Защита трудовых прав работников и способы ее обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Как отрасль права трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе применения труда граждан, а также иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения этого труда. Предмет трудовою права составляют две группы общественных отношений: собственно трудовые отношения и иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения труда, имевшего место в прошлом, либо осуществляемого в настоящее время, либо предполагаемого в будущем.

Содержание

Введение
1. Защита трудовых прав работников: основные положения
1.1. Понятие защиты трудовых прав работников
1.2. Способы и формы защиты трудовых прав работников
1.3. Проблемные аспекты защиты трудовых прав работников в современных условиях развития трудового законодательства
1.4. Защита трудовых прав путём осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовое право курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

 Возникает  необходимость более глубокого  анализа, возникающих проблем.  В связи с чем, в программу  обучения вводятся предметы, отражающие  современные проблемы трудового  законодательства. Только благодаря такому обучению, будущие работники смогут быть полноправными участниками трудовых отношений.

 О проблемах  трудового законодательства можно  говорить бесконечно. Главная его  беда в том, что в нынешнем  виде оно является чуть ли не главным тормозом не только для модернизации страны, но и просто нормальной жизнедеятельности десятков миллионов граждан.

 Сегодня  перед нашей страной стоит  задача, быть может, не столь  амбициозная с моральной точки  зрения, но не менее важная  с точки зрения эффективности государства и обеспечения его суверенитета. Речь идет о приведении трудового права в соответствие с современным состоянием социально-экономических отношений, запросов и потребностей работников и работодателей.

 Большое  внимание уделяется проблемам, связанным с ущемлением прав работников, хотя и права работодателя тоже не безграничны. Зачастую работники сами нарушают установленные законодательством нормы. Разрешение назревших проблем, возможно только при совместном принятии решений, взаимном уважении друг к другу, к правам каждого.

 

1.4. Защита трудовых прав путём осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных  органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, устанавливающих в том числе принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль.

Государственный надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда. В связи с ратификацией Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947 г.) с Протоколом 1995 г. к ней[5], Россия взяла на себя обязательство иметь систему государственной инспекции труда, в функции которой входит обеспечение соблюдения законодательства о труде, в том числе об охране труда, на всех предприятиях и организациях.

В развитие указанного международного документа в Российской Федерации был принят ряд нормативно-правовых, в которых было закреплено правовое положение федеральной инспекции труда. К числу данных нормативно-правых актов относятся Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации»[6], постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999г. «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда», постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. «О федеральной инспекции труда», Приказ Министерства труда РФ от 29 января 2000 г. «Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации». Выше перечисленные нормативные акты сохраняют свою юридическую силу и применяются в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ. Причем многие положения кодекса, посвященные федеральной инспекции труда, дублируют нормы указанных нормативно-правовых актов.

Федеральная инспекция  труда - единая централизованная система  государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 354 ТК). Указанная инспекция включает в себя собственно федеральную инспекцию, а также подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах Федерации. Руководит деятельностью федеральной инспекции труда главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Руководители государственных инспекций труда в субъектах Федерации назначаются на должность и освобождаются от нее главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Действующее законодательство (ТК РФ, Конвенция Международной  организации труда № 81 об инспекции труда, Положение о федеральной инспекции труда) закрепляет основные задачи органов федеральной инспекции труда. К их числу относятся:

- обеспечение  соблюдения и защиты, трудовых  прав и свобод граждан, включая  право на безопасные условия труда;

- обеспечение  соблюдения работодателями трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение  работодателей и работников информацией  о наиболее эффективных средствах  и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- доведение  до сведения соответствующих  органов государственной власти  фактов нарушений, действий (бездействия)  или злоупотреблений, которые  не подпадающих под действие законов и иных нормативных и актов.

 

В соответствии с вышеуказанными задачами органы федеральной  инспекции труда реализуют следующие  основные полномочия, закрепленные в  ст. 356 ТК РФ:

1) осуществляют  государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

2) анализируют  обстоятельства и причины выявленных  нарушений, принимают меры по  их устранению и восстановлению  нарушенных трудовых прав граждан;

3) осуществляют  в соответствии с законодательством  Российской

 Федерации  рассмотрение дел об административных правонарушениях;

4) направляют  в установленном порядке соответствующую  информацию в федеральные органы  исполнительной власти, органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

5)          реализуют мероприятия по координации  деятельности ведомственных органов  надзора и контроля и федеральных  органов исполнительной власти  в части обеспечения соблюдения  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) проводят предупредительный  надзор за строительством новых  и реконструкцией действующих  объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в  целях предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

 

7) обобщают практику  применения, анализируют причины  нарушений трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, готовят соответствующие предложения

 по их  совершенствованию;

8) анализируют  состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;

9) дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;

10) участвуют  в установленном порядке в  разработке государственных стандартов по безопасности труда;

В системе федеральной  инспекции труда существует внутреннее и организационное разделение на две подсистемы: одна - правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда; другая - по охране труда. Для осуществления вышеуказанных полномочий закон (ст. 357, 358 ТК РФ) наделяет государственных инспекторов труда широким объемом прав и обязанностей.

Беспрепятственно  в любое время суток при  наличии удостоверений посещать в целях проведения инспекции  организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. При инспекционной деятельности государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля, т.е. закон предусматривает возможность проведение проверок без предварительного уведомления. Особый порядок установлен для инспектирования организаций Вооруженных Сил РФ, органов пограничной службы, органов безопасности, органов внутренних дел, других правоохранительных органов, исправительных учреждений, организаций атомной и оборонной промышленности. Этот порядок предусматривает доступ только для инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск; проведение проверок в назначенное время; ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряжённости, боевых действий.

Запрашивать у  работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и  органов местного самоуправления и  безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Привлекать  к административной ответственности  виновных в нарушении законов  и иных нормативных правых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве материалами и делами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд. В соответствии с ч. л ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и охране труда влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц размере от 5 до 50 МРОТ. Согласно ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. л ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и охране труда», ст. 5.28 «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения», ст. 5.29 «Непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения», ст. 5.30 «Необоснованный отказ о заключения коллективного договора, соглашения», ст. 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению», ст. 5.32 «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах», ст. 5.33 «Невыполнение соглашения», ст. 5.34 «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки», ст. 5.44 «Сокрытие страхового случая».

Направлять  в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий  труда, требования о ликвидации организаций  или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда:

Государственные инспекторы по охране труда также имеют право:

1) выдавать разрешения  на строительство, реконструкцию,  техническое переоснащение производственных  объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

2) выдавать заключения  о возможности принятия в эксплуатацию  новых или реконструируемых производственных объектов;

3) запрещать  производство и использование  не имеющих сертификатов соответствия  или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной или коллективной защиты работников;

4) изымать для  анализа образцы используемых  или обрабатываемых

 материалов  и веществ с уведомлением об  этом работодателя или его  представителя и составлять соответствующий акт;

5) приостанавливать  работу организаций, отдельных  производственных подразделений  и оборудования при выявлении  нарушений требований охраны  труда, которые создают угрозу  жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

 

6) отстранять  от работы лиц, не прошедших  в установленном порядке обучение  безопасным методам и приемам  выполнения работ, инструктаж  по охране труда, стажировку  на рабочих местах и проверку  знаний требований охраны труда.

Закон предусматривает  гарантии осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права путем установления ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Так, в соответствии со ст. 363 ТК РФ лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ). Согласно ч. Л 19.4 КоАП РФ неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в  установленный срок законного предписания  органа (должностного лица), осуществляющего  государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ.

Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное  представление сведений, предоставление которых предусмотрено законом  и необходимо для осуществления  органом (должностным лицом) его  законной деятельности, а равно представление таких сведений в искаженном виде влечёт за собой наложение административного штрафа.

Органы федеральной  инспекции труда осуществляют деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями (ст. 365 ТК РФ). Положения данной статьи базируются на нормах Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947 г.), ст. 5 которой предусматривает, что компетентный орган власти принимает соответствующие меры для того, чтобы содействовать эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, с другой, а также сотрудничеству между служащими инспекции труда и предпринимателями и трудящимися или их организациями.

Информация о работе Защита трудовых прав работников и способы ее обеспечения