственный специальный нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой  в области туристских отношений.

Сказанное определяет актуальность работы и теоретической разработки темы.

В контрольной работе мы рассмотрим туристскую деятельность как  объект правового регулирования  и наиболее важные статьи Федерального Закона «О туристской деятельности в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Туристская деятельность как объект правового регулирования

Федеральный закон «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую деятельность как туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий (ст.1).

Туристская деятельность, оказание туристских услуг есть предпринимательская  деятельность, которая регулируется гражданским законодательством. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской  является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке.

Для вхождения туристской услуги в  отношения купли-продажи Законом  об основах туристской деятельности были введены: понятие «тур» как  комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные  услуги, услуги гидов-переводчиков и  другие услуги, предоставляе мые в  зависимости от целей путешествия, а также понятие «туристский  продукт» как право на тур, предназначенное  для реализации туристу.

Следует поддержать критику законодательного понятия туристского продукта как  право на тур. Но, как пишет М.Б. Биржаков в упомянутой книге «...в  истоках римского права есть догма - закон плох, но он закон. Закон следует  уважать и соблюдать, и поэтому  формально - туристский продукт - право  на тур, а по своему физическому существу комплекс услуг, работ и товаров; и сертификации, т.е. оценке соответствия качества, подлежат не права, а конкретные услуги, работы и товары».

Объяснение указанного в Законе понятия туристского продукта как  права на тур, предназначенного для  реализации туристу, может быть следующее.

Право на тур, приобретенное туристом, является его субъективным правом пользоваться услугами, входящими в тур. А это  и есть имущественное право туриста  на оказание туристских услуг, т.е. то, что подлежит купле-продаже. Согласно п. 4 ст. 454 ПС положения, предусмотренные договором купли-продажи, «применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав». Здесь продается не конечный результат деятельности, имеющей вещественное выражение, а туристский продукт - право на тур, реализация которого и приведет к результату - получению комплекса туристских услуг.

В условиях предпринимательства как  сердцевины рыночных отношений туристская деятельность должна осуществляться прежде всего на основе социальных приоритетов.

В последние годы образовалось значительное преобладание выездного туризма  над въездным, а следовательно, превышение вывоза валюты над ввозом. Причин тому множество, но основная из них - безудержная  коммерциализация туризма и, как  следствие, резкое падение конкурентоспособности  внутреннего, а за ним и въездного  туризма. В этой части государственное  регулирование туристской деятельности (прежде всего принятие Закона о  социальном туризме) должно быть нацелено на восстановление приемлемого баланса  въездного и выездного туризма, оживление внутреннего туризма.

Необходимо использовать также  возможности, заложенные в ст. 4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: предоставление льготных кредитов, установление налоговых  и таможенных льгот туроператорам  и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории РФ (внутренний туризм) и привлекающим иностранных  граждан для занятия туризмом на территории РФ (въездной туризм).

Туристские услуги, прежде всего  внутреннего туризма, должны быть доступными для всех слоев населения. Лишь в  этом случае появится серьезный стимул для расширения рынка потребительских  услуг, которые, в свою очередь, будут  конкурентоспособными и обеспечат  рост занятости в сфере туризма.

Профессиональная деятельность специалистов в сфере туризма требует знаний правовых основ рыночной экономики, и прежде всего норм гражданского законодательства (во многом сходных  в разных странах Содружества), направленных на стабильное регулирование сложившихся  в результате реформ отношений, установивших новые правила имущественного оборота. К сожалению, предпринимательская  практика ряда туристских фирм основана на стремлении обойти закон. Но коммерциализация туристской деятельности не должна сопровождаться беззаконием, в том числе по причине  незнания закона. Незнание или непонимание  закона не освобождает от ответственности. Специалист обязан ориентироваться  в многочисленных юридических источниках, знать основные нормативные акты соответствующей отрасли права, уметь отстаивать права и интересы своей туристской организации со ссылкой на закон.

Настоящий Федеральный закон  определяет принципы государственной  политики, направленной на установление правовых основ единого туристского  рынка в Российской Федерации, и  регулирует отношения, возникающие  при реализации права граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства  на отдых, свободу передвижения и  иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального  использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ) 
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: 
туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания; 
туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий; 
туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации; 
туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну; 
туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации; 
туризм международный - туризм выездной или въездной; 
туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей; 
туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно; 
турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания; 
туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил; 
туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников; 
туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта; 
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор); 
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент); 
заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста; 
формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие); 
продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое); 
реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором; 
экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика; 
экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания; 
гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания; 
инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов; 
туристская путевка - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности

Законодательство Российской Федерации  о туристской деятельности состоит  из настоящего Федерального закона, принимаемых  в соответствии с ним федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также  законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить настоящему Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, 
содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; 
определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; 
формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; 
осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности

Основными целями государственного регулирования  туристской деятельности являются: 
обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; 
охрана окружающей среды; 
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) 
создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; 
развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия. 
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Статья 4.1. Условия осуществления  туроператорской деятельности. Единый федеральный реестр туроператоров

(введена Федеральным законом от 05.02.2007 N 12-ФЗ) 
В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также - финансовое обеспечение). 
Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом. 
Финансовое обеспечение не требуется для: 
организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд; 
государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государством ценам в целях решения социальных задач. 
На территории Российской Федерации реализацию туристского продукта, сформированного иностранным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо организацией, не являющейся юридическим лицом в соответствии с законодательством иностранного государства (далее - иностранный туроператор), вправе осуществлять юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, полученное в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Стандартизация и  классификация объектов туристской индустрии

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ) 
Стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Классификация объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, осуществляется аккредитованными организациями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма. 
(часть вторая введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

Статья 6. Права туриста

При подготовке к путешествию, во время  его совершения, включая транзит, турист имеет право на: 
необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды; 
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) 
свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер; 
обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи; 
возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 
(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ) 
содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи; 
беспрепятственный доступ к средствам связи.

Статья 7. Обязанности туриста

Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан: 
соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования; 
сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания; 
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) 
соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда; 
соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Статья 9. Общие условия  формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Информация о работе Туристская деятельность как объект правового регулирования