Технологии организации досуга детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития российского общества неоднозначен и противоречив. Деятельность учреждений социально-культурной сферы, как неотъемлемой части социального организма, происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни общества - от экономики до идеологии. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей как отдельных людей, так и общества в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Технология организации досуга детей и подростков…………..5
1.1. Влияние современной социокультурной ситуации
на развитие личности подростка…………………………….5
1.2. Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры
и семьи в процессе организации досуга подростков…………9
1.3. Особенности организации досуга детей и подростков
в клубах по месту жительства………………………………12
Глава 2 Опыт организации досуга на примере Детского Юнощеского
Центра «Орленок»…………………………………..……… .21
2.1. Краткая характеристика ДЮЦ«Орленок»……….……..…21
2.2. Основные направления работы ДЮЦ«Орленок»…………23
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Технология организации досуга детей и подростков.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  педагогический университет»

Институт гуманитарного  и социально-экономического образования

Кафедра теоретической и прикладной социологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему: «Технологии организации досуга детей и подростков»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 33 группы

Мастакова Анна

Руководитель: 
Тюляева Л.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург. 2012

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Технология организации  досуга детей и подростков…………..5

1.1.    Влияние  современной социокультурной ситуации 

          на развитие личности подростка…………………………….5

1.2. Пути оптимизации  работы школы, учреждений культуры 

       и семьи в процессе организации досуга подростков…………9

1.3.    Особенности организации  досуга детей и подростков

          в клубах по месту жительства………………………………12

Глава 2 Опыт организации  досуга на примере Детского Юнощеского

Центра «Орленок»…………………………………..………                 .21

2.1. Краткая характеристика  ДЮЦ«Орленок»……….……..…21

2.2. Основные направления  работы ДЮЦ«Орленок»…………23

Заключение………………………………………………………………..27

Список литературы……………………………………………………….29

Приложение……………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный этап развития российского общества неоднозначен и противоречив. Деятельность учреждений социально-культурной сферы, как неотъемлемой части социального организма, происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни общества - от экономики до идеологии. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей как отдельных людей, так и общества в целом.

Известно, что сегодня  досуг, как молодежи, так и взрослых, выросших в больших и малых городах различен. Различен настолько, что, общаясь с представителями малых городов, мы настолько отчетливо  улавливаем отличие  их от  представителей больших городов, что становится понятно - разные это люди, и культура досуга у них разная.

Именно свободное время  становится той сферой, где происходит общение человека с искусством, живописью, кино, литературой; занятия спортом, в драмкружках, посещение выставок, театров, музеев, встречи с интересными личностями.

При всех положительных  сторонах досуга, можно отметить, что  досуг ярко подвержен состоянию политике, экономики, идеологии, образованию и культуре. Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и тому подобное, а напротив превращается в криминогенный фактор общества.

Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием досуга на детей школьного возраста и сведения его преимущественно к реализации воспитательной функции, существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере досуга, что также обуславливает необходимость и актуальность данного исследования.

ОБЪЕКТ исследования – организация досуга детей и подростков.

ПРЕДМЕТ исследования  - организация досуга детей и подростков в условиях Детского Юношеского Центра «Орленок»

ЦЕЛЬ исследования – изучить особенности организации досуга детей и подростков в условиях Детского Юношеского Центра «Орленок»

ЗАДАЧИ исследования:

1. Рассмотреть  влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка.

2. Проанализировать основные пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков.

3. Изучить особенности организации досуга детей и подростков в клубах по месту жительства.

4. Дать краткую характеристику ДЮЦ «Орленок»

5. Рассмотреть основные направления работы ДЮЦ «Орленок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Технология организации досуга детей и подростков

 

1.1.    Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка

 

В истории развития человечества до недавнего времени смена оборудования, материальных и духовных ценностей  происходила гораздо медленнее, чем смена поколений людей. Ребенка воспитывали и обучали в соответствии с требованиями существующей общественной среды и политической установки. Передача опыта в процессе воспитания от более старших к младшим, творение их «по своему образу и подобию» было естественным и целесообразным, поскольку социальный строй, в котором предстояло жить ребенку, с небольшими изменениями напоминал ту социальную среду, в которой жили его родители.

Современная ситуация свидетельствует  о быстрой смене условий труда, общественных взглядов и убеждений. Пересматриваются многие личностные качества, приоритетные ценности. Поэтому и воспитательную работу должны оценивать ни столько по тому, как полно воспитателям удалось передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли они подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения.

Чтобы жить и успешно  трудиться в чрезвычайно мобильном  и динамичном обществе ближайшего будущего, индивид должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств. С одной стороны, нужно быть личностью, иметь устойчивое мировоззрение, социальные и нравственные убеждения, иначе на каждом крутом вираже истории, в сложной жизненной ситуации человек будет, образно говоря, распадаться на составные части или реагировать неврозами. С другой стороны, необходима высокая психологическая лабильность, гибкость, способность усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое не только в юности, но и в возрасте, когда мы привыкли обходиться старым багажом. Без этого индивид отстанет от хода истории.

Формирование тех или  иных качеств личности, установок  взглядов и убеждений особенно важно в подростковый период. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры, политического строя. Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними личностных качеств определяет позицию ребенка в этом обществе.

Рассмотрим факторы, влияющие на формирование современного подростка. И.С. Кон выделяет несколько важнейших институтов социализации ранней юности: родительская семья, школа, общество сверстников и средства массовой коммуникации. Целесообразно добавить влияние внешкольных учреждений досуговой деятельности.

И.С. Кон замечает, что  нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.

К сожалению, в нашей  стране отношение родителей к  ребенку определяется в зависимости  от того, в какой мере ребенок выполняет требования родителей. Если подросток плохо учится в школе, то, как правило, и в семье к нему относятся как к неудачнику, редко хвалят, нанося тем самым тяжелые психологические травмы.

Кроме того, психологически опасным представляется отчуждение детства от мира взрослых вообще. Ребенок стал как бы чужим, ненужным. У нас наблюдается серьезный дефицит внимания, уважения к ребенку, в том числе и со стороны близких людей. Сегодня дети находятся рядом, но не внутри семьи. Родители озабочены тем, как накормить и одеть ребенка, а его проблемы, переживания, внутренний мир остаются недоступными им.

У взрослых нет времени  и желания разбираться, чем и  как живет их ребенок. А ведь подростковый возраст, как никакой другой, требует  особого отношения, понимания. При  нереализованном общении у многих ребят возникает чувство одиночества, доходящее до отчаяния, растет цинизм, теряется уважение к важнейшим человеческим ценностям.

Вторым важнейшим фактором, влияющим на развитие современных подростков, является школа. Под словом «школа» понимается не только целенаправленный учебно-воспитательный процесс, но и вся совокупность отношений между учителями и учащимися и отношения учащихся друг с другом.

Как справедливо замечает Д.И. Фельдштейн, «Исторически сложилось  так, что основной акцент деятельности нашей школы сделан на обучении, приобретении знаний, а воспитание до сих пор выступает, по сути, побочным продуктом обучения. Такое положение дел обусловлено многими причинами. Во-первых, общей ситуацией, сложившейся в обществе, когда социальная индифферентность, отчужденность от общественных ценностей, некритическое отношение к действительности стали нормой. Во-вторых, установками в области воспитания, когда формирование у учащихся чувства собственного достоинства, ощущение собственной значимости, по сути, подменялось воспитанием послушания. В-третьих, принципами и методами самого воспитательного процесса, где имеется отработанная система поощрений и наказаний, которая формирует не принципиальность, самостоятельность и ответственность, а приспособленчество».

Более того, в школе  сами учащиеся ничего не решают. В учебных  заведениях создаются такие условия, при которых от ребят требуется  не проявление ответственности, а вырабатываются такие качества, как иждивенчество, пассивность, ребенок встает в позицию потребителя.

К сожалению, наша школа  совершенно не готовит детей для  реальной жизни. Они не включены в  различные сферы деятельности общества, не вовлечены в обсуждение тех проблем, которыми живут взрослые: экологических, экономических, социально-политических.

Ни родители, ни школа  не удовлетворяют в полной мере потребности  ребенка в личном общении, которое  необходимо в сложном мире взаимоотношений  между людьми. Ребят, особенно в переходном возрасте, часто волнуют вопросы личной значимости, взаимоотношений между полами, проблемы нравственного и этического характера. В этот момент важно наличие старшего товарища,  который смог бы помочь подростку в выборе жизненных позиций, его самоопределении.

В подростковом возрасте общество сверстников является едва ли не самым существенным фактором, влияющим на развитие, норой превышающим влияние учителей и родителей. Потребность общения со сверстниками возникает очень рано и к подростковому возрасту усиливается. Отсутствие общения с ровесниками негативно сказывается на развитии коммуникативных способностей детей. И.С. Кон выделяет несколько причин огромного влияния этого фактора.

В настоящее время  общение подростков принимает зачастую уродливые формы. Отсутствие элементарной культуры общения, всевозможные комплексы и неумение справиться с ними, желание самоутвердиться, получить признание любыми известными способами толкает зачастую подростков на путь нездорового образа жизни, криминального поведения, путь конфликтов и стрессов.

Отчасти в этом вина состояния современного общества. За несколько лет «шараханий» из одной крайности в другую старые идеалы и принципы были искажены или попросту забыты, а новые еще не установились. Многие нравственные качества, такие, как честность, порядочность, в современном обществе как бы нивелировались. Сама новая социальная политика не определилась в своих идеалах.

Психологи отмечают, что  современные подростки более  жестоки и циничны. Нашим подросткам очень не хватает гуманности и человечности в отношениях друг к другу. Средства массовой информации заставляют смотреть их на жизнь с эгоистической точки зрения, с позиции «иметь», а не «быть». Качество жизни измеряется ими количеством приобретенных вещей, а не духовных ценностей. Современные подростки очень рано познают правила межполовых отношений, но лишь в примитивном их варианте. Плоды этих отношений затем пополняют дома ребенка и интернаты.

Средства массовой информации, призванные обогащать духовный мир  человека, в нашей стране как будто  забыли о своем главном назначении. Из трех основных функций: культурно-просветительской, информационной и развлекательной, возложенной на него, - первой из них уделяется самое маленькое значение.

Д.Н. Кондратьев, проанализировав  передачи, транслируемые современным телевидением по основным каналам, пришел к выводу, что нашим подросткам практически нечего посмотреть. Это либо развлекательные передачи, не несущие практически никакого воспитательного значения, либо старые фильмы, во многом потерявшие свою актуальность и в силу этого не способные служить ориентиром в современной жизни. Либо это передачи, ориентированные на взрослых, имеющие слабую эмоциональную окраску. Из этого следует вывод, уже сделанный ранее, - современные подростки оторваны от общества.

Воспитание в эпоху  научно-технической революции должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые неотделимы друг от друга. Самостоятельную, творческую личность формирует только самостоятельная творческая деятельность. Возможность для такой деятельности могут предоставить воспитательные учреждения досуговой сферы.

 

 

1.2. Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры

Информация о работе Технологии организации досуга детей и подростков