Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является изучение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно- правовых актов, содержащих нормы трудового права. Задачи: - Рассмотреть понятия контроля и надзора в области трудовых прав; - Изучить систему органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права и их полномочия;
- Рассмотреть государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности;

Содержание

Введение 3
1. Понятие контроля и надзора в области трудовых прав граждан 5
2. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права 12
2.1. Система органов государственного контроля и надзора 12
2.2. Федеральная инспекция труда и ее полномочия 14
2.3. Правовой статус государственных инспекторов труда 18
2.4. Проведение проверок 21
2.5. Обжалование решений государственных инспекторов труда. Ответственность за нарушение трудового законодательства, за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда, ответственность государственных инспекторов труда 24
3. Прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов 26
4. Специализированные государственные инспекции 31
Заключение 41
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: Трудовое право

 

Тема: Государственный  надзор за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового  права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие контроля  и надзора в области трудовых прав граждан 5

2. Органы государственного  надзора и контроля за соблюдением  трудового законодательства и  иных нормативно-правовых актов,  содержащих нормы трудового права 12

2.1. Система органов  государственного контроля и  надзора 12

2.2. Федеральная инспекция труда и ее полномочия 14

2.3. Правовой статус государственных  инспекторов труда 18

2.4. Проведение проверок 21

2.5. Обжалование  решений государственных инспекторов  труда. Ответственность за нарушение  трудового законодательства, за  воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда, ответственность государственных инспекторов труда 24

3. Прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов 26

4. Специализированные  государственные инспекции 31

Заключение  41

Список литературы  42

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В связи с рядом  изменений, которые произошли в  нашем государстве за последние десятилетия, на первый план выходит проблема правового регулирования прав граждан. Защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций (предприятий) приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. На сегодняшний день в Российской Федерации складывается весьма плачевная картина в трудовой сфере.

Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост числа новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформируют становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие работодатели оказались не готовы к тем изменениям, которые происходят в сфере применения труда. Работник с его интересами и правами зачастую теряется в массе других факторов хозяйственной деятельности работодателя и отодвигается в системе его приоритетов на последний план. Итогом этого нередко становится чрезмерная эксплуатация труда наемных работников, дополненная низким уровнем заработной платы, а также многочисленными нарушениями их прав и ущемлением законных интересов. Это далеко не весь перечень негативной практики, которая складывается на протяжении последних десятилетий.

В связи с этим государственная политика должна быть направлена, согласно ст. 7 Конституции РФ, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а трудовая сфера, как известно, напрямую способствует этому. На уровне трудового права для наиболее эффективного выхода из сложившейся ситуации необходимо усиление роли института защиты трудовых прав работников. На сегодня защита трудовых прав граждан (работников) является одним из основных направлений трудовой политики РФ.

Защита трудовых прав граждан (работников) предполагает правомерную деятельность, содержание которой составляет целый комплекс мероприятий, направленных на применение предусмотренных законом правовых средств, обеспечивающих восстановление нарушенных трудовых прав.

В соответствии с ч. 2 ст. 352 ТК РФ, основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:

- самозащита работниками  трудовых прав;

- государственный надзор  и контроль за соблюдением трудового законодательства;

- защита трудовых прав  работников профессиональными союзами;

- судебная защита.

Цель работы: является изучение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно- правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Задачи:

- Рассмотреть понятия контроля и надзора в области трудовых прав;

- Изучить систему органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового  права и их полномочия;

- Рассмотреть государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности;

- Рассмотреть права и обязанности государственных инспекторов по труду;

- Выяснить какую ответственность  несут работодатели, а какую государственные  инспекторы.

1. Понятие контроля  и надзора в области трудовых прав граждан

 

Прежде чем говорить о контроле и надзоре в области трудовых прав граждан, необходимо раскрыть данные понятия и выявить их существенные отличия. Данные понятия тесно взаимосвязаны между собой.

Толковый словарь С.Н. Ожегова под контролем понимает проверку, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. Надзор - это наблюдение за чем-либо (кем-либо), за соблюдением каких-либо правил1. Исходя из определения, которое дает Толковый словарь русского языка, надзорные мероприятия включают в себя и контроль.

В юридической литературе существуют различные подходы к пониманию государственного надзора и контроля.

К примеру, в одном  из источников под надзором понимается одна из форм деятельности государственных  органов власти по проверке законности и обоснованности решений поднадзорных субъектов, т.е. фактически объектов, которые  обладают органом управления.

Ряд ученых-правоведов полагают, что контроль и надзор можно различать  по такому критерию, как периодичность. Контроль предполагает некую эпизодичность (т.е. несколько раз в год). Что  касается надзора, то он отличается определенной регулярностью (например, раз в месяц, дистанционно). Но такое понимание контроля и надзора представляется несовершенным, поскольку контрольные мероприятия могут также осуществляться дистанционно. Поэтому такой признак, как периодичность, не является существенным для выявления различий между контролем и надзором.

Существует точка зрения, согласно которой надзорные мероприятия  ограничиваются лишь проверкой без осуществления мер. Контроль, в свою очередь, заканчивается проведением соответствующих мероприятий. Но при подробном рассмотрении такого подхода становится, очевидно, что меры как таковые присутствуют как при контроле, так и при надзоре.

Кроме того, имеются прямо  противоположные точки зрения, что  надзор входит в контроль как его составная часть и что, наоборот, контроль входит в надзор1.

Федеральный Закон от 26.12.2008г. №294-ФЗ (с изм. ФЗ №242 от 18.07.2011г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дает следующие  определения контроля (надзора):

- государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

- федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом. Полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами;

- региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ввиду того, что законодатель не дает разграничения понятий «надзор» и «контроль», ограничиваясь определением контрольно-надзорных функций спектр трактовок исследователей без четкой законодательной привязки варьируется от отождествления понятий надзора и контроля до включения понятия надзора в понятие контроля в широком смысле или определения контроля в качестве первой стадии надзора.

Лушникова А.М. считает, что  сущность надзора заключается в юридически значимой (правоприменительной) деятельности государственных органов по разрешению конкретных юридических дел. Его целью является пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Признаками  надзора являются:

1) он осуществляется  только государственными органами;

2) он носит публичный  и государственно-властный характер  и связан с наблюдением за  соблюдением режима законности;

3) он осуществляется  в строгом соответствии с установленной  формой и установленной законодательством  процедурой;

4) его результаты имеют  соответствующее документальное  оформление;

5) в случае выявления  нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, надзорный орган имеет право выдавать поднадзорному лицу обязательное для исполнения предписание. При неисполнении данного предписания надзорный орган имеет право в судебном порядке разрешать данное дело (выступать в качестве истца в суде);

6) в случае выявления нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, надзорный орган имеет право по общему правилу применять к нарушителю меры административной ответственности и требовать привлечения соответствующих лиц к иной ответственности (в том числе дисциплинарной).

А сущность контроля, по словам Лушникова А.М., заключается в выявлении управомоченными субъектами нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Иначе говоря, его целью является определение соответствия деятельности подконтрольных субъектов требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Признаками  контроля являются:

1) он осуществляется  как государственными органами, так и иными управомоченными  субъектами (социальными партнерами, профсоюзами и др.);

2) он может носить  как публичный характер, так и осуществляться в рамках социально-партнерских отношений. В этих случаях может контролироваться и целесообразность деятельности подконтрольных субъектов, а не только ее законность;

3) его форма и процедура  контроля может определяться как в законодательном порядке, так и соглашением социальных партнеров;

4) его результаты имеют,  как правило, соответствующее  документальное оформление;

5) в случае выявления  нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, контрольный орган вправе требовать от подконтрольного лица устранения данных нарушений. Последнее обязано рассмотреть предъявленное требование. При неисполнении этого требования контрольный орган имеет право обратиться в надзорный орган либо в суд для устранения выявленных нарушений;

Информация о работе Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права