Правовой статус профсоюза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

«Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально- трудовых прав и интересов».¹ Из этого легального определения следует, что профсоюз представляет собой общественную организацию особого рода, для которой характерны специфическая цель деятельности, состоящая в представительстве и защите социально-трудовых прав и интересов своих членов, а также наличие у членов общих интересов производственного и профессионального характера, лежащих в основе создания организации.
Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. В качестве общественной организации профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей.

Содержание

Введение
Глава 1. Профсоюзы как субъекты трудовых отношений
Понятие профсоюза, их задачи и функции
История развития профсоюзов
Глава 2. Правовой статус профсоюза
2.1 Основные права профсоюзов, их классификация
2.2 Гарантии прав профсоюзов
2.3 Ответственность за нарушение прав профсоюзов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая трудовое.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Первые профсоюзы появились в 70 – 80 гг. XVIII в. в Англии, ранее других вставшей на путь капитализации производства. Они объединяли в основном высококвалифицированных рабочих одной профессии. Со временем эти организации стали называться профессиональными союзами – тред-юнионами (trade – профессия, ремесло и union – объединение). Впоследствии происходило объединение на уровне отраслей и включение в свои организации неквалифицированных рабочих. В Англии профсоюзы подобного типа появились лишь в конце XIX в., а в США – только в 20 – 30-е гг. XX в.

С момента возникновения профсоюзов они ощущали жесткое воздействие со стороны работодателей и государства. Уже в 1799 и 1800 гг. английский парламент принял законы о рабочих коалициях, в соответствии с которыми профсоюзы и стачки категорически запрещались. За нарушение этих законов профлидерам грозило тюремное заключение, денежные средства подлежали конфискации. Во Франции по закону Ле Шепелье 1791 году запрещались стачки, а создание рабочих коалиций объявлялось преступлением против «свободы и прав человека». Только через 25 лет борьбы, в 1824 году, в Англии добились отмены антирабочих законов. Однако профсоюзы не имели права юридического лица, то есть права иска в суде, и, следовательно, не могли защищать себя от покушения на их фонды и имущество. Во Франции профсоюзы были легализованы через 90 лет после их возникновения, а в США были признаны законом лишь в 30-е годы XX в.

Один из способов укрепления роли профсоюзов – так называемые закрытые цеха (closed shop) и профсоюзные цеха (union shop), которые впервые появились в Великобритании более двухсот лет назад. По мере развития и распространения в промышленных государствах института коллективных переговоров возникла проблема совместимости закрытых цехов и других защитных мероприятий профсоюзов с антидискриминационной политикой в области занятости, проводимой Международной Организацией Труда  и государствами – ее членами.

Защитные функции профсоюзов в 1940 – 1960 гг. были законодательно оформлены главным образом в англосаксонских странах: в Великобритании, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В других государствах профсоюзная защита не получила большого развития. Во многих же странах Европы под влиянием профсоюзного плюрализма, классовой солидарности работников и демократических традиций главные формы профсоюзной защиты (профсоюзного монополизма) были запрещены. Однако официальные запреты мало влияли на объединения ремесленников, печатников, каменщиков, плотников и других мастеровых людей, которые тяготели к закрытым цехам и другим формам защиты корпоративных интересов. Не отставали от них и малоквалифицированные работники, особенно в горнодобывающей и строительной промышленности частного сектора.

В 70 – 80 гг. различные схемы профсоюзной защиты можно было встретить уже во всех регионах мира, причем как в развитых, так и в развивающихся государствах. И касались они не только ремесленников и малоквалифицированных рабочих, но и работников индустриального профиля и даже инженерно-технических работников.

В конце 70-х гг. около половины членов профсоюзов работали на предприятиях типа закрытых цехов. Эта система профсоюзной защиты охватывала почти всех шахтеров, печатников, докеров, работников судостроения и автомобильного производства. Такая высокая степень вовлеченности английских рабочих в коллективно-договорные формы защиты занятости объясняется традиционной самостоятельностью профсоюзов Великобритании. Однако положение постепенно менялось, и Акт Великобритании о профессиональных союзах и трудовых отношениях от 16 июля 1992 года уже содержал подробные положения о том, что отказ в работе лицу лишь по причине его принадлежности или не принадлежности к профсоюзу является противозаконным, и о том, что отказ в обслуживании лица на таком основании агентством по трудоустройству также противозаконный. В случае нарушения закона человек имеет право обратиться в суд по трудовым делам (промышленный суд). Равным образом запрещается увольнение работника в зависимости от его членства в профсоюзе, а также практика заключения контрактов на поставку товаров или оказания услуг на подобном основании. Данный закон отразил недовольство некоторых работников, особенно квалифицированных, системой принудительного членства в профсоюзах в ущерб их личным возможностям, реализуемым через индивидуальные трудовые контракты.

Интересно рассмотреть становление профсоюза в Новой Зеландии. Сторонники профсоюзной монополии утверждали, что обязательное членство в профсоюзе способствует укреплению «промышленного мира» и социальной стабильности, а его противники ссылались на то, что принудительное членство в профсоюзах нарушает право на труд и свободу объединений. В англосаксонской системе права, к которой принадлежит и Новая Зеландия, решающую роль играют судебные прецеденты и, следовательно, арбитражные суды. Еще в 1894 году в стране был издан Акт о промышленном примирении и арбитраже, в силу которого двумя годами позже в трудовые отношения были введены статьи о применении условий закрытых цехов для шахтеров и сапожников. На деле многие работодатели игнорировали предварительные условия найма, и в 1932 г. в Акт от 1894 г. была внесена поправка, согласно которой споры между предпринимателями и профсоюзами могли передаваться в суд лишь при согласии обеих сторон. В 1936 г. новое правительство приняло новую поправку к Акту, объявив незаконной такую практику, когда работодатель принимал на работу взрослого человека, который не был членом профсоюза и не хотел им стать. Таким образом, жесткие условия закрытых цехов были заменены более мягкими условиями профсоюзных цехов, что вызвало небывалый рост профсоюзного членства. В 1961 г. правительство приняло еще одну поправку к Акту о промышленном примирении и арбитраже, которая заменила принудительное членство в профсоюзах на два вида «предпочтительных статей»:

а) «квалифицированное предпочтение», которое разрешало работодателю принимать нечлена профсоюза при условии, что никто из членов профсоюза не обладает равной квалификацией;

б) «неквалифицированное предпочтение», когда любой принятый на работу нечлен профсоюза был обязан вступить в профсоюз в течение 14 дней, но этот вид профсоюзной защиты становился действенным, если за него проголосовали не менее 50 % занятых работников.

По мнению специалистов в области трудового права, «новозеландская» модель выглядит как крайнее воплощение в трудовом законодательстве идей либерализма, расценивающего деятельность профсоюзов и их традиционные права как анахронизм, пережиток промышленной эры и как препятствие экономическому прогрессу в постиндустриальном обществе. Подобная трактовка роли профсоюзов не встречает поддержки на Западе и считается проявлением экстремизма в регулировании трудовых отношений.

Профсоюзы России возникли позже, чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки. Образование профсоюзов открыло новый этап в развитии рабочего движения в России. Следует подчеркнуть, что по сравнению с Западом российские профсоюзы с самого начала имели свои особенности. Если в странах Западной Европы и США профессиональные союзы возникли в эпоху домонополистического капитализма и до создания политических партий, то массовые профсоюзы России появились в обстановке революционного подъема, вследствие перерастания отвергнутых правительством экономических требований в политические.

В России, как и в других странах мира, профессиональные союзы стали первой формой организации, наиболее доступной широким массам. Именно с образованием профсоюзов на рубеже XIX и XX веков начинается становление российского пролетариата. Однако возникновение профсоюзов в России не было единовременным актом, оно заняло целую историческую полосу российского рабочего движения – революцию 1905 – 1907 гг. – и получило неоднозначную оценку в общественном сознании. Так, либеральные кадеты относили возникновение профсоюзов в России к 1906 – 1907 гг. При этом за исходный пункт брали установление царем 4 марта 1906 г. «Временных правил о профессиональных обществах». Кадеты не признавали самочинные революционные профсоюзы, возникшие на гребне мощной стачечной борьбы 1905 г., и считали законными лишь «чистые», санкционированные царским правительством профессиональные объединения рабочих.

В свою очередь, меньшевики истоки профессионального движения усматривали в кассах взаимопомощи, институтах цеховых старост, в так называемых зубатовских организациях, насаждавшихся царским правительством, а себя представляли непосредственными организаторами профсоюзов.

Большевики же во главе с В.И. Лениным утверждали, что профсоюзы – это не продолжение обществ взаимопомощи, страховых и больничных касс, института цеховых старост или полицейских союзов зубатовского типа. Это новые организации пролетариата России, возникшие на гребне развернувшегося в 1905 г. стачечного движения. Профсоюзы были открытыми, массовыми, классовыми объединениями рабочих и строились по производственному признаку.

Первой Всероссийской конференцией профсоюзов - 6 октября 1905 года было образовано Московское бюро уполномоченных, или Центральное бюро профессиональных союзов (ЦБПС) и, по существу, положившая начало организационному становлению и развитию профсоюзного движения в России.

Вторая Всероссийская конференция профсоюзов прошла нелегально в

 

Петербурге с 24 по 28 февраля 1906 года.

В период между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907 – 1917 гг.) многим профорганизациям приходилось действовать в нелегальных условиях, почти все межсоюзные органы, координирующие деятельность профессиональных союзов, были разгромлены. Победа февральской революции создала благоприятные условия для легальной деятельности профсоюзов России. После свержения самодержавия в их развитии и борьбе начался новый этап.

В июне 1917 г. состоялась третья Всероссийская конференция профсоюзов, которая сыграла важную роль в организационном оформлении профсоюзного движения страны. Конференция избрала временный Всероссийский центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС).

После Октября 1917 г. в программных документах профсоюзов говорится и о новых функциях этих организаций, о необходимости заботы о росте производительности труда, повышении эффективности экономики, подчеркивается, что забота о производстве – это и есть забота о человека, о его благосостоянии. Новые российские профсоюзы наряду с традиционными функциями защиты повседневных интересов трудящихся, связанных с улучшением условий труда, быта и отдыха, берут на себя обязанность организации трудового соревнования, вовлечения рабочих и служащих в управление производством, воспитательной работы в трудовых коллективах.

I Всероссийский съезд профсоюзов  состоялся в январе 1918 года. Основная  борьба развернулась вокруг вопроса  «о задачах профессионального движения», большинством голосов была принята резолюция большевиков, которая радикально меняла судьбу профсоюзов – был взят курс на их участие в государственном и хозяйственном строительстве. 16 января 1919 г. в Москве состоялся II Всероссийский съезд профсоюзов, обсудивший задачи профсоюзов. Он подтвердил решение I Всероссийского съезда профсоюзов о неизбежности курса на огосударствление профсоюзов, их активное участие в работе советской власти.

Решения I и II Всероссийских съездов профсоюзов легли в основу деятельности советских профсоюзов на многие десятилетия и послужили причиной постепенной утраты их главной функции – защиты социально-экономических интересов работников наемного труда. Демократические формы и методы работы профсоюзов уступили место администрированию и командованию (замена выборов назначением, переход от добровольного членства к принудительному и т.д.). На исходе 30-х годов обстановка в жизни страны складывалась неоднозначно. Профсоюзы росли, развивались, обретали новые функции. Несмотря на это, в мае 1935 г. И.В. Сталин заявил о своеобразном кризисе профсоюзов. Одним из решений VI пленума ВЦСПС (1937 г.) стало упразднение советов профсоюзов, которые были восстановлены лишь через 13 лет.

Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.) решительным образом изменила формы и методы работы профсоюзных организаций, которые стремились развивать инициативу и активность рабочих и служащих по производству вооружений и всего необходимого для фронта. В послевоенное время главной задачей профсоюзов стала борьба за выполнение и перевыполнение плана восстановления и развития народного хозяйства, развитие трудовой активности трудящихся, улучшение их благосостояния.

Тридцатилетний период (1956 – 1985 гг.) развития профсоюзов не поддается однозначной оценке: их судьба неоднократно преломлялась вслед за теми историческими изгибами, которые претерпевало советское (российское) общество. Исторические факты свидетельствуют, что во времена хрущевской оттепели (1956–1964 гг.), а также в последующий период, связанный с попытками на основе решений мартовского и сентябрьского (1965 г.) пленумов ЦК КПСС, XXIII съезда партии (1966 г.) провести хозяйственную реформу, создались более благоприятные условия для повышения роли и значения профсоюзов в обществе.

Именно к 50 – 70-м годам относится появление целого ряда правовых актов, развивавших и усиливавших права и полномочия профсоюзов на предприятиях и в экономике. Это, например, «Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза» (1958 г.), которое в 1971 г. было обновлено на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР. В 1970 г. были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» – вторая «конституция для профсоюзов». Большое значение для профсоюзов имели такие правовые акты, как «Положение о социалистическом государственном предприятии» (1965 г.), «Положение о порядке рассмотрения трудовых споров» (1974 г.), «Положение о товарищеских судах» (1977 г.) и некоторые другие.

В целом роль профсоюзов была весьма заметной в обществе и в последующие годы, хотя реальный их вклад в разрешение социально-экономических проблем был разновелик конкретно на каждом историческом этапе.

Информация о работе Правовой статус профсоюза