Занятость населения и рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:40, лекция

Краткое описание

Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный с удовлетворением его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическая категория занятость характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им заработок (трудовой доход).

Вложенные файлы: 1 файл

Занятость населения и рынок труда.docx

— 206.40 Кб (Скачать файл)

Элементы  рынка труда

  К основным элементам рынка труда  относятся: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения  субъектов на рынке труда; конъюнктура  рынка; службы занятости населения; инф╜раст 232i85jc 88;уктура рынка труда; система социальной защиты и др.

  Главными  субъектами рынка труда являются работодатели и наем╜ные работники.

  Работодатель  ≈ наниматель, который может быть представлен разными ╚фигурами╩ в зависимости от узаконенной структуры отно╜шений собственности. Это могут быть государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, част 232i85jc 85;ые пред╜приятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные пред╜приятия, индивидуальные наниматели и т.п.

  Наемные работники ≈ это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодате╜лей они представляют различную ценность в зависимости от пола, воз╜раст 232i85jc 72;, квалификации, социального статуса и ряда социально приобре╜тенных качеств ≈ ответственности, исполнительности, дисциплини╜рованности, обязательности, предприимчивости и др.

  Важным  условием реального функционирования рынка труда яв╜ляется адекватное поведение на нем всех участ 232i85jc 85;иков трудовых отно╜шений: государства, работодателей и наемных работников.

  Отношения на рынке труда складываются из трех основных ком╜понентов:

  ∙ отношений между наемными работниками  и работодателями;

  ∙ отношений между субъектами рынка  труда и их представителя╜ми (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

  ∙ отношений между субъектами рынка  труда и государством. Функционирование рынка труда предполагает высокую  степень свободы перераспределения  рабочей силы между сферами приложе╜ния  труда, отраслями народного хозяйства, предприятиями, организациями, фирмами. Это означает, что вслед за свободным  переливом ка╜питала, сопровождающимся сокращением и ликвидацией старых ра╜бочих мест и созданием новых, происходят изменения в размещении производительных сил.

  Основные  функции рынка труда:

  ∙ организация встречи работодателей  и наемных работников;

  ∙ обеспечение конкуренции на рынке  труда как между работодате╜лями, так и между наемными работниками;

  ∙ установление равновесных ставок заработной платы;

  ∙ содействие решению вопросов занятости  населения;

  ∙ осуществление социальной поддержки  безработных.

  В зависимости от соотношения между  спросом и предложением различают  три типа конъюнктуры рынка труда:

  1) трудодефицитная, когда рынок  труда испытывает недостаток в предложении труда;

  2) трудоизбыточная, когда на рынке  труда имеется большое число  безработных и соответственно  избыток предложения труда;

  3) равновесная, при которой спрос  на труд соответствует его  предло╜жению.

  Конъюнктура рынка труда зависит от состояния  экономики (подъема или спада); отраслевой структуры хозяйства, уровня развития техниче╜ской базы; благосостояния (уровня доходов населения); развития рынков товаров, услуг, жилья; состояния социальной и производственной инф╜раст 232i85jc 88;уктур; степени развития многоукладности  экономики; развития ин╜теграционных  связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на конъюнктуру оказывают  влияние демографические, этнические, соци╜альные, политические, экономические  и другие факторы.

  Свобода найма и увольнения работников является основой конку╜рентоспособности предприятия. Поэтому важным условием формирова╜ния  рынка труда является, с одной  стороны, наличие множества работо╜дателей, предлагающих рабочие места, а с  другой ≈ свобода конкуренции  между работниками за наиболее привлекательные  рабочие места.

  Конкуренция представляет собой наличие большого числа незави╜симых покупателей  и продавцов на рынке труда  и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция ≈ не╜отъемлемая  составляющая механизма любого рынка.

  Для полноценного функционирования рынка  труда требуется раз╜витая инфраст 232i85jc 88;уктура. Его составляют государственные  учреждения, негосударственные структуры  содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обес╜печивающие  наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраст 232i85jc 88;уктура призвана регулиро╜вать отношения  между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий  труда, подготовки и переподготовки работни╜ков, а также процессы защиты прав работодателя и наемных работни╜ков  на рынке труда.

Сегменты  рынка труда

  Под сегментацией рынка труда обычно понимают его разбивку на отдельные  группы ≈ сегменты ≈ на основе различий в нуждах, харак╜теристиках или поведении работников. При этом происходит разбивка предложения рабочей силы и спроса на нее на группы, объединяющие людей, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости. Выделение отличительных черт и свойств на рынке труда у групп продавцов (наемных работников) и групп покупателей (работодателей) способствует оптимизации контактов между ними, т.е. трудоустройству на взаимовыгодной основе.

  Объектами сегментации на рынке труда выступают  работодатели и наемные работники. Сегментация рынка с позиций  работодателей по╜зволяет оценить  их потребности и наилучшим образом  к ним адапти╜роваться. Когда  объектом сегментации выступают  наемные работни╜ки, то формируется  представление о тех группах, которые характеризу╜ют их совокупность по количественным и качественным показателям.

  С позиций качества рабочих мест рынок  труда можно представить в  виде двух основных сегментов: первичный  рынок (квалифицирован╜ные рабочие  места) и вторичный рынок (неквалифицированные  рабо╜чие места).

  Первичный рынок труда ≈ это рынок, для которого характерны ста╜бильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, а также возможность профессионального продвижения, профессиональные тех╜нологии, система управления и т.п. В данном сегменте сосредоточены ра╜бочие места, требующие квалификационной подготовки не ниже опреде╜ленного уровня ≈ высшего или среднего специального образования. Эти рабочие места занимают административно-управленческие и инженер╜но-технические работники, рабочие высокой квалификации.

  Вторичному  рынку труда свойственны большая текучесть кадров и нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессионального продвижения, роста квалификации.

  Причинами разделения рынка труда на сегменты являются различия в уровнях: экономической  эффективности производства; социаль╜ной  эффективности труда и производства.

  Сегментация рынка труда предусматривает  также его деление на внутренний и внешний рынки. Внутренний рынок труда ≈ это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначены цены рабочей силы и разме╜щение последней определяются административными правилами и процедурами.

  Данный  рынок характеризуется наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри него, причинами  перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и  ликвидируемых рабочих мест.

  Внутренний  рынок труда обеспечивает уже  занятым в производст╜ве работникам определенную степень защиты от прямой конкуренции на внешнем рынке  труда. Однако на внутреннем рынке труда  проявля╜ется присущая ему конкуренция  в должностном продвижении, полу╜чении более выгодных работ, занятии освободившихся вакансий.

  Внешний рынок труда ≈ это система социально-трудовых отноше╜ний между работодателями и наемными работниками в масштабе стра╜ны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение ра╜ботников по сферам приложения труда и их движение между предпри╜ятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров.

  Механизм  взаимодействия элементов внутреннего  и внешнего рынков труда представлен  на рис. 4.2*.

  * См.: Руденко Г.Г. Внутренние и внешние рынки труда: механизм сбалансирован╜ного развития. М., 1999. С. 55.

Современный рынок рабочей силы России можно  разделить на ╚открытый╩ и ╚скрытый╩. Открытый рынок рабочей силы может  быть представлен как официально организованный и неофициальный.

  Открытый  рынок рабочей силы охватывает все трудоспособное на╜селение, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориента╜ции, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и дол╜жности, а также ученические места в государственном и негосударст╜венном секторах.

  Официально  организованный рынок труда включает рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в Государственной службе занятости, и ученические места в системе  формального профобразования.

  Неофициальный рынок труда представляет ту часть  спроса на труд, учебные места для  приобретения новых профессий и  предложения ра╜бочей силы, которые  не охвачены услугами государственных  органов трудоустройства и учебных  структур формального образования. Границы неофициального рынка труда  весьма гибки, подчинены стихий╜ному  изменению соотношения спроса и  предложения рабочей силы.

  Скрытый рынок рабочей силы образуют работники, сохраняющие статус занятых, но имеющие в ближайшей перспективе достаточно вы╜сокую долю вероятности потерять работу.

  В каждой стране рынок труда формируется  с учетом своей специ╜фики и собственной  экономики. Одни страны ориентированы  на внешний рынок, другие ≈ на внутренний рынок труда. Обычно тип национального  рынка формируют система подготовки, переподготов╜ки и повышения  квалификации работников, система заполнения ва╜кантных рабочих мест, способы  регулирования трудовых отношений  и т.д. В этой связи выделяют следующие  два типа рынка труда:

  ∙ рынок, ориентирующийся на географическое и профессиональ╜ное движение рабочей  силы, т.е. на заполнение рабочих мест путем движения работников между  предприятиями (фирмами). Условно он назван внешним рынком. К нему больше тяготеет модель рынка труда в  США. В рамках такого рынка фирмы  комплектуются кадрами со сто╜роны, подбирают ╚готовых╩ работников нужной профессией квали╜фикации;

  ∙ рынок с ориентацией на внутрифирменное  профессиональное движение работников. Подготовка кадров, формирование структуры по профессиям и квалификации происходят внутри фирмы в соответ╜ствии со структурой рабочих мест, перспективой развития предприя╜тия. Условно такой тип рынка называется внутренним. Данный тип ха╜рактерен для модели рынка труда Японии.

  Рис. 4.2. Механизм взаимодействия элементов  внутреннего и внешнего рынков труда

  В России современный рынок трудовых ресурсов только формиру╜ется. Он еще  не приобрел четких очертаний. Его можно  назвать сме╜шанным и тяготеющим к первому типу.

  Сегментация рынка труда позволяет проанализировать факторы, влияющие на мобильность рабочей  силы на рынке труда, определить его  перспективы. Анализ проводится по разным критериям и призна╜кам. К ним  относятся:

  ∙ демографические характеристики (пол, возраст, состав семьи);

  ∙ географическое положение (регион, город, район и т.д.);

  ∙ социально-экономические характеристики рабочей силы на рынке труда (образование, профессиональные знания, уровень квали╜фикации, стаж работы и пр.);

  ∙ экономические показатели, отражающие финансовое состоя╜ние, формы собственности, а также показатели, характеризующие  ма╜териальную обеспеченность наемных  работников;

  ∙ психофизиологические качества работника (физическая сила, тем╜перамент) , его  принадлежность к определенному  слою общества и т.д.;

Информация о работе Занятость населения и рынок труда