Правовой статус профсоюза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

«Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально- трудовых прав и интересов».¹ Из этого легального определения следует, что профсоюз представляет собой общественную организацию особого рода, для которой характерны специфическая цель деятельности, состоящая в представительстве и защите социально-трудовых прав и интересов своих членов, а также наличие у членов общих интересов производственного и профессионального характера, лежащих в основе создания организации.
Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. В качестве общественной организации профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей.

Содержание

Введение
Глава 1. Профсоюзы как субъекты трудовых отношений
Понятие профсоюза, их задачи и функции
История развития профсоюзов
Глава 2. Правовой статус профсоюза
2.1 Основные права профсоюзов, их классификация
2.2 Гарантии прав профсоюзов
2.3 Ответственность за нарушение прав профсоюзов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая трудовое.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

- принимать участие в расследовании  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

- получать информацию от руководителей  и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и т.д.

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профессионального союза, по таким основаниям, как:

- сокращение численности или  штата работников организации, индивидуального  предпринимателя;

- несоответствие работника занимаемой  должности или выполняемой работе  вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

- неоднократное неисполнение работником  без уважительных причин трудовых  обязанностей, если он имеет дисциплинарное  взыскание,

работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.

Согласно ст. 162 Трудового Кодекса РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.

Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.

  1. Право профсоюзов на содействие занятости.

Профсоюзы вправе:

1) принимать участие в разработке государственных программ занятости. «Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости».¹ Принимая участие в выработке и реализации соответствующих программ, профсоюзы выполняют и свои контрольные функции, реализуя соответствующие статусные права контроля.

В соответствии с Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99, органы исполнительной власти и работодатели по предложению профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов проводят взаимные консультации по проблемам занятости высвобождаемых работников. По итогам консультаций разрабатывается программа мероприятий, направленная на содействие занятости и предоставление социальных гарантий работникам в

 


¹ Федеральный закон  РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // "Российская газета", N 84, 06.05.1996.

условиях массового высвобождения, и определяются источники ее финансирования.

При кратковременном снижении объемов производства возможно предусматривать в вышеуказанных программах следующие мероприятия, позволяющие избежать сокращения численности работников: временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места; перевод работников предприятий на режим неполного рабочего времени; предоставление работникам отпуска без сохранения заработной платы.

Мероприятия по содействию занятости, проводимые при массовых увольнениях, влияющих на общий уровень безработицы в отрасли или в регионе, могут включаться в отраслевые соглашения, заключаемые между соответствующим профсоюзом, иными уполномоченными работниками представительными органами и работодателями (объединениями работодателей), Министерством труда Российской Федерации, или в территориальные соглашения, заключаемые между соответствующими профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами и работодателями (объединениями работодателей), органами исполнительной власти. К указанным мероприятиям относятся:

- профессиональная переподготовка, повышение квалификации работников, трудоустройство которых затруднено из-за специфики профессий (шахтеры, работники атомных электростанций и т.д.);

- оказание материальной помощи  уволенным работникам и членам  их семей при переезде к новому месту жительства;

- перепрофилирование предприятий  и создание новых рабочих мест;

- приватизация предприятий;

- другие меры, направленные на  содействие занятости высвобождаемых  работников.

 

Финансирование мероприятий, включаемых в отраслевые и территориальные соглашения, определяется решениями сторон в процессе переговоров при заключении этих соглашений;

2) предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации;

3) осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости. Профсоюзный орган вправе принимать соответствующие меры профсоюзного реагирования в целях соблюдения трудовых прав и защиты профессиональных интересов гражданских служащих, являющихся его членами.

Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.

В то же время в Законе не содержится никакой обязанности органов местного самоуправления хоть как-то отреагировать на внесенное профсоюзом предложение. Это делает положение данной нормы чисто декларативным.

Привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются с учетом мнения соответственно общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов.

А.Я. Петров в этой связи отмечает, что «"рабочая сила" не является субъектом российского права вообще и трудового права в частности и не может им быть, так как рабочая сила - это способность (способности) к труду» ¹. Поэтому автор предлагает в статье Закона вместо слов "иностранной рабочей силы" записать: "иностранных граждан". Мне также представляется справедливой данная критика.

 

 


¹ Петров А.Я. Права профсоюзов в сфере труда и гарантии их деятельности // Трудовое право. 2007. N 5. С.58

  1. Право профсоюзов, первичных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением. 

Так, профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников. В ст. 29 Трудового Кодекса РФ закреплено, что интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя. Аналогичная норма содержится также в ч. 3 ст. 36 Трудового Кодекса РФ.

Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения. Сторона, получившая такое предложение, должна отправить ответ инициатору предложения с указанием представителей от своей стороны и их полномочий для участия в работе комиссий по проведению коллективных переговоров.

Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. Для осуществления контроля профсоюзы должны иметь всю необходимую информацию. При проведении указанного контроля согласно ч. 2 ст. 51 ТК РФ представители как работодателей, так и работников (в том числе и профсоюзы) обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок.

В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом. Порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров регламентирован гл. 61 Трудового Кодекса РФ.

Интересен один из случаев толкования данного положения судебной практикой.

Так, профсоюз работников Качканарского завода ЖБИ ОАО "Запсибнефтестрой" в интересах работников предприятия обратился в суд с иском к ОАО "Запсибнефтестрой" и Департаменту имущественных отношений администрации Тюменской области о признании ничтожной сделки приватизации предприятия в части включения жилого дома N 18 в 11-ом микрорайоне г. Качканара в уставный капитал ОАО "Запсибнефтестрой". Исковые требования были мотивированы тем, что спорный объект жилищного фонда был приватизирован и передан акционерному обществу в собственность с нарушением законодательства о приватизации. Решением от 03.12.2002 в иске было отказано. В кассационной жалобе профсоюз просил отменить вышеназванные судебные акты, дело направить на новое рассмотрение коллегиальным составом судей. При этом в кассационной жалобе было отмечено, что профсоюз в силу п. 3 ст. 13 Закона о профсоюзах может обращаться в суд с подобными исками в защиту членов организации. Рассматривая дело, суд кассационной инстанции указал, что законодательством (Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности") не предусмотрено право обращения профсоюза с подобными исками, при том, что права и законные интересы данной организации в ходе проведения приватизации не нарушены.¹

Также было заключено 29 декабря  2010 года Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне и совместные действия сторон по их реализации.

  1. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.

В этом праве еще раз проявляется представительская функция профсоюзов,


¹Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.05.2003 N Ф04/2193-400/А70-2003

закрепленная ст. 11 Закона о профсоюзах.

Статья 401 ТК РФ дает право работникам в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора (во внерабочее время), включая период организации и проведения забастовки (в любое время). Профсоюзы на основании положений комментируемой статьи имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

Право на забастовку может быть ограничено в исключительных случаях, установленных федеральным законом. Задача сбалансированности интересов бастующих работников и интересов общества решается в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, в силу которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Информация о работе Правовой статус профсоюза