Роль и функции трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть роль и функции трудового права.
Объект исследования: роль трудового права на современном этапе функционирования труда.
Предмет исследования: законодательство, регулирующее трудовые отношения.

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………….……3
1. Трудовое право России: теоретические подходы………………………...….6
1.1. Понятие и предмет трудового права…………………………………….….6
1.2. Метод трудового права…………………………………………………...…9
1.3. Система трудового права…………………………………………………..15
2. Роль трудового права на современном этапе
функционирования труда……………………………………………………20
2.1. Понятие и общая характеристика
принципов трудового права………………………………………….…….20
2.2. Роль трудового права, его цели и задачи………………………………….24
2.3. Функции трудового права…………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………...…49
Список использованной литературы……………………………………….….51

Вложенные файлы: 1 файл

Роль и функции трудового права.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Несколько другими признаками принято характеризовать  регулятивно-динамическую функцию. Считается, что по своему назначению она призвана решать иные задачи, нежели регулятивно-статическая функция, в частности, обеспечивать воздействие права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Однако когда дело доходит до описания ее проявлений, то обнаруживаются явные черты сходства с теми, которые уже отмечались ранее применительно к регулятивно-статической функции. Например, к наиболее характерным путям (способам) осуществления регулятивно-динамической функции относят: определение посредством норм права правоспособности граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции госорганов, полномочий должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц; определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права; определение оптимального правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям28.

Простое сравнение приведенных суждений о содержании двух разновидностей регулятивной функции показывает, что какой-либо четкости в их разграничении, как, впрочем, и в самом их выделении, нет. В частности, сказанное подтверждается тем, что установление правового статуса различных субъектов и определение компетенции органов и должностных лиц одновременно включается в содержание и статической, и динамической ипостасей регулятивной функции.

Это обстоятельство порождает сомнение в существовании обоснованного и четкого критерия, способного служить надлежащим основанием для разграничения регулятивной функции права на два подвида. Нужно сказать, что данное сомнение укрепляется по мере ознакомления с мнением других авторов о том, что суть регулятивной функции в целом состоит в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения. Свое социальное назначение право реализует посредством: 1) фиксации субъектного состава правовых отношений; 2) определения круга жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий; 3) формирования прав и обязанностей участников (субъектов) правоотношений29.

По  сути дела, в приведенных направлениях реализации правом своего социального назначения перечислены три составные части механизма правового регулирования общественных отношений, для полноты картины не хватает только четвертого – способов защиты прав и средств обеспечения обязательств и соблюдения запретов (санкций).

Но  если к трем перечисленным направлениям, являющимся компонентами механизма правового регулирования, добавить этот четвертый, который, кстати сказать, относится к проявлениям не социального, а юридического назначения права, то получим достаточно логичное, ясное и, как представляется, вполне завершенное понимание функционирования права, суть которого может быть выражена следующим образом.

1. Право  представляет собой набор разнообразных  специфических юридических средств, способных путем воздействия на поведение людей регулировать отношения в обществе.

2. Регулятивная  функция права в целом реализуется  на всех стадиях правового регулирования и является в этом смысле атрибутом не только собственно права, но и всей системы правовых явлений, включающих: правореализацию, правоотношения, правоохрану, юрисдикцию и проч. Однако если право понимается в объективном смысле, т.е. как система юридических норм, то оно реально «работает» только на первой стадии правового регулирования – стадии общего, неперсонифицированного и неиндивидуализированного воздействия права на субъектов общественных отношений. На второй стадии функцию правовых регуляторов поведения участников конкретных общественных отношений выполняет уже не право, а юридические факты, порождаемые ими в рамках конкретных правоотношений субъективные права и юридические обязанности и, наконец, сами правовые отношения30. На третьей стадии регуляторами поведения людей становится правоохранительная, правоприменительная и юрисдикционная деятельность компетентных органов и должностных лиц.

Таким образом, функцию регулирования  общественных отношений реально выполняет вся система правовых явлений. Что же касается права в позитивно-объективном смысле31, то оно в состоянии выполнять, прежде всего, нормативную функцию.

Наряду  с нормативной право выполняет также распределительную и организационную функции.

В распределительной, или дистрибутивной, функции права  осуществляется наделение отдельных  индивидов и групп различными социальными благами, которые зависят от поведения членов общества по отношению друг к другу. Эта функция, которая соответствует атрибутивной природе права, более всего проявляется, как отмечал Л.И. Петражицкий, в области народного (и международного) хозяйства, например, при распределении частей плодородной почвы, орудий производства, предметов потребления и вообще хозяйственных благ между индивидами и группами.

Основу  распределения материальных благ и  главный базис экономической  и социальной жизни составляет собственность. При этом индивидуальная собственность выступает основным базисом так называемого частнохозяйственного, или «капиталистического», социального строя, а коллективная – основой первобытного и любого другого (включая социализм) коллективистского социального строя32.

Правовое  регулирование отношений, связанных  с возникновением, изменением или прекращением прав индивидов и их объединений на определенное имущество, составляет, как известно, удел не трудового, а гражданского права. Однако это обстоятельство отнюдь не означает, что трудовое право вообще не выполняет распределительную функцию. Фактически оно ее выполняет, причем в объеме, вероятно, не меньшем, чем в области гражданского права, но только в совершенно другой сфере. К этой сфере следует отнести отношения в области нормирования труда и его оплаты, рабочего времени, времени отдыха, участия работников в прибылях работодателя и проч.

Организационная функция права вытекает из его  регулятивной природы. Само правовое регулирование, являясь разновидностью социального управления, призвано, как известно, достигать определенной упорядоченности, а значит, и организации, общественных отношений. В этом смысле организационная функция права воплощается в некоем совокупном итоге правового регулирования. Но, кроме того, она проявляется и в результате сознательной и целенаправленной правотворческой деятельности, с помощью которой остов, или структура, механизма правового регулирования наполняется конкретными правовыми средствами. Иначе говоря, в рамках организационной функции права достигается упорядочение не только общественных отношений, но и самого правового регулирования посредством нормативной фиксации компонентов различных частей соответствующего механизма, с помощью которого и осуществляется нормативное регулирование общественных отношений.

Несомненно, что для трудового права характерно выполнение и этой функции, коль скоро данная отрасль права представляет собой в позитивном смысле совокупность юридических норм, призванных регулировать отношения в сфере применения общественного труда.

Нужно сказать, что узкомонистический подход к пониманию права вообще и трудового права в частности, который был использован в качестве основы для конструирования и описания юридических функций трудового права, является разновидностью юридического позитивизма. Эта правовая доктрина хотя и не нова, но в принципе теоретически состоятельна, практически приемлема, политически инертна и весьма распространена в юридической научной мысли самых различных исторических эпох и стран, включая современную Россию.

В отечественной научной и учебной юридической литературе научная проблематика права довольно часто освещается именно с традиционных позитивистских позиций, которые наиболее рельефно отражены в нормативистской теории, основанной на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах33. В более развернутом виде право в современной отечественной юридической литературе обычно определяется как система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни34, либо как система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений35.

Не  вдаваясь в анализ деталей, отличающих данные дефиниции, воспользуемся только общими характеристиками юридических свойств права. Таковыми будут следующие: нормативность, формальная определенность, общеобязательность и регулятивность права. Все эти свойства характеризуют сущность права как специфического юридического явления и особого юридического инструмента упорядочения общественной жизни. Соответственно им формулируется и большинство ранее рассмотренных нами функций, которые выполняет как российское право в целом, так и трудовое право как его отдельная отрасль. Следует подчеркнуть, что сами функции (нормативная, распределительная и организационная) при этом получаются также по преимуществу юридическими, поскольку они производны от внутренних юридических свойств права.

Однако  наряду с юридическими праву как  социальному регулятору общественной жизни присущи и определенные социальные функции. Такой вывод вытекает из широкого взгляда на право, который, в частности, предлагает социологическая школа права. Основной постулат ее состоит в том, что право следует искать не только в позитивной норме, созданной государством, но и в самой реальной жизни. Тем самым в основу понимания права эта школа кладет не столько созданное государством статутное право, сколько защищенное государством само общественное отношение, участники которого сами творят обычное и договорное право, а также являются носителями субъективного права36. При этом нормы закона (статутное право), конечно, не отрицаются, но и не отождествляются со всем правом. Они являются признаками права, в то время как право в целом определяется как порядок в общественных отношениях и в действиях людей37, который призван обеспечить максимально свободную жизнедеятельность людей.

В этом смысле по своей сущности и, следовательно, по своему понятию право – исторически определенная, всеобщая, необходимая и объективно обусловленная форма свободы, форма бытия свободы и мера свободы38.

Сообразно данному определению назначение позитивного, объективного, субъективного, статутного, обычного и договорного  права состоит в закреплении условий для свободной деятельности людей, ограниченной только необходимостью обеспечивать свободу остальных и тем самым способствовать гармонии во взаимоотношениях личности, общества и государства39. Под этим углом зрения в теории права выделяют три основные функции права или три направления его действия.

1. Право  закрепляет условия свободной деятельности человека в различных областях (в сфере семьи, быта, культуры и т.п.) и тем самым обеспечивает предпосылки для нормальной жизнедеятельности индивида и его всестороннего развития. В рамках данной функции право опосредует производство и воспроизводство самого человека, продолжение вида homo sapiens.

2. Право  закрепляет экономические основы  свободной деятельности личности и юридические правомочия в области собственности, предпринимательства, совершения сделок. В рамках этой функции получают правовое опосредование общественные отношения с участием индивида в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

3. Право  закрепляет формы участия личности  в делах общества, ее возможности по объединению с другими людьми в общественные организации и партии, а также влиянию (непосредственно или через представителей) на содержание принимаемых государственными органами законов, актов управления, экономических и политических решений. В рамках этой функции право опосредует политическую свободу, отношения людей в сфере борьбы за власть, участие граждан в ее распределении и осуществлении40.

В определенной мере все перечисленные функции  выполняет и российское трудовое право.

Во-первых, оно закрепляет такие условия  трудовой деятельности, которые в принципе предоставляют российскому работнику возможность вести полноценный образ жизни, характерный для представителя современной цивилизации. Прежде всего, это выражается в законодательном установлении пределов эксплуатации его рабочей силы посредством ограничения рабочего времени и тем самым обеспечения каждого свободным временем, которое он вправе использовать в самых различных областях (семья, культура, образование, быт и проч.). Более того, некоторые нормы трудового права носят характер гарантий осуществления нетрудовых по сути потребностей и соответствующих им видов деятельности. Например, статьи гл. 26 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) предоставляют определенные льготы лицам, совмещающим работу с обучением, а статьи гл. 41 создают работающим женщинам условия для рождения и воспитания детей.

Наконец, сам труд – нормальное и естественное состояние человека как представителя социально-биологического вида. Следовательно, именно трудовое право, как никакое другое, призвано обеспечивать производство, воспроизводство и развитие личности человека.

Во-вторых, трудовое право обеспечивает свободу  трудовой деятельности. Это, в частности, подтверждается тем, что провозглашенное  ст. 37 Конституции РФ право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию гарантируется рядом норм трудового права. Так, ст. 2 ТК РФ предоставляет каждому право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Принудительный труд, согласно этой же статье, запрещен. Запрещены и необоснованный отказ в приеме на работу, и какая-либо дискриминация в труде (ст. 3, 64 ТК РФ). В силу закона работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 60 ТК РФ). Право на свободный выбор труда дополняется для работника правом расторжения заключенного с работодателем трудового договора по собственной инициативе в любое время и без указания причин (ст. 80 ТК РФ).

Информация о работе Роль и функции трудового права