Туризм как объект государственно-правового воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 15:28, реферат

Краткое описание

Сущность любого явления отражается в его понятии. Туризм как сложное явление характеризуется наличием большого количества определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию. Данное положение не может не вызывать известных сложностей в изучении туризма, в особенности правовой наукой.
Следует заметить, что термин "туризм" не имеет корней и истоков в русском языке, он вошел в нашу речь из французской языковой системы - tourisme, от tour (прогулка, поездка) - путешествие (поездка, поход) в свободное от работы время, один из видов активного отдыха <4>.
В международных актах и в законодательстве Российской Федерации мы находим различные определения понятий "туризм" и "турист", которые являются базовыми категориями для данной сферы человеческих отношений. Выделим лишь некоторые из них.

Вложенные файлы: 1 файл

туризм и гостиничный бизнес.docx

— 200.54 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 451 ГК РФ любая из сторон договора вправе потребовать его расторжения или внесения в договор необходимых изменений при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили в момент заключения договора. Закон об основах туристской деятельности уточняет круг подобных обстоятельств. К ним относятся (ст. 10):

- ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской  путевке;

- изменение сроков совершения  путешествия;

- непредвиденный рост транспортных  тарифов;

- невозможность совершения туристом  поездки по не зависящим от  него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие  обстоятельства).

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут (изменен) по решению суда. Удовлетворяя требование о расторжении договора, суд по требованию заинтересованной стороны определяет последствия его расторжения исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением договора.

Следует отметить, что правила о расторжении (изменении) договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств неприменимы к тем случаям, когда наступление указанных обстоятельств связано с виновными действиями одной из сторон. В частности, если в выдаче туристу визы было отказано по причине ненадлежащего его информирования туроператором (турагентом), турист вправе потребовать расторжения договора и полного возмещения причиненных убытков.

Супруги Р. обратились с иском к индивидуальному предпринимателю Ф. о расторжении договора об оказании туристских услуг, возмещении убытков (стоимости авиаперелета и турпутевки), компенсации морального вреда.

Свои требования истцы мотивировали тем, что заключили с ответчиком договор на туристическое обслуживание - организацию поездки в Египет. В туристической компании один из супругов Р. предъявил паспорт гражданина Израиля, предварительно убедившись в паспортно-визовой службе г. Лесосибирска, что данный паспорт действителен для поездки в любую страну мира. Российский загранпаспорт находился в это время в паспортно-визовой службе. Предприниматель Ф. была предупреждена о данных обстоятельствах и тем не менее заключила договор с супругами Р. и занялась подготовкой турпродукта. Туристическая поездка неоднократно откладывалась, поскольку из посольства Египта не поступал ответ о возможности въезда супругов Р. в страну. В дальнейшем предприниматель предложила истцам поездку в Таиланд, въезд в который возможен по паспорту гражданина Израиля, на что они согласились.

Однако по прибытии в Москву Р. не смог пройти таможенный контроль, поскольку в его паспорте гражданина Израиля отсутствовала российская виза. В результате супруги Р. были вынуждены вернуться в г. Красноярск.

Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 11 мая 2006 г. исковые требования удовлетворены. В соответствии со ст. 6 Закона об основах туристской деятельности турист имеет право на полную и достоверную информацию об условиях въезда в страну пребывания. Предприниматель Ф. обязана была проверить все представленные истцами документы и потребовать от Р. российский загранпаспорт. Эта обязанность также предусмотрена п. 3.1.8 субагентского договора, заключенного между предпринимателем Ф. и туроператором. Кроме того, предприниматель Ф. не приняла мер к аннулированию тура и уменьшению убытков истцов. Кассационным определением Красноярского краевого суда от 12 июля 2006 г. решение оставлено без изменения <1>.

--------------------------------

<1> Архив Центрального  районного суда г. Красноярска (дело N 2-599/2006).

 

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора о реализации туристского продукта заказчик туристских услуг (турист) вправе потребовать от туроператора:

- безвозмездного устранения  недостатков туристских услуг  в разумный срок;

- соразмерного уменьшения  цены за туристские услуги;

- возмещения понесенных  им расходов на устранение  недостатков туристских услуг  своими силами или с помощью  третьих лиц;

- безвозмездного повторного  оказания соответствующих туристских  услуг (ст. ст. 737, 723 ГК РФ).

Если недостатки туристских услуг в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо допущенные нарушения договора носят существенный характер, заказчик вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта и потребовать возмещения причиненных убытков.

В случае существенного нарушения условий договора туроператором заказчик (турист) вправе обратиться с требованием о возмещении ущерба к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение (банку, страховой компании). За счет финансового обеспечения туристу возмещаются: стоимость оплаченных туристом, но не оказанных ему услуг; компенсация необходимых расходов, вызванных, например, непредвиденным выездом (эвакуацией) туриста с места отдыха.

Для целей возмещения ущерба заказчику (туристу) в Законе предусмотрены те виды нарушений договора о реализации туристского продукта, которые признаются существенными: неисполнение обязательств по оказанию туристу входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению; наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные отступления от требований к качеству и безопасности туристского продукта.

Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплата денежной суммы по банковской гарантии осуществляется на основании письменного требования заказчика (туриста) при соблюдении определенных условий:

- в письменном требовании  заказчика указана вся необходимая  по закону информация (ст. 17.4 ФЗ "Об основах туристской деятельности");

- туроператор отказался  в добровольном порядке удовлетворить  требование заказчика о возмещении  реального ущерба, причиненного  вследствие существенного нарушения  договора;

- к заявлению заказчика  приложены необходимые документы, подтверждающие существенный характер  допущенных туроператором нарушений  договора, размер причиненного заказчику  ущерба (например, судебное решение  о взыскании с туроператора  в пользу заказчику суммы реального  ущерба);

- требование заявления  в пределах предусмотренного  Законом срока: к гаранту - в течение  срока действия банковской гарантии; к страховщику - в течение срока  исковой давности, который составляет  два года (ст. 966 ГК РФ).

Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает заказчика туристского продукта (туриста) права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке, предусмотренном законом.

К., В., С. и П. обратились с иском к ООО "Спутник" о снижении цены по договору на туристическое обслуживание (выплате разницы в размере 22000 руб.) и компенсации морального вреда в размере 10000 руб. Свои требования мотивировали тем, что в мае 2005 г. заключили с ответчиком договоры по организации детского отдыха. При заключении договоров стороны согласовали условие о том, что дети будут проходить обучение в школе "ЕФ" в центре Лондона и проживать в школьном общежитии, недалеко от школы. За несколько дней до отъезда детей в Великобританию истцам сообщили, что ввиду удорожания стоимости услуг школы "ЕФ" дети будут проживать и обучаться в школе "Твин", в остальной части программы путешествия изменений не будет. После прибытия детей к месту учебы выяснилось, что в общежитии школы "Твин" антисанитарные условия проживания, поэтому детям и руководителю группы пришлось согласиться на проживание в семьях. Сама школа "Твин" находилась не в центре Лондона, а в 40 минутах езды на автобусе от центра.

Как установлено судом, договоры об организации детского отдыха прямо не предусматривали размещение детей в конкретной школе и в общежитии конкретной школы. Истцами не оспаривалось то обстоятельство, что за несколько дней до начала тура представителями турфирмы проводилось собрание по вопросу о замене школы и никто из истцов не заявил о расторжении договора. В ходе судебного разбирательства также не было доказано, что изменение школы "ЕФ" на школу "Твин" автоматически изменяет стоимость тура в сторону удешевления: не представлены доказательства того, что условия проживания в школе "ЕФ" существенно лучше. В то же время нашел подтверждение довод истцов о том, что проживание в семьях стоит дешевле, чем проживание в школьном общежитии. В этой части ответчик оказал услуги ненадлежащего качества, однако компенсировал недостатки выплатой детям истцов денежной суммы и предоставлением дополнительных экскурсий. С учетом изложенного суд удовлетворил требования истцов частично, взыскав с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1500 руб. в пользу каждого из истцов (решение мирового судьи Центрального района г. Красноярска от 28 марта 2006 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Кратенко М.В. Ответственность турфирмы за организацию и качество предоставленных услуг // Арбитражная практика. 2006. N 12. С. 20.

 

До предъявления к туроператору иска, связанного с недостатками качества туристского продукта, заказчик обязан направить ему письменную претензию, которая должна быть рассмотрена туроператором в течение 10 дней со дня ее поступления. Претензию целесообразно отправить заказным письмом (с уведомлением о вручении) либо передать уполномоченному представителю туроператора (турагента) один экземпляр претензии, удостоверив данный факт подписью представителя на втором экземпляре претензии.

 
гл. 4, "Защита прав потребителей услуг: Справочник" (Кратенко М.В.) ("Проспект", 2010) {КонсультантПлюс} 

Как правило, наибольшие требования при совершении туров предъявляются к месту проживания. Туристу хочется знать заранее - в каких условиях ему предстоит жить, что будет в номере, какие услуги включены в путевку и т.п.

И если с заграничными гостиницами еще более или менее все понятно, по крайней мере им присваивается определенное количество звезд и уровень сервиса примерно одинаков в гостиницах одинакового уровня, то в российских гостиницах, особенно частных, порой разобраться гораздо сложнее.

В связи с этим необходимо исходить из требований и стандартов, установленных действующим законодательством. В частности, на территории Российской Федерации действуют Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490. В указанных Правилах используются следующие основные понятия:

гостиница - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг;

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

исполнитель - организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Заселяясь в гостиницу, вы должны рассчитывать, что исполнитель обязан довести до вашего сведения свое фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске. Исполнитель - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа. Кроме того, исполнитель обязан своевременно предоставлять вам необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация размещается в помещении, предназначенном для оформления проживания, в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке включает в себя:

Правила предоставления гостиничных услуг в РФ;

сведения об исполнителе и номер его контактного телефона;

свидетельство о присвоении гостинице соответствующей категории, если категория присваивалась;

документы (если они имеются), подтверждающие добровольную сертификацию туристских услуг, предоставляемых организацией (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший);

извлечения из государственного стандарта, устанавливающего требования в области оказания услуг;

цену номеров (места в номере);

перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);

перечень и цену дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату;

сведения о форме и порядке оплаты услуг;

предельный срок проживания в гостинице, если он установлен исполнителем;

перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;

порядок проживания в гостинице;

сведения о работе размещенных в гостинице предприятий общественного питания, торговли, связи, бытового обслуживания и др.;

сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации, если такой орган имеется;

сведения о вышестоящей организации.

Исполнитель обязан обеспечить наличие в каждом номере информации о порядке проживания в гостинице, правил противопожарной безопасности и правил пользования электробытовыми приборами. Указанная информация должна доводиться до вашего сведения на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Исполнитель должен обеспечить круглосуточное оформление потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из нее.

Обратите внимание, исполнитель не вправе без вашего согласия выполнять дополнительные услуги за плату. Соответственно, и вы вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, вы вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Запрещается обусловливать выполнение одних услуг обязательным оказанием других услуг.

Цена номера (места в номере), а также форма его оплаты устанавливаются исполнителем. Исполнителем может быть установлена посуточная или почасовая оплата проживания. Исполнитель определяет перечень услуг, которые входят в цену номера (места в номере).

Информация о работе Туризм как объект государственно-правового воздействия