Правовой статус профсоюза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

«Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально- трудовых прав и интересов».¹ Из этого легального определения следует, что профсоюз представляет собой общественную организацию особого рода, для которой характерны специфическая цель деятельности, состоящая в представительстве и защите социально-трудовых прав и интересов своих членов, а также наличие у членов общих интересов производственного и профессионального характера, лежащих в основе создания организации.
Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. В качестве общественной организации профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей.

Содержание

Введение
Глава 1. Профсоюзы как субъекты трудовых отношений
Понятие профсоюза, их задачи и функции
История развития профсоюзов
Глава 2. Правовой статус профсоюза
2.1 Основные права профсоюзов, их классификация
2.2 Гарантии прав профсоюзов
2.3 Ответственность за нарушение прав профсоюзов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая трудовое.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

К середине 80-х годов профсоюзы СССР имели разветвленную и устойчивую структуру, органично встроенную в политическую систему общества.

Как уже отмечалось, начиная с 30-х годов в ведение советских профсоюзов постепенно перешли многие государственные функции: управление бюджетом социального страхования, контроль над охраной труда и состоянием техники безопасности на производстве, распределением жилья, хозяйственной деятельностью администрации и так далее. Участие в решении производственных задач, таких, как организация социалистического соревнования и экономической учебы, забота об ускорении научно-технического прогресса, способствовали сращиванию усилий профсоюзов с действиями органов государственного управления и администрацией предприятий.

Застойные, негативные явления, которые накапливались в стране в 70-е и 80-е годы, не могли не отразиться и на деятельности профсоюзов. В результате, вместо опоры на массы, профессиональные организации обрастали бюрократическим аппаратом. Численность аппарата советов профсоюзов с 1970 г. увеличилась, по официальным данным, почти в 2,5 раза.

Структура профсоюзов стала напоминать хозяйственное министерство, с его разветвленной вертикальной структурой, приказной системой, отчетностью. Мощный штатный аппарат стал сковывать инициативу широкого профсоюзного актива, первичных профсоюзных организаций. И, хотя деятельность профсоюзов во многом активизировалась, она уже не отвечала новым условиям.

Процессы реформирования, радикального обновления профсоюзов с наибольшей наглядностью проявились в сфере их организационного строения и деятельности. В общем процессе перемен можно выделить три основных этапа:

1. Поиск путей перестройки профессиональных  союзов, новых форм их организационного  строения и деятельности пока  еще в рамках и на основе  выработанных в предшествующий  советский период традиционных  принципов и норм (вторая половина 1985 – 1990 гг.). К 1985 году российские профсоюзы не имели своих руководящих органов и развивались в рамках общесоюзной моноструктуры, именуемой «профсоюзы СССР». В своей деятельности они руководствовались единым «Уставом профессиональных союзов СССР», принятом в 1963 году. Новый Устав, принятый в 1987 году, стал основой для их функционирования вплоть до марта 1990 г., когда стали создаваться самостоятельные республиканские профцентры.

При оценке деятельности профсоюзов страны в 1985–1995 годах правомерен вывод: это был сложный во всех отношениях переломный период. Он воплотился в возрождении российского профсоюзного движения, в инициативной деятельности профсоюзных организаций по защите интересов работников в условиях политических и экономических реформ. Это были годы мучительной ломки всех профсоюзных структур, поиска профсоюзами форм и методов деятельности, адекватных требованиям нового времени.

2. Воссоздание российских руководящих  профсоюзных органов и структур, обретение российскими профсоюзами организационной самостоятельности (1990 – 1992 гг.). В первой половине 90-х годов начала создаваться и правовая основа социального партнерства в России, был принят ряд нормативно-правовых актов; среди них Указы Президента РФ от 26.10.1991 г. № 162 «Об обеспечении прав профессиональных союзов в переходный период к рыночной экономике» и от 15.11.1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», Закон РФ от 11.03.1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», Указ Президента РФ от 24.07.1992 г. «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» В 1990 г. был принят Закон СССР «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» – первый в истории страны государственный закон о профсоюзах, оказавший им серьезную правовую поддержку в защите социально-экономических и трудовых прав трудящихся в условиях последующих рыночных реформ.

3. Становление и развитие новых  организационных принципов строения  и деятельности российских профсоюзов, вытекающих из особенностей их работы в условиях рыночной экономики (1992 – 1995 гг.).

Важнейшей страницей в летописи профсоюзного движения России в постсоветский период стало проведение Учредительного съезда профсоюзов РСФСР в 1990 году, провозгласившего создание Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), которая впервые в стране приняла Декларацию о правах трудящихся и программу реформирования трудового законодательства, организовала разработку изменений и дополнений в Кодекс законов о труде, законопроектов в области социальной политики, а также концепцию будущего Трудового кодекса.

Именно профсоюзы, имея многолетний положительный опыт квалифицированного участия в управлении социально-экономическими процессами на уровне предприятий, регионов, отраслей и всей страны первыми выступили с предложениями о развитии социального партнерства, высказались за то, чтобы оно реально воплощалось в практике общественной жизни России, регулирования социально-трудовых отношений в новых условиях.

 

Развитие России в последние полтора десятилетия вызвало кардинальные изменения всех сторон жизни страны и общества, в том числе в экономике, в трудовых отношениях и социальной сфере. Новые жизненные реалии внесли коренные перемены в деятельность профсоюзов России, потребовали от них переосмысления и пересмотра идеологии, целей, задач и функций, форм и методов работы, их адаптации к давно забытым последними поколениями россиян жестким условиям рыночного капиталистического хозяйствования. Повышение деятельности профсоюзов и их структур по защите социально-экономических интересов своих членов напрямую зависит от решения вопросов организационного, финансового и кадрового укрепления как Федерации, так и всех членских организаций.

Основной внутренней проблемой обеспечения эффективности деятельности профсоюзов России в новых условиях является организационно-уставное несоответствие их структур потребностям времени. Четкое понимание профсоюзным активом основных направлений деятельности в рыночных условиях, обучение технологиям их реализации, проведение организационного укрепления профсоюзов – требования сегодняшнего дня.

Требования профсоюзного движения (сегодня общая численность составляет более 31 миллиона человек) к власти и работодателям за 100 лет существования в России практически не изменились. Напомним, что 100 лет назад главными требованиями были введение 8-часового рабочего дня, отмена штрафов на производстве и повышение зарплаты. Однако и сейчас работодатели зачастую нарушают право трудящихся на восьмичасовой рабочий день, повышение зарплаты также остается одной из главных задач.

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовой статус профсоюза

2.1 Основные права профсоюзов, их классификация

Из определения профсоюза следует, что он создается с целью защиты социально-трудовых прав и интересов граждан. Реализация данной цели предполагает наличие у профсоюзов соответствующих прав, позволяющих обеспечить защиту прав и интересов граждан.

  1. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы:

- во-первых, членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Так, например, в случае нарушения законодательства о труде, и в частности задержки выплаты работнику заработной платы, профсоюзная организация вправе обратиться по просьбе члена профсоюза, других работников, а также самостоятельно по собственной инициативе как в органы, рассматривающие трудовые споры, так и в суд с исковым заявлением. «Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации». ¹

- во-вторых, в области коллективных прав и интересов профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

На уровне организации первичная профсоюзная организация может быть уполномочена на реализацию любых форм социального партнерства. От имени уполномочивших их на представительство работников первичная профсоюзная организация имеет право:

а) участвовать в разбирательстве трудовых споров;


¹Петров А.Я. Права профсоюзов в сфере труда и гарантии их деятельности // Трудовое право. 2007. N 5. С. 58

 

б) вступать в коллективные переговоры по подготовке проекта коллективного договора и его заключению;

в) проводить консультации с работодателем по вопросам прекращения трудовых отношений с работниками;

г) проводить консультации с работодателем по вопросам регулирования трудовых и иных тесно связанных с ними отношений;

д) участвовать от имени работников и в управлении организацией;

е) контролировать соблюдение законодательства при выработке работодателем локальных нормативных актов, затрагивающих трудовые права работников;

ж) решать иные вопросы в соответствии с законодательством.

Как полагает Т.Ю. Коршунова, «для этого работники, которые не являются членами профсоюза, должны принять специальное решение о предоставлении первичной организации полномочий на представительство, если такая организация объединяет менее половины работников. Решение фиксируется в протоколе собрания работников (конференции их представителей)».¹

«При осуществлении представительства интересов отдельных работников, которые не являются членами профсоюза, эти работники должны написать в первичную профсоюзную организацию заявление или выдать доверенность в простой письменной форме профсоюзному представителю». ²

Профсоюзы также вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Так, по делу в судебном заседании представитель истца в качестве основания для признания недействительным (незаконным) нормативного акта привел положение данного пункта, согласно которому проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и


¹ Коршунова Т.Ю О представителях работников и работодателей в социальном партнерстве. // Трудовое право. 2008. N 4. С. 61

² Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2009.

принимаются органами исполнительной власти с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Представители Министерства труда и социального развития признали, что при рассмотрении и принятии проекта обжалуемого разъяснения мнение Федерации независимых профсоюзов России не запрашивалось. Однако суд посчитал, что данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для признания нормативного акта незаконным, поскольку приведенное выше положение ст. 11 комментируемого Закона об учете мнения соответствующих профсоюзов при рассмотрении и принятии проектов нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, не носит императивного характера для органов исполнительной власти. Кроме того, в решении суда было отмечено, что представитель Министерства труда и социального развития заявил в судебном заседании, что такое мнение соответствующих профсоюзов при разработке и принятии нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, будет запрашиваться.¹

Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года в сумме 4 611 рублей в месяц.

 Глава 58 ТК РФ посвящена защите трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства

и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,


¹ Решение Верховного Суда РФ от 20 ноября 1997 г. N ГКПИ97-418 // СПС КонсультантПлюс

выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право, в частности:

- осуществлять контроль за соблюдением  работодателями трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права;

Информация о работе Правовой статус профсоюза