Понятие и значение страхового (трудового) стажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Введение
Классически в теории социального обеспечения выделяются несколько видов трудового стажа. Среди них: общий (в настоящее время – страховой), специальный и непрерывный.
Традиционное выделение различных видов трудового стажа ставится напрямую со специфическими юридическими фактами, с возникновением которых законодатель связывает те или иные виды социального обеспечения.
Так, общий трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов.

Содержание

Введение 3
1. Страховой стаж: общий и специальный 4
2. Общий трудовой стаж: порядок исчисления, юридическое значение 10
3. Сравнение общего трудового и страхового стажа 15
4. Непрерывный трудовой стаж: порядок исчисления, юридическое значение 17
5. Порядок подтверждения стажа: общего трудового, страхового, специального, непрерывного 22
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-ньургуйаана.docx

— 26.78 Кб (Скачать файл)

Курсовая  на тему: «Понятие и  значение страхового (трудового) стажа»

Содержание 

Введение 3

1. Страховой стаж: общий  и специальный 4

2. Общий трудовой  стаж: порядок исчисления, юридическое значение 10

3. Сравнение общего  трудового и страхового  стажа 15

4. Непрерывный трудовой  стаж: порядок исчисления, юридическое   значение 17

5. Порядок подтверждения  стажа: общего  трудового, страхового, специального, непрерывного 22

Заключение 31

Список  используемой литературы 33 

Введение  

 

На  современном этапе развития общества каждое государство, которое имеет  статус правового, стремится к полному  и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими  нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуществление и поддержание его достоинства для свободного развития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Российская  Федерация – правовое государство, и оно стремится к повышению уровня жизни каждого нуждающегося гражданина. В развитие этого Конституция РФ 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой социальное обеспечение выражает одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, так как защита их в трудной жизненной ситуации и оказание помощи, при решении различных проблем является основным назначением социального обеспечения.

Понятие «страховой стаж» является новым для отечественного пенсионного обеспечения. До принятия Закона о трудовых пенсиях юридическое  значение придавалось трудовому  стажу, т.е. суммарной продолжительности  трудовой и иной общественно полезной деятельности. К периодам работы относятся  периоды выполнения трудовой функции  по трудовому договору. Это может  быть любая работа – постоянная, временная, сезонная, надомная и т.п.

Под иной деятельностью  понимают выполнение работ или оказание услуг по гражданско-правовым договорам, создание произведений по авторским  договорам, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Из определений, использованных в законодательстве, видно, что имеет место трансформация понятий: труд как таковой, как квалифицирующий признак или критерий, определяющий право граждан на пенсионное страхование, постепенно заменяется другим – уплатой страховых взносов, т.е. реальным финансовым результатом этого труда, вложенным в общую систему пенсионного страхования застрахованных лиц.

Поэтому целью  данной работы является рассмотрение всех видов стажа в российском законодательстве.

Трудовой  стаж, во всех его видах, играет большую  роль в социальном обеспечении, так как он является основным фактором при определении права на пенсию по старости вообще, на досрочную пенсию и т.д.

Актуальность  данной темы очевидна, так как трудовой стаж - это одна из тех составляющих, которые необходимы для получения социального обеспечения и социальной помощи самым уязвимым категориям граждан.

Задачи  курсового исследования:

- дать понятие трудового стажа, раскрыть его содержание и значение;

- рассмотреть основные виды трудового  стажа;

- описать порядок исчисления, суммирования  и подтверждения различных видов трудового стажа.

Объектом курсового исследования является правовое регулирование трудового стажа, а предметом исследования механизм его исчисления и подтверждения.

Структура курсовой работы состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Страховой  стаж: общий и специальный 

 

Понятие страхового трудового стажа впервые введено  Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ.Это понятие сформулировано как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы.

В более  позднем по времени принятия нормативном  правовом акте – Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»2– страховой трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

В то же время  названные выше Законы не предусматривали  порядка его учета и исчисления, и стаж на практике до 01.01.2002 исчислялся по условиям и нормам ст. 89 Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В ст. 2 Федерального закона о трудовых пенсияхдана норма-дефиниция, согласно которой страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.В этой формулировке заключается иной правовой смысл. Наличие  разных формулировок по одному предмету привело к необходимости выбора правоприменительными органами такой редакции, которая отвечает интересам адресата нормы. Учитывая это, а также тот факт, что норма-дефиниция по своей сути статична, а нормой материального права закреплено условие об уплате страховых взносов «за эти периоды», в практической деятельности применяется норма, регулирующая непосредственное включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, т.е. редакция нормы, предусмотренная в ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

По смыслу статьи 10 Федерального закона о трудовых пенсиях видно, что ее целевая направленность – правовое регулирование включения в страховой стаж работы и (или) иной деятельности. Термин «работа» в экономическом смысле определяется как осуществление трудовой деятельности, участие в труде, выполнение человеком, коллективом определенного круга поручений, заданий.

Таким образом, статья 10 Федерального закона о трудовых пенсиях  ориентирована на урегулирование прав тех застрахованных лиц, которые  трудятся.

К периодам работы относятся:

– периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. По характеру деятельности это может  быть любая предусмотренная трудовым законодательством работа – постоянная, временная, штатная, нештатная, сезонная, надомная и т.п.;

– периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;

– периоды работы по авторским и лицензионным договорам;

– периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие);

– периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства  и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам  об использовании их труда;

– периоды работы в качестве пастуха по договору с  коллективом граждан-владельцев скота  за время до заключения трудовых договоров  или договоров гражданско-правового  характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.  

Пенсионному  законодательству известна индивидуальная  трудовая деятельность, предпринимательская деятельность, деятельность членов творческих союзов, деятельность в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Однако установленное правовое регулирование распространяется и на другую деятельность.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. Таким образом, к кругу лиц относятся лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.4

Названным Законом закреплено, что это граждане Российской Федерации, а также проживающие  на территории Российской Федерации  иностранные граждане и лица без  гражданства, выполняющие трудовую деятельность на условиях, предусмотренных  законодательством.

Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрены  условия включения в страховой  стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации.

Этой статьей, в частности, определено:

– граждане Российской Федерации, работающие за пределами  территории Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию  и осуществлять уплату страховых  взносов в бюджет ПФР за себя;

– физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию  и осуществлять уплату страховых  взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем.

Указанные физические лица осуществляют уплату страховых взносов в установленном законом порядке. При этом уплаченные суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях.5

Таким образом, по смыслу нормативных положений  можно сделать вывод о возможности  добровольного участия в системе  обязательного пенсионного страхования  трех категорий физических лиц:

– граждан, работающих за пределами территории Российской Федерации;

– лиц, осуществляющих уплату страховых взносов за другое работающее физическое лицо, за которое  не осуществляется уплата страховых  взносов страхователем в силу закона;

– лиц, осуществляющих уплату страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем  из-за отсутствия страхователя как  такового, т.к. это лицо не занято трудовой деятельностью.

Согласно  ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 НК РФ.6В практической деятельности это означает, что страховые взносы могут быть начислены на те суммы, на которые начисляется единый социальный налог.

В соответствии со ст. 66 ТК РФтрудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.  

 

2. Общий  трудовой стаж: порядок исчисления, юридическое значение  

 

Трудовой  стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении8).

Нормами п. 2 ст. 10 Закона о государственном  пенсионном обеспечении право на пенсию по старости отдельных категорий  граждан определяется с учетом трудового  стажа.

В состав трудового  стажа включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж при установлении трудовой пенсии.

В страховой  стаж включаются работа и (или) иная деятельность, предусмотренные в ст. 10 Закона о трудовых пенсиях, а также засчитываются иные периоды в соответствии со ст. 11 указанного Закона.

Анализ правового  содержания ст. 10 и 11 Закона о трудовых пенсиях позволяет сделать вывод, что различаются периоды работы и (или) другой деятельности, которые включаются в страховой стаж (связаны с уплатой страхового взноса), а также периоды, которые засчитываются в страховой стаж (нестраховые периоды).

Для включения  в страховой стаж периодов работы требуется соблюдение двух обязательных условий:

- выполнение  работ на территории РФ;

- уплата  страховых взносов в ПФР за  эти периоды.

Законодатель  также предусмотрел возможность  включения в страховой стаж периодов работы российских граждан за границей, если это установлено международными договорами, а также в случае уплаты страховых взносов в ПФР в  добровольном порядке в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.

К иным периодам, засчитываемым в страховой стаж, относятся:

- военная  служба (по призыву, по контракту);

- период  ухода одного из родителей  за каждым ребенком до достижения  им возраста полутора лет, но  не более 3 лет в общей сложности;

- период  получения пособия по безработице,  участия в оплачиваемых общественных работах и время переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- период  содержания под стражей и отбывания  наказания необоснованно привлеченных  к уголовной ответственности,  необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных;

- период  ухода, осуществляемого трудоспособным  лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом  или лицом, достигшим 80-летнего  возраста.

Все перечисленные  периоды засчитываются в страховой  стаж при обязательном условии – им должна предшествовать и (или) следовать работа (независимо от продолжительности – теоретически достаточно одного дня, вместе с тем в реальной жизни работа такой продолжительности считается случайной со всеми вытекающими отсюда последствиями).9

Страховой стаж исчисляется только в календарном  порядке (без применения льготного  исчисления); при совпадении по времени  нескольких периодов (например, период работы и времени одновременного ухода за ребенком, в том числе  инвалидом) учитывается один из таких  периодов.

На основании  п. 4 статьи 13 Закона о государственном пенсионном обеспечении Постановлением Правительства РФ от 24.07.02 № 55510 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.

В целях  оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность  трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:

1) периоды  работы в качестве рабочего, служащего  (в том числе работа по найму  за пределами территории Российской  Федерации), члена колхоза или  другой кооперативной организации;  периоды иной работы, на которой  работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды  творческой деятельности членов  творческих союзов – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба  в Вооруженных Силах Российской  Федерации и иных созданных  в соответствии с законодательством  Российской Федерации воинских  формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды  временной нетрудоспособности, начавшейся  в период работы, и период пребывания  на инвалидности I и II группы, полученной  вследствие увечья, связанного с  производством, или профессионального  заболевания;

5) период  пребывания в местах заключения  сверх срока, назначенного при  пересмотре дела;

6) периоды  получения пособия по безработице,  участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Таким образом, юридическое значение общего трудового  стажа в том, что общий трудовой стаж сохраняет свое значение для конвертации пенсионных прав застрахованных лиц в пенсионный капитал на 01.01.2002.

Следовательно, включению в общий трудовой стаж подлежат только те периоды, которые прямо предусмотрены п. п. 1 – 6 п. 4 названной статьи, и все они (без исключения) подсчитываются в календарном порядке.

Исчисление  общего трудового стажа производится в календарном порядке с учетом Положения о порядке подтверждения  трудового стажа, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190.11 

 

3. Сравнение общего трудового  и страхового стажа 

 

Неужели столь  привычное для нашего слуха понятие  «общий трудовой стаж» потеряло свою актуальность и больше не учитывается в пенсионном деле? Не совсем так. Согласно ранее действовавшему закону о пенсиях, общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, с учетом которой устанавливались пенсионные выплаты. И если раньше наличие общего трудового стажа было необходимо для возникновения у работника права на пенсию (для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет), то теперь он тоже учитывается, однако роль его при этом совершенно иная.

Продолжительность общего трудового стажа используется сейчас работниками Пенсионного фонда для определения величины пенсионного капитала, то есть величины накоплений будущего пенсионера на момент введения Закона № 173-ФЗ. Иными словами, общий трудовой стаж влияет на размер пенсии тех лиц, кто начал свою трудовую деятельность до 1 января 2002 года, то есть до вступления в силу Закона № 173-ФЗ.

Итак, в трудовой стаж работника (общий трудовой, страховой) помимо времени фактической работы могут входить и другие юридически значимые периоды.

Возникновение такого понятия, как страховой стаж, напрямую связано с реформой пенсионного обеспечения в России. Впервые упоминание о нем встречается в тексте Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения» от 01.04.96 № 27-ФЗ.

Из смысла действующих нормативных актов  выводим следующее определение. Страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых за него уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При каких  обстоятельствах возникает необходимость  подтверждать наличие или констатировать отсутствие страхового стажа у определенного  работника?

Конечно же, при определении права работника  на трудовую пенсию, то есть на пенсию либо по старости, либо по инвалидности, либо по случаю потери кормильца.

Одним из условий  назначения трудовой пенсии по старости (наряду с достижением установленного возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) является наличие страхового стажа продолжительностью не менее пяти лет (п. 2 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

При полном отсутствии страхового стажа как  такового устанавливаются так называемые государственные пенсии.12 

4. Непрерывный  трудовой стаж: порядок исчисления, юридическое значение  

Непрерывный стаж –  это продолжительность последнего периода непрерывной работы, иной общественно-полезной деятельности (п.1 постановления Совмина СССР от 13.04.73 № 25213). Законом установлены случаи, когда трудовой стаж прерывается, а когда остается непрерывным. Они связаны с переходом сотрудника на другую работу. Определение его продолжительности необходимо только для исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности.

В соответствии с указанными Правилами, при назначении рабочим и служащим пособий по государственному социальному страхованию непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами, в непрерывный трудовой стаж засчитывается также время предыдущей работы или иной деятельности.

При переходе с одной работы на другую непрерывный  трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, если иное не установлено настоящими Правилами и другими нормами действующего законодательства.

При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель. В следующих случаях непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил двух месяцев:

а) при поступлении  на другую работу лиц, работавших в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;и.т.п……

 
 

   
 


Информация о работе Понятие и значение страхового (трудового) стажа