Занятость населения и рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:40, лекция

Краткое описание

Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный с удовлетворением его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическая категория занятость характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им заработок (трудовой доход).

Вложенные файлы: 1 файл

Занятость населения и рынок труда.docx

— 206.40 Кб (Скачать файл)

  Для проведения единой государственной  политики занятости и ре╜гулирования рынка труда в России создана  государственная служба за╜нятости, которая координирует решение данных проблем. Организа╜ционная структура  службы занятости представляет собой  систему ор╜ганов, охватывающих все  уровни: федеральный, субъектов РФи муниципальных образований.

  Служба  занятости федерального уровня входит в состав Министер╜ства труда  и социального развития РФ (Минтруд  России). Структура ор╜ганов службы занятости населения на уровне субъектов  РФ и муници╜пальных образований  включает комитеты, центры и бюро занятости.

  Такая вертикальная система органов государственной  службы заня╜тости позволяет обеспечивать обслуживание населения по единой мето╜дологии практически в каждом городе и  районе Российской Федерации.

  К основным функциям службы занятости  населения можно отнести:

  ∙ анализ состояния рынка труда, прогноз  спроса и предложения на рабочую  силу;

  ∙ разработка и реализация целевых  программ содействия занято╜сти населения;

  ∙ учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подхо╜дящей  работы и трудоустройстве;

  ∙ организация профессиональной ориентации и консультации на╜селения, подготовка и переподготовка безработных граждан;

  ∙ оказание помощи предприятиям в подборе  необходимых им ра╜ботников;

  ∙ обеспечение населения информацией  о свободных рабочих местах;

  ∙ осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в пери╜од  обучения, оказание материальной помощи безработным гражданам;

  ∙ осуществление контроля за правильностью  формирования и ис╜пользования средств  государственного фонда занятости  населения, использования предприятиями  законодательства о занятости.

  Служба  занятости взаимодействует с  предприятиями и организа╜циями всех форм собственности, гражданами и  предоставляет свои услуги бесплатно.

  Финансирование  мероприятий, осуществляемых службой  занято╜сти, и содержание самой  системы органов государственной  службы за╜нятости обеспечиваются за счет средств государственного бюджета.

  Расходы служб занятости условно можно  сгруппировать по четы╜рем направлениям:

  1) на пособия по безработице,  материальную помощь безработ╜ным, выплату досрочных пенсий;

  2) на подготовку и переподготовку, организацию общественных работ;

  3) на финансовую поддержку, приобретение  ценных бумаг и про╜чие расходы;

  4) на развитие службы занятости  (содержание, капиталовложения, реклама).

  Органы  государственной службы занятости  ведут учет обратив╜шихся к ним  граждан по поводу устройства на работу, установления статуса безработных, выплаты пособий и материальной помощи, на╜правления на обучение, выдачи рекомендаций по трудоустройству. Материалы  учета формируются и накапливаются  по дням, неделям, месяцам, кварталам, полугодиям и годам по каждому органу службы занятости, по территориям, субъектам  РФ и в целом по России.

  Информация  регистрируемой безработицы оформляется  в стати╜стические отчеты региональных органов служб занятости по формам 1-Т и 2-Т (трудоустройство).

  Показатели, характеризующие работу служб занятости, представ╜лены в табл. 4.4.

  Таблица 4.4. Показатели работы служб занятости (в числителе ≈ тыс. чел.,

  в знаменателе ≈ %)

Показатели Обратились  по вопросу трудоустройства Трудоустроились
1995 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 1995 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Всего

══

В том числе:

═════ занятые трудовой деятельностью

═════ не занятые трудовой деятельностью

══

пенсионеры

5122,4/

100

169,9/3,3

3937,3/

76,9

166,1/3,2

4599,0/

100

102,9/2,2

3806,4/

82,8

206,5/4,5

4739,1/

100

119,0/2,5

3836,2/

80,9

212,5/4,5

4299,6/

100

113,3/2,6

3271,7/

76,1

179,5/4,2

2217,9/

100

17,9/0,8

1362,5/

61,4

31,4/1,4

2406,0/

100

29,9/1,2

1712,7/

71,2

33,5/1,4

2397,8/

100

39,5/1,6

1602,8/

66,8

43,3/1,8

2821,1/

100

49,2/1,7

1890,5/

67,1

61,5/2,2

Как следует из приведенных данных, число  обратившихся в служ╜бы занятости  за последние пять лет постоянно  снижалось. Одновре╜менно повышалась эффективность работы этих служб. В 1999 г. было трудоустроено 65,6% от общего числа обратившихся, что на 27,2% больше, чем в 1995 г. Лиц, не занятых трудовой деятельностью, было трудоустроено  соответственно на 38,8% больше. Оказывалась  поддер╜жка пенсионерам, которых в 1999 г. было трудоустроено 34,3% из числа  обратившихся, а занятых трудовой деятельностью и желавших поме╜нять  работу было трудоустроено 43,4%.

  Развитие  рыночных отношений привело к  созданию негосударст╜венных структур занятости, занимающихся трудоустройством и про╜фессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие аген╜тства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учеб╜ные центры и т.п. Наиболее общими направлениями  деятельности этих структур являются:

  ∙ продажа информации, содержащей описания и общие данные о профессиональных качествах работников;

  ∙ помощь предприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключаю╜щаяся в диагностике  и подборе более подходящих сотрудников;

  ∙ формирование групп из работников тех  специальностей, кото╜рые не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.

  Эффективность системы мер государственного воздействия  на за╜нятость и рынок труда зависит  от активного проведения политики за╜нятости, улучшения функционирования рынка  труда и создания эф╜фективной сети специальных институтов и социальной инфраст 232i85jc 88;укту╜ры, действующих  в соответствии с рынком, а также  практического решения проблемы безработицы, возможного только в условиях раз╜вивающегося производства.

Выводы

  1. Занятость как общественное трудовое  отношение является индикато╜ром  общественного воспроизводственного  процесса, показывая уровень до╜стигнутой  сбалансированности между вещественными  и личностными факто╜рами.

  2. Рынок труда есть сфера обмена, где наемные работники предлагают  свою рабочую силу, а работодатели  предъявляют спрос и платят  за нее. Возможный дисбаланс  между спросом и предложением  на рынке труда есть следствие  от╜ступления от условий полной  занятости.

  3. Безработица представляет собой  сложное, многоаспектное явление,  ког╜да часть экономически активного  населения не занята в общественном  произ╜водстве, не может реализовать  свои способности при помощи  рынка труда.

  4. Безработица лишает человека  возможности развивать свои профессио╜нальные  способности, получать заработную  плату, что в результате ведет  к об╜нищанию населения. Вместе  с тем число безработных зависит  от темпов эко╜номического роста  и эффективности труда, степени  соответствия структуры работников  существующему на них спросу, политики занятости, проводимой  государством.

  5. В регулировании занятости населения,  снижении безработицы и сгла╜живании  ее последствий существенная  роль отводится государственным  орга╜нам службы занятости всех  уровней. К регулированию занятости  привлекают╜ся и негосударственные  органы и организации.

Термины и понятия

  Безработица

  Безработные

  Виды  безработицы

  Вторичный рынок труда

  Внутренний  рынок труда

  Внешний рынок труда

  Занятость

  Занятое население

  Инфраст 232i85jc 88;уктура рынка труда

  Конъюнктура рынка

  Наемные работники

  Открытый  рынок

  Полная  занятость

  Подходящая  работа

  Работодатели

  Рынок труда

  Самозанятость

  Скрытая безработица

  Скрытый рынок

  Сегментация рынка труда

  Уровень безработицы

  Эффективная занятость

  Экономически  активное население 

Информация о работе Занятость населения и рынок труда