Роль и функции трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть роль и функции трудового права.
Объект исследования: роль трудового права на современном этапе функционирования труда.
Предмет исследования: законодательство, регулирующее трудовые отношения.

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………….……3
1. Трудовое право России: теоретические подходы………………………...….6
1.1. Понятие и предмет трудового права…………………………………….….6
1.2. Метод трудового права…………………………………………………...…9
1.3. Система трудового права…………………………………………………..15
2. Роль трудового права на современном этапе
функционирования труда……………………………………………………20
2.1. Понятие и общая характеристика
принципов трудового права………………………………………….…….20
2.2. Роль трудового права, его цели и задачи………………………………….24
2.3. Функции трудового права…………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………...…49
Список использованной литературы……………………………………….….51

Вложенные файлы: 1 файл

Роль и функции трудового права.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

3. Принципы  регулирования отношений, связанных  с развитием личности работника,  охраной личных прав работника  (профессиональная подготовка; переквалификация; обучение на производстве; обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности).

4. Принципы  участия государства в регулировании  трудовых отношений (сочетание государственного и договорного регулирования; государственные гарантии по обеспечению прав работников и работодателей; государственный надзор и контроль за их соблюдением; защита государством трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке).1

 

2.2. Роль трудового права, его  цели и задачи

 

Основная  роль трудового права – урегулирование его нормами поведения людей по их труду на производстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства в данный период его развития, охраняло труд работников, способствовало улучшению условий их труда и быта и, наконец, укрепляло социальное партнерство, согласие, а, следовательно, социальный мир. В настоящее время особо актуальны необходимость гражданского мира, взаимоуступок, терпимости и сдержанности не только в сфере труда между работниками и работодателями, но и между всеми слоями общества и всеми тремя ветвями власти. В сфере труда социальный мир призван укреплять социально-партнерские соглашения, коллективные договоры и коллективные переговоры.

Усиление  роли трудового права в современный  период обусловлено внедрением в сферу труда рыночных отношений, наличием различных форм организации труда и форм собственности, а также использованием труда работников индивидуальными предпринимателями в целях осуществления их предпринимательской деятельности.

Цели, задачи и роль трудового права тесно взаимовязаны. Все они отражают интересы общества, государства, а также работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства, в соответствии со ст. 1 ТК, являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Задачи  трудового права – одна из разновидностей социальных задач общества. Эти задачи направлены на достижение целей правового регулирования труда и их осуществление.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (ст. 1 ТК). К этому следует добавить – закрепление в законе основных трудовых прав работников и работодателей.

Указанная формулировка Кодекса закрепляет именно основные цели и задачи всего трудового законодательства России, т.е. указывает цель применения норм Кодекса и определяет задачи их действия12.

В ст. 2 Конституции  РФ человек, его права и свободы  объявлены высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита отнесены к обязанностям государства. Следовательно, при регламентации отношений в сфере труда государство устанавливает уровень трудовых прав человека и гражданина и берет на себя обязанность по обеспечению его соблюдения всеми без исключения работодателями. Соблюдение данного государством минимума трудовых прав работников и является целью правовой регламентации отношений, составляющих предмет трудового права.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и  свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, являются непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием.

Поэтому достижение указанной цели при регламентации  трудовых отношений достигается решением перечисленных в ст. 18 Конституции РФ задач. К их числу отнесены: обеспечение непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина в сфере труда, их реализация через деятельность законодательной и исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также обеспечение правосудием прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных в трудовом законодательстве13.

В то же время  в ст. 1 ТК кратко выражены и основные функции трудового права. Каждый институт трудового права имеет свои определенные цели в правовом регулировании, свои задачи. Нормы какого-либо конкретного института трудового права могут выполнять не одну, а две, три функции этой отрасли одновременно. Все трудовое законодательство призвано устанавливать, защищать, охранять трудовые права в первую очередь наиболее слабо экономически защищенной стороны трудовых отношений – работников14.

 

2.3. Функции трудового права

 

Определение предмета, а также характеристика метода, целей и задач обеспечивают возможность раскрыть содержание функций, осуществляемых отраслью российского трудового права.

В общей теории права под функциями принято понимать определяемые сущностью и социальным назначением права основные направления его воздействия на общественные отношения в ходе осуществления задач и целей, стоящих перед обществом15. Более детализированная характеристика функций права обычно сопровождается высказыванием мысли о том, что именно в функциях проявляется сущность права, которая является главной, внутренней, относительно устойчивой качественной основой права, отражающей его истинную природу и назначение в обществе. Таким образом, определение набора и содержания функций трудового права способствует выяснению сущности данной отрасли права.

Связь между сущностью  и функциями права носит двусторонний характер. Не только сущность права  определяет его функции, но также  и реально осуществляемые той или иной правовой системой функции позволяют уже по самому своему набору и содержанию судить о ее конкретной сущности. Нужно сказать, что взгляды на право и его сущность не являются постоянными и варьируются, в том числе и в нашей стране, сообразно изменениям в общественно-политических воззрениях на общество, пути, средства и цели его развития, роль и значение в этом государства и права.

В отечественной  правовой доктрине первооснову во взглядах на право долгие годы составляло марксистско-ленинское учение о государстве и праве. Краеугольным камнем этого учения служил первоначально закрепленный в «Манифесте коммунистической партии», а впоследствии взятый на вооружение советской юридической наукой тезис о том, что право – это возведенная в закон воля господствующего класса16. Основываясь на таком правопонимании, в 30-е гг. было сформулировано сугубо позитивистское определение права, которое оказалось довольно живучим в нашей стране. Согласно ему право представлялось как совокупность правил поведения, установленных либо санкционированных государственной властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи государственного аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу17.

При формулировании данной дефиниции права был применен так называемый узкий, или монистический, подход к праву, суть которого состоит в понимании права попросту как системы правил поведения, т.е. corpus juris18. Если отвлечься от содержащихся в данном определении политико-конъюнктурных моментов, смещающих акценты в понимании сущности права на его классовые и принудительные аспекты, то сердцевину такого подхода к определению сути права составляло признание наличия в нем нормативно-регулятивного ядра, призванного обеспечить охрану и регулирование общественных отношений в нужном государству направлении19. Это ядро, являя собой юридическую сущность права, естественным образом могло быть представлено в осуществляемых правом юридических функциях.

Юридические функции – не единственный вид функций, которые выполняет право. Однако, если вести речь именно о них, то в качестве таковых принято понимать те направления правового воздействия, где право реализуется через специальные правовые средства, присущие только ему как уникальной нормативной системе20. В число данных юридических функций современные отечественные теоретики права обычно включают охранительную и регулятивную функции.

Регулятивную  функцию права, как правило, определяют как направление правового воздействия, призванное обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса21. В свою очередь охранительную функцию права характеризуют как направление правового воздействия, которое нацелено на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю22.

В основе подразделения  функций права на указанные виды, по сути дела, лежат различия в способах правового воздействия на поведение людей и, соответственно, на общественные отношения. С этой точки зрения основная задача, решаемая правом в рамках регулятивной функции, состоит в создании статического блока механизма правового регулирования или, иначе говоря, в нормативной фиксации правовых средств, наличие которых в принципе делает возможным юридическое воздействие на субъектов права. В свою очередь суть охранительной функции заключается в нормативной фиксации правовых средств, создающих необходимые условия для обеспечения должного поведения субъектов общественных отношений посредством определения составов деяний, образующих основания юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и проч.) и соответствующих санкций. Принято считать, что в основе регулятивной функции лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы, а в основе охранительной находятся главным образом запрещающие нормы23.

В итоге получается, что регулятивная функция права  реализуется посредством установления (нормативного закрепления) позитивных правил поведения, адресованных участникам общественных отношений, а охранительная функция осуществляется при помощи установления (нормативного закрепления) различных видов и мер юридической ответственности за негативное поведение участников общественных отношений, нарушающих данные правила поведения. В этом смысле и регулятивная, и охранительная функции имеют дело с одним и тем же юридическим феноменом, коим является нормативная фиксация правовых средств воздействия на участников общественных отношений. Разница между ними в данном случае состоит только в том, что посредством регулятивной функции нормативно закрепляются одни правовые средства (дозволения и предписания), а с помощью охранительной – другие (запреты и меры юридической ответственности).

Таким образом, если подходить к содержанию юридических  функций с отмеченных выше позиций, то подразделение нормативной функции на регулятивную и охранительную разновидности оказывается достаточно условным. Подобное утверждение связано с тем, что сама охранительная функция фактически представляет собой разновидность регулятивной функции. Хотя ее назначение и состоит в охране общезначимых и наиболее важных устоев общественной жизни, но реально эта охрана осуществляется путем опять-таки регулирования или, точнее говоря, своеобразного «дерегулирования» отклоняющегося от позитивных правил поведения людей с помощью применения к ним специфических юридических средств, каковыми выступают негативные санкции различных правовых норм. Под этим углом зрения дифференциация функций права на регулятивную и охранительную, конечно, может иметь место, но должна сопровождаться пониманием ее условного характера, что, впрочем, вполне допустимо в целях уяснения сущности права и изучения механизма правового регулирования.

Коль скоро  и регулятивная, и охранительная  функции фактически выполняют одну общую роль, состоящую в юридической фиксации или нормативном закреплении правовых средств воздействия на поведение людей и их объединений, то можно и нужно говорить о выполнении правом единой нормативной функции24, представляющей собой такое направление действия права, которое способствует «юридизации» поведения людей в общественной среде. Иначе говоря, на этом направлении право25 возводит определенные варианты поведения людей в ранг должного, управомоченного или запретного, в силу чего поведение субъектов общественных отношений становится правозначимым в том смысле, что наступление определенных юридических фактов влечет для них конкретные правовые последствия, включающие и юридическую ответственность.

Нормативная функция права реализуется только на стадии общего, неперсонифицированного, неиндивидуализированного воздействия права членов общества. В данном случае нормы права с помощью зафиксированных в них юридических средств как бы информируют участников общественной жизни об объеме и содержании их прав и обязанностей, границах правомерного и неправомерного поведения, а также предупреждают о возможностях наступления как позитивных, так и негативных последствий за использование (неиспользование) своих прав, исполнение (неисполнение) обязанностей и соблюдение (несоблюдение) запретов.

Российскому трудовому праву, как и любой  другой отрасли, свойственны и нормативная  функция в целом, и ее регулятивное и охранительное проявления, поскольку  нормы трудового права, вне всякого  сомнения, призваны регулировать трудовые и связанные с ними общественные отношения, а также способствовать охране правопорядка в сфере данных отношений.

В рамках регулятивной функции права в  общей теории права принято выделять две подфункции – регулятивно-динамическую и регулятивно-статическую26.

Взгляды на содержание этих подфункций, высказанные в научной и учебной юридической литературе различными авторами, в основе своей совпадают. Так, регулятивно-статическая функция обычно характеризуется как функция закрепления и стабилизации общественных отношений. Она, как считает ряд ученых, наиболее отчетливо проявляет себя при определении правового статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. В таком понимании реализация данной функции фактически связывается с управомочивающими и запрещающими нормами и возникающими на их основе правоотношениями пассивного типа27.

Информация о работе Роль и функции трудового права