Защита трудовых прав работников и способы ее обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Как отрасль права трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе применения труда граждан, а также иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения этого труда. Предмет трудовою права составляют две группы общественных отношений: собственно трудовые отношения и иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения труда, имевшего место в прошлом, либо осуществляемого в настоящее время, либо предполагаемого в будущем.

Содержание

Введение
1. Защита трудовых прав работников: основные положения
1.1. Понятие защиты трудовых прав работников
1.2. Способы и формы защиты трудовых прав работников
1.3. Проблемные аспекты защиты трудовых прав работников в современных условиях развития трудового законодательства
1.4. Защита трудовых прав путём осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовое право курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

- государственный  надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Основные задачи, функции и полномочия Федеральной инспекции труда определяются ТК РФ. Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации. Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Федеральная инспекция  труда - единая централизованная система  государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 354 ТК). Указанная инспекция включает в себя собственно федеральную инспекцию, а также подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах Федерации. Руководит деятельностью федеральной инспекции труда главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Руководители государственных инспекций труда в субъектах Федерации назначаются на должность и освобождаются от нее главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Основными задачами органов Федеральной инспекции  труда являются:

  •  обеспечение соблюдения и зашиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  •  обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;
  •  обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства;
  •  доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействий) или злоупотреблений по соблюдению трудового законодательства (ст. 355 ТК).

В соответствии с вышеуказанными задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия, закрепленные в ст. 356 ТК РФ:

1) осуществляют  государственный надзор и контроль  за соблюдением в организациях  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

3) осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

4) направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

5) реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) проводят предупредительный  надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

7) обобщают практику  применения, анализируют причины  нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;

8) анализируют  состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;

9) дают заключения  по проектам строительных норм  и правил, других нормативных  документов о соответствии их  требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;

10) участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

11) принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

12) запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

13) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

14) осуществляют  информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

15) информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

16) готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке предоставляют их Президенту РФ и в Правительство РФ.

Следующий способ защиты - это защита трудовых прав работников профессиональными союзами. С развитием рабочего движения крепли и развивались профсоюзы и их защитная функция. Основное назначение профсоюзов заключается в представительстве интересов, а также в защите их социально-трудовых прав. Права профсоюзов определены Федеральными законами РФ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ, а также ТК РФ.

Согласно ст. 2 указанного Закона профсоюз – это  добровольное общественное объединение  граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях  представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы имеют  право на осуществление контроля за соблюдением  работодателями и  их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При выявлении каких-либо нарушений  соответствующий орган профсоюзной организации вправе направить работодателю требование об устранении выявленных нарушений. В этом случае работодатель обязан сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений.

Для осуществления  контроля за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, выполнением  условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Круг полномочий данных инспекций определяется положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Указанные правовые и технические инспекции могут  также создаваться межрегиональным, а также территориальным объединением (ассоциацией) организаций профессиональных союзов, действующих на территории субъекта Российской Федерации. Эти инспекции осуществляют свою деятельность на основании положений, принимаемых ими в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке  имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профессиональные  союзы, их инспекции труда при  осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, а также с другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные  лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Кроме того, работодатель обязан учитывать мотивированное мнение соответствующего профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов в определенных случаях, а также при расторжении трудового договора по инициативе работодателя по отдельным основаниям.

Защитная функция  профсоюзов России выражается в их праве и деятельности по защите трудовых прав и законных интересов своих членов, а вместе с ними прав всех трудящихся организации от нарушения работодателем, должностными лицами ее администрации. Эта защитная функция проявляется профсоюзами на всех стадиях правового регулирования труда:

а) при принятии новых актов трудового законодательства, как в централизованном порядке, так и в локальном. Здесь профсоюзы должны четко высказывать свое мнение по каждому проекту нового акта трудового законодательства. Трудовой кодекс (ст. 372) установил порядок запроса и учета мнения профсоюзного органа организации при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

б) при принятии решений работодателем по применению отдельных норм трудового права с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК и др.), в том числе при расторжении трудового договора но инициативе работодателя (ст. 373 ТК);

в)  при осуществлении установленных для профсоюзов и их активистов (выборных профсоюзных работников) гарантий их деятельности (ст. 374-377 ТК);

г) при оказании помощи, защите при самозащите работниками своих трудовых прав и законных трудовых интересов, в том числе при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых прав;

д) при защите трудовых прав работников на последней стадии правового регулирования труда - на стадии привлечения к ответственности нарушителей трудовых прав работников и профсоюзов (ст. 362, 278 и 416 ТК).

Только активное участие профсоюзных органов  во всех указанных стадиях правового регулирования труда способно реально помогать восстановлению нарушенных трудовых прав работников и быть профилактической мерой от трудовых правонарушений. Если же профсоюзы малоактивны, не стремятся проявлять свою защитную функцию, то в нынешних условиях хозяйской власти они будут утрачивать свою защитную роль.

Одной из форм защиты трудовых прав работника является самозащита, представляющая собой правомерное поведение потерпевшего (лица, чьи права нарушаются или находятся под угрозой нарушения), направленное на предупреждение (пресечение) действий нарушителя, без обращения к помощи судебных и иных органов.

Самозащита  – новый для трудового законодательства способ защиты прав работника. Самозащита предполагает самостоятельные активные действия работников по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы по надзору и контролю соблюдения законодательства о труде.

Законодатель не предусматривает общих норм реализации прав работника на самозащиту. Самозащита возможна при наличии грубого нарушения трудовых прав работника, специально указанного в законе (ст. 142 ТК – Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, ст. 219 ТК - Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, ст. 220 ТК - Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда), и необходимости пресечь нарушение.

В отличие от гражданского законодательства, которое допускает  любые соразмерные характеру  и содержанию правонарушения меры его  пресечения (ст. 14 ГК), Трудовой кодекс предусматривает лишь одну форму  самозащиты работников – отказ от выполнения трудовых обязанностей.

Информация о работе Защита трудовых прав работников и способы ее обеспечения