Трудовой стаж: понятие, классификация, порядок исчисления и доказательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Трудовой стаж, являясь одним из базовых юридических фактов для правоотношений в сфере социального обеспечения, предоставляет каждому человеку определённые права на получение пособий и пенсий , но в настоящее время не оказывает значительного влияния на их размеры.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и классификация трудового стажа 4
1.1. Общий трудовой стаж 5
1.2. Специальный трудовой стаж 6
1.3. Непрерывный трудовой стаж 7
1.4. Общий страховой стаж 8
1.5. Специальный страховой стаж 8
2. Порядок исчисления трудового стажа 9
2.1. Порядок исчисления страхового стажа при установлении трудовой пенсии по старости 9
2.2. Порядок исчисления специального трудового стажа при досрочном назначении трудовой пенсии по старости 12
2.3. Порядок исчисления страхового стажа при назначении пособий по временной нетрудоспособности 15
2.4. Порядок исчисления трудового стажа при определении права на пенсию за выслугу лет военнослужащих 18
2.5. Порядок исчисления стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет 19
2.6. Порядок исчисления специального трудового стажа при предоставлении дополнительных отпусков 20
3. Подтверждение (доказательства) трудового стажа 22
4. Гарантии при осуществлении иной деятельности 25
Заключение 26
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовой стаж.docx

— 97.57 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московская государственная юридическая академия

имени О.Е. Кутафина»

 

 

 

 

Кафедра трудового права и права социального обеспечения

 

 

 

Трудовой стаж: понятие, классификация, порядок исчисления и доказательства

 

 

Курсовая работа

студента 3 группы, 3 курса

Юридического  заочного института

заочной формы  обучения по сокращенной программе

 

 

Научный руководитель:

 

__________________________________________________________________

(уч. степень, должность  или учёное звание) (фамилия и  инициалы)

 

 

Дата сдачи: __________________

Дата рецензирования: _________

Дата защиты: ________________

Оценка: _____________________

 

 

Москва

 

2012

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие и классификация трудового стажа 4

1.1. Общий  трудовой стаж 5

1.2. Специальный  трудовой стаж 6

1.3. Непрерывный  трудовой стаж 7

1.4.  Общий страховой стаж 8

1.5. Специальный страховой стаж 8

2. Порядок исчисления трудового стажа 9

2.1. Порядок исчисления страхового стажа при установлении трудовой пенсии по старости 9

2.2. Порядок исчисления специального трудового стажа при досрочном назначении трудовой пенсии по старости 12

2.3. Порядок исчисления страхового стажа при назначении пособий по временной нетрудоспособности 15

2.4. Порядок исчисления трудового стажа при определении права на пенсию за выслугу лет военнослужащих 18

2.5. Порядок исчисления стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет 19

2.6. Порядок исчисления специального трудового стажа при предоставлении дополнительных отпусков 20

3. Подтверждение (доказательства) трудового стажа 22

4. Гарантии при осуществлении иной деятельности 25

Заключение 26

Список использованных источников 28

 

 

 

 

 

Введение

Трудовой стаж, являясь  одним из базовых юридических  фактов для правоотношений в сфере  социального обеспечения, предоставляет  каждому человеку определённые права  на получение пособий и пенсий1, но в настоящее время не оказывает значительного влияния на их размеры.

Несмотря на то, что за последние 20 лет пенсионная система  несколько раз подвергалась реорганизации, по сути, она остается слегка модифицированной советской солидарной системой.

До пенсионной реформы  двухтысячных трудовой стаж был основополагающей категорией права социального обеспечения, однако в действующей в настоящее  время пенсионной модели, которая  ведет свое начало с 2002 года, трудовому  стажу придается существенно  меньшее значение.

Ни для кого не секрет, что в России на сегодня существует значительное количество неплательщиков взносов в пенсионную систему, которые  тем самым не участвуют в формировании солидарного пенсионного фонда. Однако пенсионное законодательство предоставляет  им значительные пенсионные гарантии - минимальный стаж работы для получения  трудовой пенсии составляет всего 5 лет. Таким образом, неплательщики взносов  фактически ничего не теряют в размере  трудовой пенсии от низкого стажа.

Вместе с тем, согласно международным тенденциям размеры  пенсий связывается именно с длительностью  трудового стажа и уровнем заработной платы2 (коэффициентом замещения). Так, согласно пункту 4 статьи 12 Европейской социальной хартии (принятой в г. Страсбурге 03.05.1996), ратифицированной Федеральным законом от 03.06.2009 № 101-ФЗ в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обеспечение Стороны обязуются принимать меры путем заключения соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений или другими средствами и при соблюдении условий, предусмотренных в этих соглашениях, с тем, чтобы обеспечить предоставление, сохранение и восстановление прав на социальное обеспечение такими средствами, как суммирование периодов страхования или трудового стажа, приобретенных в соответствии с законодательством каждой из Сторон.

Следует отметить, тот факт, что с 01.01.2015 значение трудового (страхового) стажа снова возрастает в связи с внесением Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ изменений в Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее ФЗ о трудовых пенсиях). В частности, устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 ФЗ о трудовых пенсиях, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 ФЗ о трудовых пенсиях, увеличивается на 6 процентов.

На основании вышеизложенного  и с учётом тенденций к увеличению юридического значения трудового стажа, как института права социального обеспечения, представляется обоснованной выбор темы настоящей курсовой работы.

  1. Понятие и классификация трудового стажа

Трудовой стаж (от франц. stage - временное пребывание), суммарная продолжительность трудовой, иной общественно полезной деятельности работника и законодательно приравненных к ним периодов, с которыми связано возникновение правоотношений как в сфере социального обеспечения так и в иных отраслях права.

В зависимости от качественной и количественной характеристик можно выделить следующие виды трудового стажа:

- общий трудовой стаж;

- специальный трудовой стаж;

- непрерывный трудовой стаж;

- общий страховой стаж;

- специальный страховой стаж, в том числе стаж государственной службы.

    1. Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой деятельности, общественно полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодателем безотносительно к количеству, продолжительности перерывов в такой деятельности.

В соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 01.01.2002 общий трудовой стаж применялся для определения права на назначение пенсии по старости. После указанной даты взамен общего трудового стажа для назначения пенсии требуется общий страховой стаж. Право на пенсию по старости по достижении определённого в пункте 1 статьи 7 ФЗ о трудовых пенсиях возраста возникает при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В настоящее время от общего трудового стажа, как от основного элемента (стажевого коэффициента) для определения расчетного размера трудовой пенсии (пункты 3, 4 статьи 30 ФЗ о трудовых пенсиях), зависит размер пенсии по старости или по инвалидности, а также пенсия по случаю потери кормильца.

Общий трудовой стаж имеет существенное значение при назначении пенсии за выслугу лет. Согласно пункту «б» статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее ФЗ о пенсионном обеспечении) право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 ФЗ о пенсионном обеспечении, имеющие кроме прочего общий трудовой стаж 25 календарных лет и более.

Легальное определение такого института как «трудовой стаж» дано в статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее ФЗ о государственном пенсионном обеспечении). Следует отметить, что данное определение скорее характеризует понятие страхового стажа и его не следует отождествлять с общим понятием трудового стажа как такового. Согласно указанной выше норме трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной ФЗ о трудовых пенсиях. Так, согласно пункту 1 статьи 10 ФЗ о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Однако, данное определение следует корректировать с учётом Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П3, на основании которого положения пункта 1 статьи 10 ФЗ о трудовых пенсиях признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

    1. Специальный трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, выделенная из общего трудового стажа либо по содержанию (отраслям, определенным профессиям, должностям), либо по условиям труда.

В современном пенсионном законодательстве понятие специального трудового стажа не определено, однако его юридическое значение заключается в том, что он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере. Специальный трудовой стаж, выделенный: по содержанию работы, значим для назначения пенсии за выслугу лет; по условиям труда, а также местности (например, работа в районах Крайнего Севера), дает право на определенные льготы при пенсионном обеспечении.

Следует отметить, что специальному трудовому стажу особое внимание уделено в статье 4 Соглашения от 15.04.1994 «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов», согласно которой трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается Сторонами.

    1. Непрерывный трудовой стаж - продолжительность работы на одном предприятии (в учреждении, организации) без перерыва или на разных предприятиях, если при переходе с одного предприятия на другое непрерывность стажа сохранялась в установленном порядке.

Непрерывный трудовой стаж в настоящее время имеет значение при получении работником дополнительных гарантий и компенсаций (доплат и надбавок к заработной плате, предоставлении дополнительного отпуска отдельным категориям работников), которые могут быть установлены ведомственными или локальными нормативными актами как мера поощрения и стимулирования. В частности, надбавка за стаж непрерывной работы устанавливается:

- работникам бюджетных  учреждений МЧС России (Приказ  МЧС России от 22.09.2009 № 545 «О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны»);

- работникам учреждений, входящих в систему МВД России (Приложение № 4 к приказу МВД России от 27.08.2008 № 751 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583»;

- работникам учреждений, подведомственных ФМБА России (Приказ ФМБА России от 03.09.2008 № 305 «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных ФМБА России»).

Кроме выше указанного, непрерывный  трудовой стаж согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», если его продолжительность больше продолжительности страхового стажа (исчисленного по правилам, действовавшим до 01.01.2007 за тот же период), принимается целях определения размера пособия по временной нетрудоспособности работнику.

    1. Согласно статье 2 ФЗ о трудовых пенсиях общий страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов (перечень приведён в статьях 10, 11 ФЗ о трудовых пенсиях), засчитываемых в страховой стаж. Впервые в российском законодательстве понятие страхового стажа появилось в Федеральном законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее ФЗ об индивидуальном учёте) и определялось как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, за которые уплачиваются страховые взносы.
    2. Специальный страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы, выделенная из общего страхового стажа по основаниям, указанным в статьях 27, 271, 28 и 281 ФЗ о трудовых пенсиях, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. 

 

  1. Порядок исчисления трудового стажа

Международная практика по вопросу определения уровня пенсионного обеспечения свидетельствует о том, что условия и нормы пенсионного обеспечения за счет пенсионного фонда повсеместно определяются с учетом трудового вклада застрахованного, который имеет количественный (трудовой стаж) и качественный параметры (уровень трудового дохода). Количественный показатель выражается обычно в стажевом стандарте, при превышении которого пенсия повышается, а в случае его недостаточности понижается4. Указанная модель определения уровня пенсионного обеспечения представляется наиболее объективной.

Далее рассмотрен существующий в настоящее время в России порядок исчисления трудового стажа.

Согласно пункту 35 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 исчисление периодов работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). Каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Информация о работе Трудовой стаж: понятие, классификация, порядок исчисления и доказательства