Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является изучение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно- правовых актов, содержащих нормы трудового права. Задачи: - Рассмотреть понятия контроля и надзора в области трудовых прав; - Изучить систему органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права и их полномочия;
- Рассмотреть государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности;

Содержание

Введение 3
1. Понятие контроля и надзора в области трудовых прав граждан 5
2. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права 12
2.1. Система органов государственного контроля и надзора 12
2.2. Федеральная инспекция труда и ее полномочия 14
2.3. Правовой статус государственных инспекторов труда 18
2.4. Проведение проверок 21
2.5. Обжалование решений государственных инспекторов труда. Ответственность за нарушение трудового законодательства, за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда, ответственность государственных инспекторов труда 24
3. Прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов 26
4. Специализированные государственные инспекции 31
Заключение 41
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

3) Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - осуществляется за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Осуществление указанного надзора возложено на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 322, в ред. 23 мая 2006 г. N 305). Работники федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия при осуществлении надзора за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил независимы и подчиняются только закону.

В соответствии с Федеральным  законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 12 марта 1999 г. указанная служба является единой федеральной централизованной системой органов и учреждений. Правовое положение санитарно-эпидемиологической службы определено Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г.

Основными задачами службы являются: профилактика инфекционных и массовых инфекционных заболеваний  населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, гигиеническое воспитание и образование населения. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является Министерство здравоохранения РФ.

Организацию деятельности службы осуществляют главный государственный  санитарный врач РФ, главные государственные  санитарные врачи субъектов Российской Федерации, городов, районов, на водном и воздушном транспорте, а также главные государственные санитарные врачи министерств и ведомств1.

4) Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью. В этом случае лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.

Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и  радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в РФ. Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.

Правовой статус Госатомнадзора России закреплен Положением о федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2002 г. N 265.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях (за исключением регулирования санитарно-гигиенических и природоохранных аспектов радиационной безопасности, а также деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия с ядерных энергетических установок военного назначения) с целью формирования условий, при которых гарантируются защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого радиационного воздействия и предотвращение неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов.

Основные задачи федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности закреплены в п. 4 названного Положения. П. 5 Положения к функциям Госатомнадзора России отнесены:

- разработка и внесение в установленном порядке проектов нормативных правовых актов по вопросам энергии в мирных и оборонных целях;

- анализ практики применения законодательства РФ в области использования атомной энергии и разработка предложений по его совершенствованию; выдача разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии; выдача в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, деятельности по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами, а также иных видов деятельности в области использования атомной энергии;

- организация проведения экспертизы безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, в том числе с привлечением независимых экспертов и т.д.

В пределах своей компетенции  организует и осуществляет государственный надзор

- за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями законодательства РФ в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии;

- соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

- обращением с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизацией и захоронением;

- обеспечением физической защищенности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- разработкой и реализацией во взаимодействии с другими органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии планов мероприятий по защите работников объектов использования атомной энергии и населения в случае аварий на этих объектах и за готовностью организаций к ликвидации их последствий;

- выполнением требований, связанных с обеспечением безопасности, при проектировании (конструировании), изготовлении, хранении, монтаже, эксплуатации и выводе из эксплуатации оборудования и систем ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за реализацией мер по укреплению надежности и безопасности соответствующих систем и оборудования;

- разработкой и проведением мероприятий по предупреждению аварий на поднадзорных объектах и готовностью предприятий и организаций к ликвидации их последствий;

- состоянием учета и контроля ядерных материалов и изделий на их основе, а также установление порядка и формы отчетности и контроля; проведение инспекций, связанных с регулированием и надзором за безопасностью поднадзорных объектов; применение санкций при нарушениях требований правил и норм по безопасности; проверку соблюдения условий действия выданных разрешений (лицензий) вплоть до изъятия этих разрешений (лицензий) и т.д.

Согласно ч. 2 ст. 369 ТК РФ работники Госатомнадзора России, обнаружившие в ходе проверки факты нарушения норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях, обязаны довести об этом до сведения работодателей и работников. Закрепление указанной обязанности на уровне закона продиктовано необходимостью в оперативном предотвращении негативного воздействия радиации на здоровье людей и окружающую среду. Работники специального органа, ведающего вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону. Решения руководства, предписания инспекторского состава Госатомнадзора России могут быть обжалованы в суд.

Все указанные органы при исполнении обязанностей по надзору  по надзору и контролю в пределах своей компетенции независимы и подчиняются только закону1.

Постановлением Правительства  РФ от 30 июля 2004 г. № 401 создана Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая объединила Ростехнадзор, Госэнергонадзор, Госатомнадзор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, главная задача государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, заключается в обеспечении защиты трудовых прав работников - гарантируемой государственной защиты прав и свобод работников в сфере труда, направленной на предотвращение нарушения трудовых прав работников или незамедлительное восстановление нарушенных прав.

Государственный надзор и контроль осуществляется посредством проведения должностными лицами органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля в установленной сфере, проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности и т. д.

Общие принципы организации  и осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, закреплены в главе 57 ТК РФ.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, осуществляется: во всех организациях на территории РФ — федеральной инспекцией труда; в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности (наряду с федеральной инспекцией труда) — специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Список литературы

 

Нормативно-правовая литература

 

1. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2011г. № 197-ФЗ с изм. 2011г.

2. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. N 93 «О реализации федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. 2010г.)

3. Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 10.04.2006г. № 60 «Об утверждения Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

4. Федеральный закон от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. 18.07.2011г).

5. Федеральный  закон от 18.07.2011г. №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

 

 

 

Учебная литература

 

6. Буянова М.О. Трудовое право России. – М.: «Проспект», 2009 г.-167с

7. Защита трудовых прав граждан. Андрияхина А.М, Гущина К.О.- М.: Дашков  и К0, 2008. -216с.

8. Исайчева Е.А. Энциклопедия трудовых отношений. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-Пресс, 2007.-920с.

9. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. Т. 2. Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право. – М.: Статут, 2009. – 1151 с.

10. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. 502 актуальных вопроса по Трудовому кодексу Российской Федерации: комментарии и разъяснения. Практич. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. – «Издательство Юрайт», 2010 г.

11. Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России. Курс лекций. – Юрайт-Издат. 2007 г.- 524с.

12. Сомов А. Вас проверяет ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ (Последние изменения по проверкам трудинспекции) // Российская правовая газета "эж-Юрист" г. Москва, 2011г.

13. Трудовое право. Миронов В.И. - СПб.: Питер, 2009.- 864с.

14. Трудовое право России. Практикум: Учеб. пособ. / Отв. ред. И.К. Дмитриева, А. М. Куренной. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М. : Юстицинформ; Издательский дом «Правоведение», 2011. — 792 с.

15. Трудовое право России / Учебник. Ответственные редакторы: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Ю.П. Орловский и доктор юридических наук А.Ф. Нуртдинова — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2008. — 608 с.

1 Ожегов С.Н. Толковый словарь русского языка. М., 1994.

1 Защита трудовых прав граждан. Андрияхина А.М, Гущина К.О.- М.: Дашков  и К0, 2008.- С.9

1 Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. Т. 2. Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право. – М.: Статут, 2009.-С.961

1 Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. Т. 2. Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право. – М.: Статут, 2009.-С.961

2 См.: Коняхин Л.Г. Указ. соч. С. 11.

Информация о работе Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права