Рассмотрение трудовых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

цель данной контрольно-курсовой работы – исследовать правовые аспекты разрешения индивидуальных трудовых споров, их объектный и субъектный состав и присущие им особенности.
Поставленная цель решается посредством следующих задач: · исследовать основные направления развития трудового, гражданского и гражданского процессуального права в сфере разрешения индивидуальных трудовых споров в Российской Федерации; · рассмотреть содержание законодательной базы лежащей в основе регулирования порядка разрешения трудовых споров; · проанализировать плюсы и минусы существующего правого института, регулирующего порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, исследовать проблематику, связанную с этой сферой трудового права; · выяснить тенденции развития в этой сфере; · в заключении - подвести итоги по проделанной работе, выработать пути решения возникших проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, виды и подведомственность индивидуальных трудовых споров……………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие индивидуального трудового спора…………………………6
1.2. Причины и обстоятельства возникновения индивидуальных трудовых споров………………………………………………………………...10
1.3. Подведомственность индивидуальных трудовых споров………….16
Глава 2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров……….18
2.1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам (КТС)………………………………………..19
2.2. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах…………24
Глава 3. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников……………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список источников права и литературы…………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

ККР Трудовое.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

    Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, заместителями руководителя, главным бухгалтером.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  основными причинами возникновения индивидуальных трудовых споров является невыполнение какой-либо из сторон трудового договора обязанности по удовлетворению требований другой стороны, которые закреплены в трудовом законодательстве.

 

1.3 Подведомственность  индивидуальных трудовых споров.

    Статья 382 ТК устанавливает органы, рассматривающие  индивидуальные трудовые споры, возникающие  главным образом из трудового  правоотношения. Она указывает два  юрисдикционных органа, правомочных  рассматривать трудовые споры между  работником и администрацией (работодателем): комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд1.

    Если  спор рассматривается первоначально  в КТС, а затем его рассмотрение может быть перенесено в суд, т.е. решение КТС обжалуется в суде), такой порядок принято называть общим порядком рассмотрения трудовых споров.

    Но  есть ряд споров, рассматриваемых  непосредственно судом, без рассмотрения их в КТС. Бывают индивидуальные трудовые споры, которые решаются первоначально  вышестоящими органами. Поэтому очень  важно правильно определить подведомственность конкретного индивидуального трудового спора для его быстрейшего и правильного разрешения.

      Непосредственно в суде без обращения в КТС, согласно ст. 391 Трудового кодекса, рассматриваются трудовые споры по заявлениям: работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника; работодателя - о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

      Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры: об  отказе  в  приеме   на   работу;   лиц, работающих по

1 «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2006) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001. 

трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными  предпринимателями, и работников религиозных  организаций; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

      Споры о дискриминации законодатель прямо  отнес к трудовым спорам, не указав «в сфере труда»1. Поскольку такие споры возможны и до того, как лицо стало работником, т.е. дискриминация при приеме на работу, когда по мотиву национальности или наличия малолетних детей гражданам отказывают в приеме на работу. Причины отказа работодатель по требованию лица, кому он отказал в приеме на работу, обязан дать в письменном виде (ст. 64 ТК).

    Статья 3 Кодекса запрещает дискриминацию  в труде и закрепляет ее понятие (ст. 3 ТК). Часть 3 ст. 3 ТК установила подведомственность трудовых споров о дискриминации в сфере труда - работника он может в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

    Споры о дискриминации в труде кроме споров о дискриминации при отказе в приеме на работу может рассматривать и мировой судья, как и все другие трудовые споры, указанные в ст. 391, кроме споров о восстановлении, которые решает районный суд непосредственно2.

    Заявления (иски) в суд по трудовым спорам могут подаваться по территориальной их подсудности, т.е. согласно ст. 28 и 29 ГПК РФ - иски о восстановлении на работе подаются по месту нахождения работодателя, его филиала, представительства или по месту жительства истца-работника.

    Таким образом, Трудовой кодекс РФ определил, что трудовые споры разрешаются только двумя юрисдикционными органами: комиссией по трудовым спорам и судом.

 

1 Чесовской Е. Разрешение трудовых споров   //  «Российская юстиция», N 11, ноябрь 2002 г., С. 43-57;

2 «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 05.12.2006) // «Российская газета», N 220, 20.11.2002. 

Глава 2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

      Статья 383 Трудового кодекса регулирует общий порядок рассмотрения трудовых споров.

      Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров - это форма процесса их разбирательства в данном органе, т.е. последовательные действия юрисдикционных органов, наделенных государством властными полномочиями решать трудовые споры с принятием к рассмотрению подведомственного данному органу спора, подготовка его к рассмотрению, действия в процессе рассмотрения, вынесение решения по спору и контроль за исполнением этого решения, и если оно не выполняется добровольно, то проведение действий по его принудительному исполнению.

      Каждый юрисдикционный орган: КТС, суд. Хотя возможность последовательного рассмотрения спора сначала в КТС, затем в суде и называется общим порядком, но порядок у каждого из этих двух органов свой, по-разному законодательно регулируемый.

      Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС  регулируется главой 60 Трудового кодекса РФ (ст. 383-390) и иными федеральными законами.

      Порядок рассмотрения трудовых споров в суде регулируется ст. 390-397 главы 60 Трудового  кодекса РФ и иными федеральными законами, а также гражданским  процессуальным законодательством.

      Часть вторая ст. 383 ТК предусматривает, что особенности рассмотрения трудовых споров некоторых категорий работников устанавливаются федеральными законами. Следовательно, согласно ст. 383 ТК порядок рассмотрения трудовых споров определяют только Трудовой кодекс и иные федеральные законы. Никакие подзаконные акты не могут его изменять. Не могут его изменять и законы субъектов Федерации.

 
 
 

2.1 Порядок рассмотрения  индивидуальных трудовых  споров в комиссиях  по трудовым спорам (КТС).

      Юристы  справедливо отмечают, что при  возникновении трудового конфликта между работником и работодателем многие стремятся сразу подать иск в суд, даже не потрудившись как следует разобраться в проблеме. В то же время большинство этих споров вполне разрешимо мирным путем и в рамках самой организации. Для этого и создаются на предприятиях комиссии по трудовым спорам (КТС). Они призваны примирить спорящие стороны до обращения в суд, а возможно, и предотвратить такое обращение, ведь для организации оно неизбежно связано с материальными затратами и другими неприятностями.

      Трудовой  кодекс предусматривает, что КТС  разрешает спор, если работник не смог договориться непосредственно с  работодателем (ст.385 ТК РФ). Но комиссия не вправе отказаться рассматривать  заявление, даже если сотрудник и  не пытался вести такие переговоры. В этом случае члены комиссии вызовут заявителя и работодателя на собеседование и сделают все возможное, чтобы их помирить. Создание комиссии КТС можно создать в любой организации независимо от численности работников. Комиссия по трудовым спорам создается по инициативе работников и (или) работодателя. Как правило, на практике инициатором ее создания выступает выборный профсоюзный орган, а если его нет, то совет трудового коллектива. Чтобы у работодателя возникла обязанность выделить в состав комиссии своих представителей, должно быть решение коллектива работников о создании комиссии, принятое на общем собрании (конференции). Но такое решение может принять и сам работодатель. В этом случае у работников появляется обязанность избрать своих представителей в комиссию.

      Комиссии  создаются из равного числа представителей работников и работодателя. Работники  избирают своих представителей на общем  собрании (конференции) работников организации. Кроме того, их может делегировать представительный орган с последующим утверждением на общем собрании.

      Войти в комиссию могут любые работники  независимо от членства в профсоюзе, занимаемой должности, выполняемой  работы. Порядок избрания комиссии определяется самим собранием (конференцией) работников. Голосование по решению общего собрания может быть открытым или тайным. Собрание устанавливает и число голосов, необходимых для избрания комиссии. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

      КТС может быть создана на определенный срок или бессрочно. Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляет работодатель. Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.

      В крупных организациях могут действовать  несколько комиссий по трудовым спорам, если по решению общего собрания трудового коллектива решено создавать комиссии в структурных подразделениях организации.

      Комиссия  по трудовым спорам (КТС) принимает  к своему рассмотрению трудовые дела при наличии двух условий: · если имеются доказательства соблюдения предварительного порядка урегулирования споров путем переговоров (ст.385 ТК РФ); · если трудовой спор относится к компетенции комиссии.

      В случае если работник, не пытаясь разрешить  спор непосредственно с работодателем, сразу же обращается в комиссию, в рассмотрении спора ему откажут. Доказательствами соблюдения предварительного порядка разрешения спора могут быть: · письменный отказ работодателя удовлетворить требования работника; · письменное заявление работника, где изложены его требования работодателю с отметкой работодателя о принятии заявления; · кроме того, можно использовать свидетельские показания сослуживцев - очевидцев попытки работника провести с работодателем переговоры.

      Компетенция комиссии по трудовым спорам очень  широка. Она может принимать к своему рассмотрению любые индивидуальные трудовые споры, за исключением споров, в отношении которых Трудовой кодекс или законы прямо устанавливают иной порядок рассмотрения.

      В течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, он может обратиться в КТС. По общему правилу этот же срок установлен и для обращения работника в суд. Если в течение трех месяцев работник не обратится в комиссию по трудовым спорам или в суд, то он вообще не сможет защитить свои права. В исключительных случаях пропущенный срок для обращения в КТС или в суд может быть восстановлен ими, если причина пропуска срока будет признана уважительной. После того как работник подаст туда заявление, его регистрируют. Рассмотреть заявление должны в течение десяти календарных дней со дня подачи заявления. Если в этот срок комиссия не рассмотрит спор, то работник вправе обратиться в суд, чтобы он рассматривал спор.

      Процедура рассмотрения трудовых споров комиссией, установленная в статье 387 ТК РФ, практически не изменилась по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Спор должен рассматриваться в присутствии работника или его представителя. Лишь по письменному заявлению работника спор можно рассмотреть без него.

      Если  работник не явился на заседание, то рассмотрение трудового спора откладывается. А когда он не является во второй раз без уважительных причин, КТС может снять вопрос с рассмотрения.

      Впрочем, это не лишает работника права  подать туда повторное заявление  о рассмотрении трудового спора. Однако сделать это нужно в пределах того же трехмесячного срока.

      При рассмотрении спора работодатель и  работник могут представлять различные  доказательства и материалы. В частности, комиссия по трудовым спорам имеет  право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.

      Заседание комиссии по трудовым спорам считается  правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

      Решения комиссии принимаются тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Введение тайного голосования делает работу комиссии более независимой и эффективной. Эффективности работы комиссии способствует и введенная в Трудовой кодекс РФ регламентация содержания решения комиссии по трудовым спорам.

      Статья 388 ТК РФ говорит о следующих сведениях, которые должны быть указаны в решении КТС: · названии организации (или ее подразделения), Ф.И.О., должности, профессии или специальности обратившегося в комиссию работника; · дате обращения в комиссию и рассмотрения спора, сути спора; · Ф.И.О. членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании; · сути решения и его обосновании (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт); · результатах голосования.

      Заверенные  копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются работнику и  руководителю организации в течение  трех дней со дня принятия решения.

      В случае если работник или работодатель не согласны с решением комиссии, то его можно обжаловать в суд. Сделать  это можно в течение 10 дней со дня вручения копии решения комиссии заинтересованному лицу. Если этот срок пропущен, то нужно обратиться с ходатайством в суд о восстановлении этого срока, так как он пропущен по уважительной причине. После того как истек десятидневный срок на обжалование, а решение не обжаловали, то оно вступает в законную силу.

Информация о работе Рассмотрение трудовых споров