Роль и функции трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть роль и функции трудового права.
Объект исследования: роль трудового права на современном этапе функционирования труда.
Предмет исследования: законодательство, регулирующее трудовые отношения.

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………….……3
1. Трудовое право России: теоретические подходы………………………...….6
1.1. Понятие и предмет трудового права…………………………………….….6
1.2. Метод трудового права…………………………………………………...…9
1.3. Система трудового права…………………………………………………..15
2. Роль трудового права на современном этапе
функционирования труда……………………………………………………20
2.1. Понятие и общая характеристика
принципов трудового права………………………………………….…….20
2.2. Роль трудового права, его цели и задачи………………………………….24
2.3. Функции трудового права…………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………...…49
Список использованной литературы……………………………………….….51

Вложенные файлы: 1 файл

Роль и функции трудового права.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

В науке трудового  права сложилось два основных подхода к описанию метода отрасли.

Первый подход основывается на теоретических представлениях о методе любой отрасли права, который включает следующие элементы:

1) общее юридическое  положение субъектов правоотношений, отнесенных к предмету трудового права;

2) основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (иногда говорят о степени свободы действия субъектов права);

3) характер установления  прав и обязанностей;

4) способы защиты  прав и средства обеспечения  обязанностей7.

С этих позиций  метод трудового права характеризуется рядом особенностей.

- Первая черта метода проявляется в равенстве сторон трудового отношения при заключении трудового договора и подчинении работника в процессе трудовой деятельности внутреннему трудовому распорядку, установленному работодателем, и его распоряжениям.

- Вторая черта метода трудового права характеризуется тем, что единственным основанием возникновения трудового правоотношения является трудовой договор. В установленных законом случаях изменение и прекращение трудового правоотношения также осуществляется в договорном порядке.

- Третья черта метода проявляется в многообразии способов установления прав и обязанностей сторон. Они могут устанавливаться законами и подзаконными актами (в порядке осуществления государственного регулирования), соглашениями и коллективными договорами (т.е. в коллективно-договорном порядке), локальными нормативными актами или трудовым договором.

- Четвертая черта метода трудового права связана со спецификой защиты трудовых прав и обеспечения исполнения обязанностей. Защита трудовых прав работников обеспечивается, во-первых, путем рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров, во-вторых, путем установления государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, в-третьих, путем самозащиты.

Исполнение трудовых обязанностей работника обеспечивается дисциплинарной и материальной ответственностью.

Этот подход к  определению метода отрасли имеет  свои достоинства и недостатки. Нетрудно заметить, что в большей степени он характеризует особенности регулирования трудового отношения, оставляя в тени другие отношения, включенные в предмет трудового права.

Второй подход описания метода трудового права делает акцент на способах установления норм трудового права. При таком определении метода выделяются следующие признаки:

1) сочетание централизованного  и локального регулирования;

2) сочетание государственного  и договорного регулирования;

3) участие представителей  работников в установлении норм  трудового права;

4) единство и дифференциация правового регулирования;

5) сочетание императивного  и диспозитивного регулирования.

- По уровню регулирования выделяются централизованное и локальное регулирование.

Централизованное  регулирование осуществляется для установления определенного стандарта трудовых прав и процедурных правил осуществления юридически значимых действий, а также процессуальных правил рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Централизованное  регулирование осуществляется органами государственной власти и социальными партнерами при заключении генерального и отраслевых федеральных соглашений.

Локальное регулирование дополняет принятые в централизованном порядке правовые нормы и устанавливает особенности правового режима в конкретной организации. Оно получило серьезное правовое обоснование в современных условиях. Трудовой кодекс содержит специальную норму, посвященную локальным нормативным актам (ст. 8), и упоминает о большом количестве локальных нормативных актов. В порядке локального регулирования может определяться система оплаты труда в организации (вид, форма, размеры оплаты труда, стимулирующие выплаты и т.п.), нормы труда, режим рабочего времени. Серьезное значение имеет локальное регулирование для установления внутреннего трудового распорядка организации.

- По характеру регулирования различают государственное и договорное регулирование.

Государственное регулирование (законодательное и подзаконное) осуществляется органами государственной власти. Оно устанавливает минимальный уровень трудовых прав и гарантий, основы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, основы социального партнерства, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, а также процедурные и процессуальные нормы.

Договорное  регулирование направлено на установление дополнительных (по сравнению с законодательством) трудовых прав и гарантий, системы оплаты труда в организациях, не получающих финансирования из бюджета.

Обычно  говорят о коллективно-договорном и индивидуально-договорном регулировании трудовых отношений. Однако при заключении коллективного договора, соглашения устанавливаются нормы права, обязательные для всех работников и работодателей, попадающих в сферу действия соответствующего нормативного соглашения. Коллективно-договорное регулирование с полным основанием можно отнести к особому виду нормативного правового регулирования. При заключении трудового договора устанавливаются права и обязанности, обязательные для сторон данного договора, т.е. нормативное регулирование не осуществляется.

- Специфическим признаком метода трудового права выступает участие представителей работников в регулировании общественных отношений, отнесенных к предмету отрасли.

Наиболее  очевидно этот признак проявляется  при принятии локальных нормативных актов, которые в случаях, предусмотренных законодательством, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективным договором, должны утверждаться с учетом мнения представительного органа работников. Локальный нормативный акт может приниматься по согласованию с представительным органом работников, если указание об этом содержится в коллективном договоре. Кроме этого представители работников являются участниками коллективных переговоров и заключения коллективно-договорных актов. Иными словами, они вместе с работодателями осуществляют коллективно-договорное регулирование.

Рассматриваемый признак – участие представителей работников в правовом регулировании трудовых отношений – это внесение предложений, обсуждение законопроектов, выражение своего мнения, участие в проведении консультаций в рамках постоянно действующих трехсторонних комиссий (Российской, региональных и территориальных).

- Особенностью метода трудового права является и сочетание единства и дифференциации правового регулирования трудовых отношений.

Единство  регулирования проявляется в установлении базовых трудовых прав и гарантий независимо от каких бы то ни было условий (отрасли народного хозяйства, климатической зоны, характера труда и т.п.). Так, все работники пользуются защитой от принудительного труда, свободой трудового договора, правом на отдых, на судебную защиту трудовых прав и т.д.

Наряду  с осуществлением единого для всех работников и работодателей регулирования законодатель (и социальные партнеры) применяют дифференцированный подход к установлению условий труда. Это обусловлено объективными обстоятельствами, ведь сфера применения труда – это весьма подвижная, зависимая от множества факторов область общественной жизни. Очевидно, что работа с вредными условиями труда должна оплачиваться выше и сопровождаться предоставлением дополнительных льгот, поскольку она влечет за собой неблагоприятные последствия для здоровья. То же можно сказать о работе в опасных условиях, под землей, в тяжелых климатических условиях и т.п. С другой стороны, существуют виды работ, которые требуют повышенной ответственности работников, например работы, связанные с движением транспорта, функционированием атомных электростанций, осуществлением властных полномочий.

Дифференциация  правового регулирования проявляется  в установлении особенностей для отдельных категорий работников. Эти особенности могут повышать уровень трудовых прав и гарантий работников либо устанавливать изъятия из общих правил. К основаниям дифференциации относятся следующие:

1) условия  труда (нормальные, вредные, опасные);

2) климатические  условия (районы Крайнего Севера  и приравненные к ним местности,  безводные районы);

3) физиологические особенности работников (женщины, инвалиды, несовершеннолетние, беременные женщины);

4) социальное  положение работников (наличие несовершеннолетних  детей и иных семейных обязанностей, совмещение работы с обучением);

5) специфика  трудовой связи (сезонный или временный характер работы, совместительство, работа у работодателя – физического лица и т.п.);

6) характер  трудовой деятельности (руководство  организацией, государственная служба, творческая деятельность и т.п.).

Существует  и отраслевая дифференциация условий труда, т.е. установление тех или иных особенностей в зависимости от сферы применения труда (отрасли народного хозяйства).

В последнее  десятилетие наметилась тенденция  усиления дифференциации правового  регулирования трудовых отношений. В Трудовом кодексе выделен разд. XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», который представляет собой специальную часть трудового права.

- Метод трудового права характеризуется также сочетанием императивного и диспозитивного регулирования. С одной стороны, законодатель использует нормы, предписывающие определенное поведение одной или обеим сторонам трудового отношения либо иных отношений, входящих в состав предмета отрасли. С другой стороны, он допускает активность участников соответствующих общественных отношений8.

Рассмотренные выше приемы установления прав и обязанностей в сфере труда в большей  или меньшей степени отражают и особенности правового положения субъектов трудового права, и специфику защиты трудовых прав. В этом смысле второй способ описания метода отрасли представляется более удачным.

Завершая  рассмотрение вопроса о методе трудового  права, необходимо подчеркнуть, что его своеобразие проявляется как в наличии «собственных», только ему присущих элементов (например, участие представителей работников в установлении условий труда, принятии нормативных правовых актов различного характера и на различных уровнях), так и в специфическом сочетании общих для всех отраслей права простейших приемов правового воздействия9.

 

1.3. Система трудового права

 

Каждая  отрасль права представляет собой  замкнутую совокупность правовых норм, отличающуюся единством внутренней структуры и связью ее элементов. Такая совокупность правовых норм и регулируемых ими отношений и образует систему отрасли. Ученые по-разному определяют категорию «система» применительно к различным отраслям права. Нам представляется целесообразным воспользоваться дефиницией слова система как «определенного порядка в расположении и связи действий, формы организации чего-нибудь, нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей»10.

Таким определенным порядком, основанием для классификации правовых норм внутри данной отрасли служит структура соответствующих общественных отношений. Система отрасли трудового права – это структура и последовательность порядка расположения ее норм. При этом отношения по применению труда в силу их специфических свойств являются сложными, состоящими из ряда элементарных отношений (по подысканию гражданами подходящей работы, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников, оплаты и нормированию труда, дисциплине и охране труда и т.д.). Наиболее характерными структурными подразделениями системы трудового права являются институты. Они включают в себя менее обширную, чем отрасль, совокупность юридических норм, которые различаются между собой по предметному признаку регулирования в зависимости от особенностей регулируемого участка общественных отношений данного вида или рода. Так, нормы, регулирующие продолжительность рабочего времени и его использование, составляют институт рабочего времени, а нормы, предусматривающие оплату труда работников – институт заработной платы.

Итак, система трудового права России – совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с их одновременным внутренним разделением на относительно самостоятельные и взаимосвязанные структурные образования (институты) и их части (подинституты).

В свою очередь правовые институты в  зависимости от содержания и характера распределяются по двум основным частям трудового права – Общей и Особенной.

Общая часть трудового права охватывает нормы институтов, имеющих общее значение, поскольку они проявляются в регулировании всех или подавляющего большинства элементов трудовых и иных непосредственно связанных с ними общественных отношений.

В Общую  часть трудового права входят нормы, относящиеся к правовому регулированию всех работников в целом:

1) правовые  нормы, определяющие предмет,  задачи, сферу действия трудового права;

2) порядок  установления правовых норм в  области труда;

3) основное  содержание трудовых и иных  непосредственно связанных с ними отношений, правосубъектность их участников, а также основные принципы правового регулирования труда работников;

4) нормы,  закрепляющие право работников  на участие в управлении организацией и основные формы такого участия через представительные органы, и прежде всего через профсоюзы, образуя институт правового положения профсоюзов и коллектива работников;

5) нормы  о социальном партнерстве в  сфере труда, порядке ведения  коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений.

Информация о работе Роль и функции трудового права