Технология организации детского досуга. Краеведческое путешествие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Создание условий для содержательного досуга детей в каникулярное время.
Задачи:
Обучающие:
Ознакомление с историей, культурой, природой Курортного района;
Обучение прикладным видам творчества на мастер-классах.

Вложенные файлы: 1 файл

Technologiya organizatcii dosuga.doc

— 6.26 Мб (Скачать файл)

Технология организации  детского досуга.

Краеведческое путешествие.

 

 

Пояснительная записка.

 

Досуг является важной частью нашей  жизни и показателем индивидуальной образованности, как любого человека, так и развитости общества в целом. Основы культуры досуга формируются уже в  детском возрасте, когда ребенок начинает посещать кружки, участвовать в различных праздничных мероприятиях, выезжать с родителями или с педагогами на экскурсии, в театры, в музеи, ходить в походы и т.д. Поэтому так важно уметь организовать для детей такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.

Благоприятное время для организации  содержательного досуга детей – это каникулы, осенние, зимние, весенние и, особенно, летние. Каникулы – время отдыха, но это, одновременно, и период значительного расширения практического опыта ребенка, творческого освоения новой информации, самоосмысления, формирования новых умений и способностей, которые составляют основу характера. Степень развития всего этого зависит от того, насколько содержательно будет организовано каникулярное время ребенка.

Наиболее эффективными в каникулярное время являются выездные формы организации досуга: экскурсии в музеи, поездки в другие города, посещение выставок, фестивалей, походы, выезды на смены детские оздоровительные лагеря и т.д. Это могут быть как многодневные выезды, так и поездки выходного дня.

 Любая выездная форма работы с детьми имеет огромное воспитательное значение. При использовании ее в школе, у ребенка появляется возможность сменить школьную обстановку с ее довлеющим авторитетом учителей, на свободную творческую атмосферу, где противостояние становится взаимодействием и сотрудничеством. В таких условиях многие дети раскрываются и, зачастую, педагог заново узнает своих учеников.

В дополнительном образовании выездные формы являются неотъемлемой частью работы детских объединений. Именно они позволяют наиболее эффективно закрепить полученные на занятиях знания и узнать что-то новое. Кроме того, такая организация досуга способствует развитию духовных ценностей, учит строить взаимоотношения с педагогами и сверстниками и, участвуя в коллективной деятельности,  получать для себя результат собственной конкретной деятельности. Повышается самооценка ребенка, он становиться более уверенным и социально активным.

Ежегодно педагоги Дома детского творчества «На реке Сестре» принимают активное участие в летней оздоровительной  кампании по организации отдыха детей  и подростков Курортного района в период летних каникул. За это время накоплен богатый опыт проведения различных походов и экскурсий. Каждая из форм имеет свою специфику и технологию организации. В 2010 году педагогами объединений «Азбука видеотворчества» и «Flash-анимация» была разработана и реализована на практике нестандартная форма организации детского отдыха в рамках летних каникул - «Краеведческое путешествие по Курортному району». В школьном курсе «История Санкт-Петербурга» мало внимания уделяется краеведению, на уроках дети получают недостаточно информации о своей Малой Родине. А ведь именно любовь к Малой Родине является одной из главных основ патриотизма.

 

Идея краеведческого путешествия (далее «продукт») по Курортному району в том, чтобы познакомить детей – юных жителей Курортного района, с историей, культурой, природой своего района через ежедневное посещение значимых и интересных мест, музеев, исторических памятников. При этом дети ночуют дома, и каждый день происходит общий сбор в определенном месте, в зависимости от темы и направления. К участию в путешествии привлекаются ведущие краеведы, экскурсоводы, авторы книг о Курортном районе.

Данная форма может быть реализована  в любом районе г.Санкт-Петербурга как в летний период, так и в период осенних, зимних и весенних каникул. Программа составляется с учетом времени года и особенностей каждого района.

 

Цель: Создание условий для содержательного досуга детей в каникулярное время.

 

Задачи:

 

Обучающие:

    • Ознакомление с историей, культурой, природой Курортного района;
    • Обучение прикладным видам творчества на мастер-классах.

Развивающие:

    • Развитие познавательных способностей детей;
    • Развитие любознательного интереса к истории своей Малой Родины;

Воспитательные:

    • Воспитание личностных качеств: трудолюбия, ответственности, порядочности;
    • Развитие общей культуры и поведенческой этики;
    • Вовлечение каждого ребенка в процесс организации коллективной деятельности и воспитание умения работать в команде.

 

Возраст детей: 11-17 лет.

Количество участников: 10-12 детей, 2 руководителя.

Продолжительность: 7-10 дней.

 

Необходимое обеспечение:

 

Кадровое: педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, владеющие основами туристских знаний и имеющие опыт проведения походов и экскурсий.

 

Ресурсное:

    • Туристское снаряжение и костровые принадлежности для приготовления пищи на костре – в летнее время, в зимнее время – питание в кафе.
    • Материалы для проведения творческих мастер-классов: краски, кисти, фломастеры, карандаши, бумага,  нитки, ткань, ножницы и т.д.

 

Новизна продукта:

 

    1. В идее ежедневного целенаправленного изучения детьми истории, культуры, природных особенностей своей Малой Родины с помощью ведущих краеведов района. Ночевки в домашних условиях и ежедневные встречи облегчают восприятие детьми большого объема разнообразной информации и дают возможность сочетать походный быт с  комфортным отдыхом.

 

    1. В комплексности используемых форм, что способствует разностороннему развитию и оздоровлению детей. При этом сочетаются подвижные, творческие, интеллектуальные, силовые формы.  

 

Формы организации деятельности детей во время путешествия:

 

    • Экскурсия;
    • Пеший поход;
    • Водный поход;
    • Прогулка на речном трамвае;
    • Мастер-класс;
    • Викторина;
    • Арт-десант;
    • Игра;
    • Встречи с интересными людьми;
    • Составление кроссворда;
    • Закладка тайника.

 

 

Технология организации  краеведческого путешествия.

 

I этап – Выбор времени и продолжительности путешествия.

 

Осенние и весенние каникулы –  оптимальная продолжительность 5 дней.

Летние каникулы – 7-10 дней. Возможен вариант выездов по 3-4 дня с  перерывами в 

1 день. В этом случаем продолжительность можно увеличить до 12 дней.

Выходные дни – субботний  или воскресный выезд или 2 дня  с ночевкой.

 

II этап – Разработка программы путешествия.

 

Содержание программы зависит от цели путешествия.

В данном случае это краеведческое путешествие по Курортному району, цель которого познакомить детей с достопримечательностями района, в котором они живут и учатся.

Программа, реализованная летом 2010 года, была составлена так, чтобы посетить наиболее значимые места Курортного района: г.Сестрорецк, г.Зеленогорск, поселки Песочный, Разлив, Молодежное, Репино, Белоостров и др. (см. Приложение 1).

При составлении программы  следует учесть безопасность на маршрутах и продумать варианты питания на каждый день с примерными сметами. В данном путешествии дети завтракали и ужинали дома, а обед и полдник был организован в рамках путешествия.

(См. Приложение 2).

 

III этап – Выбор форм организации деятельности детей во время путешествия.

 

Для того, чтобы детям было интересно  в путешествии и не было информационной перегрузки, были использованы как классические формы (пешеходная экскурсия, прогулка на речном трамвае), так и разнообразные творческие (арт-десант, мастер-класс по обережному рукоделию), интеллектуальные (викторина, составление кроссвордов, игра «Птицы Карельского перешейка»), силовые формы (водный поход по реке Сестре).

Кроме того, каждый день дети встречались  с ведущими краеведами и экскурсоводами Курортного района (Ривкиным Б.Е., Логунцовым М.А., Григорьевой Н.А. и др.).  

Итоговой формой всего  путешествия была выбрана закладка «интеллектуального тайника» с краеведческим кроссвордом, составленным детьми из ключевых слов каждого дня путешествия.

 

IV этап – Оформление информационно-рекламных материалов.

 

На данном этапе, чтобы привлечь детей к участию в путешествии, был разработан красочный рекламный буклет, в котором содержалась краткая информация о сути и программе путешествия, а также  фотографии исторических мест, которые планируется посетить. (См. Приложение 3).

Кроме этого, проводился устный опрос  детей с целью привлечения  к участию в путешествии.

 

V этап – Организационный.

 

После формирования списка участников путешествия, составляются следующие

         документы:

 

- Окончательный план маршрута  путешествия (с учетом договоренностей с экскурсоводами);

- Общая смета путешествия, включающая  все виды необходимых расходов (хозяйственные, расходы на питание,  транспортные расходы, культрасходы  и т.д.);

- Подробный список участников  путешествия с адресами, телефонами;

- Собираются медицинские справки  с допуском врача;

- Ведомость сбора подписей родителей об отсутствии (наличии) прививок против энцефалита;

 

VI этап –Знакомство участников путешествия с правилами безопасности в путешествии. Оформление ведомости сбора подписей о пройденном инструктаже по технике безопасности. Распределение обязанностей и снаряжения.

 

На данном этапе среди детей  распределяется часть общественного снаряжения, необходимого в путешествии (костровые принадлежности, котелки, веревки, коврики и т.д.) и назначаются ответственные за снаряжение. Также назначаются ответственные за аптечку, за воду, за фотоаппарат и т.д.

 

VII этап – Начало путешествия в соответствии с программой.

 

VIII этап – Завершение путешествия. Подведение итогов, составление кроссворда и

закладка тайника. Уместно проводить  это в рамках лодочного похода.

При подведении итогов путешествия  каждому участнику был вручен фотоколлаж,

посвященный его участию в путешествии. (См. Приложение 4).

 

Подготовка финансового и творческого отчета о путешествии. Освещение в СМИ.

 

 

Ожидаемый результат: Раскрытие способностей, реализация интересов и духовных, интеллектуальных и двигательных потребностей каждого ребенка. Общее оздоровление организма и развитие познавательного интереса к истории и культуре своей Малой Родины у каждого участника путешествия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Программа

историко-краеведческого путешествия по Курортному району.

 

27 июня (воскресенье) - Форт «Ино» (поселок Приветненское)

Экскурсия по надземным и подземным  фортификационным сооружениям (протяженность 7 км). Экскурсовод – Крикалева А.Е., методист Дома детского творчества г.Зеленогорска.

 

28 июня (понедельник) - Музейный комплекс «Шалаш» в Тарховке. Экскурсия по музею. Пешеходная прогулка к месту стоянки первобытного человека (6 км туда и обратно). Мастер-класс «Обережное рукоделие». Украшение Дерева желаний.

Пешеходная прогулка до ж/д ст.Тарховка (8 км).

 

29 июня (вторник) - Старый Сестрорецк - Сестрорецкий Курорт – Дюны (пешеходная экскурсия, 7 км). Экскурсовод – Ривкин Б.Е., краевед г.Сестрорецка.

 

30 июня (среда) -  Экскурсия по г.Зеленогорску

(Костел, Православный собор, «Девочка  с рыбкой», Памятник участникам  русско-финской войны, «Дерево  желаний», рассказ о флоре г.Зеленогорска)

Экскурсия по парку культуры и отдыха. Посещение яхт-клуба.

Посещение детской библиотеки и  экскурсия. Краеведческий музей.

Все экскурсии проводят методисты  детской библиотеки г.Зеленогорска.

 

1 июля (четверг) - Сестрорецк - Разлив (пешеходная экскурсия)

Экскурсия по музейному комплексу «Сарай В.И.Ленина».

Экскурсовод – Ривкин Б.Е., краевед  г.Сестрорецка.

 

2 июля (пятница) - Историко-культурный памятник «Марьина гора» (пос. Молодежное). Экскурсия и пешеходная прогулка по заповеднику. Экскурсовод от МС пос.Молодежное.

 

3 июля (суббота) - Неизвестный Белоостров (пешеходная экскурсия по поселку).

Посещение Дота «Миллионера». Пешеходная прогулка Белоостров – Курорт –  Сестрорецк. Экскурсовод – Логунцов М.А. – краевед пос.Белоостров.

 

4 июля (воскресенье) - Парк «Дубки». Финский залив. Пешеходная прогулка до пос.Солнечное. Мастер-класс по боди-арту.

 

5 июля (понедельник) - «Сестрорецкий Рубеж». Экскурсия по выставке фортификационных сооружений. Экскурсия по внутренней экспозиции дота. Прохождение полосы препятствий. Пешеходная прогулка по местам военных действий (36-39 км). Посещение дота на 38 км.

 

6 июля (вторник) - Историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала» (пос. Ильичево). Экскурсия по музею. Экскурсия по заповеднику. Экскурсия «Птицы Карельского перешейка»

Информация о работе Технология организации детского досуга. Краеведческое путешествие