Законодательство и иные правовые акты о судах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 03:16, доклад

Краткое описание

Организация и деятельность судебных органов регулируются многочисленными нормативными правовыми актами, различными по своей правовой природе.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Применение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации регулируется положениями Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Вложенные файлы: 1 файл

законодательство о судах.docx

— 18.24 Кб (Скачать файл)

Законодательство и иные правовые акты о судах

 Организация и деятельность  судебных органов регулируются  многочисленными нормативными правовыми  актами, различными по своей правовой  природе.

 

  1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Применение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации регулируется положениями Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Важные разъяснения содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Общепризнанные принципы международного права - это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принципы всеобщего уважения прав человека, добросовестного выполнения международных обязательств, суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой, межгосударственного сотрудничества и солидарности государств. Общепризнанные нормы международного права - это правила по- ведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных. К числу общепризнанных норм международного права, касающихся организации и деятельности судов, следует отнести нормы, устанавливающие: - недопустимость применения пыток или жестоких, бесчеловеч- ных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания, право на гуманное отношение и уважение достоинства личности; - недопустимость произвольного ареста или содержания под стражей; - право арестованного или задержанного на судебную проверку законности ареста или задержания в срочном порядке, т.е. без нео- правданных проволочек, в течение разумного, достаточно краткого времени; - право задержанного или арестованного на заявление ходатайства об уведомлении членов семьи или иных лиц по его выбору о факте задержания или ареста и о месте, в котором он содержится; право на посещение членами семьи и переписку с ними; - право на компенсацию каждому, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей или незаконного осуждения; - право каждого обвиняемого в преступлении считаться неви- новным, пока виновность его не будет доказана согласно закону, т.е. презумпцию невиновности; - право на оказание квалифицированной юридической помощи со стороны компетентного адвоката и другие. Общепризнанные принципы и нормы международного права находят свое закрепление в международных пактах, конвенциях и иных документах. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, Совета Европы и др. Международный договор Российской Федерации — это между- народное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких 6 связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т. п.). При толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования. Например, применение судами Конвенции о защите прав человека и основных свобод должно осуществляться с учетом прецедентной практики Европейского Суда по правам человека. Среди международных договоров Российской Федерации, содер- жащих положения об организации и деятельности судебных и право- охранительных органов, важную роль играют: - Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ас- самблеей ООН 10 декабря 1948 г.; - Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.; - Международный пакт об экономических, социальных и культур- ных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.; - Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.; - Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и ос- новных свободах человека от 26 мая 1995 г.; - документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Большое значение имеют многосторонние и двусторонние договоры о правовой помощи, определяющие порядок взаимодействия судебных и следственных органов разных государств. Среди них: - Конвенция Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (вступила в силу 10 декабря 1994 г.); - Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. Определенное значение имеют рекомендательные нормы (так на- зываемые международные стандарты), в разработке которых основная роль принадлежит Конгрессу ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями. Документы Конгресса обычно подтверждаются резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Среди таких актов, имеющих рекомендательное значение: - Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (17 декабря 1979 г.); - Декларация принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (29 ноября 1985 г.); - Основные принципы независимости судей (13 декабря 1985 г.); - Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (9 декабря 1988 г.); 7 Конституция Российской Федерации 1993 г. занимает особое место среди законодательных актов, регулирующих вопросы организации и деятельности судов, поскольку имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Значение Конституции Российской Федерации в регулировании ор- ганизации и деятельности судебных органов заключается в следующем. 1. Конституция РФ закрепляет принципы организации и осущест- вления правосудия. К ним, в частности, относятся: равенство перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; осуществление правосудия только судом; участие граждан в отправлении правосудия; состязательность; презумпция невиновности и др. 2. Конституция Российской Федерации определяет основные права и свободы граждан. Применительно к отправлению правосудия особую значимость имеют равенство всех перед законом и судом, неприкосновенность личности, частной жизни, тайна переписки и сообщений, защита чести и доброго имени, неприкосновенность жилища, право на доступ к правосудию и судебную защиту, презумпция невиновности, право на получение квалифицированной юридической помощи и т. д. 3. Нормы Конституции РФ регулируют вопросы, возникающие при рассмотрении и разрешении судебных дел: например, недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона, свидетельский иммунитет (т.е. право лица не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом) и др. 4. Конституция РФ устанавливает основы судебной власти — не- прикосновенность и несменяемость судей, запрет на создание чрезвычайных судов и др. Федеральные конституционные и федеральные законы. В развитие конституционных положений принят ряд федеральных конституционных и федеральных законов, регулирующих вопросы организации и деятельности судебных и правоохранительных органов. Заметим, что в Конституции РФ термин «федеральный закон» ис- пользуется для обозначения всех законов, принимаемых федеральным законодателем: как федеральных законов, принимаемых в обычном порядке, так и федеральных конституционных законов (например, ч. 2 ст. 4, ч. 3 ст. 55, ч. 5 ст. 76, ч. 1 и 3 ст. 115, ч. 2 ст. 121, ч. 2 и 4 ст. 125), а также в более узком смысле - для обозначения обычных федеральных законов в отличие от федеральных конституционных законов (например, ч. 2 ст. 105, ст. 107, ч. 5 ст. 129). Федеральные конституционные законы - это законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108). При этом Конституция РФ исходит из верховенства федеральных конституционных законов по отношению к федеральным законам: 8 устанавливая, что и федеральные законы и федеральные конституционные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории России (ч. 1 ст. 76), она одновременно закрепляет, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76), и предусматривает особый порядок принятия федеральных конституционных законов (ч. 1 ст. 108). Вопросы организации и деятельности судебной системы Российской Федерации в целом и отдельных судов регулируют помимо Конституции РФ следующие законы: - О судебной системе Российской Федерации. Федеральный консти- туционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ; - О судах обшей юрисдикции в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ; - О военных судах Российской Федерации. Федеральный конститу- ционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ; - Об арбитражных судах в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ; - О Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ; - О мировых судьях в Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ; - Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ; - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ; - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3; - Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95- ФЗ; - Кодекс Российской Федерации об административных правонару- шениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Статусу судей, присяжных и арбитражных заседателей приняты законы: - О статусе судей в Российской Федерации. Закон РФ от 26 июня 1992 г.; - О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-Ф3; - Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ; О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ. - Об органах судейского сообщества в Российской Федерации. Фе- деральный закон от 14 марта 2002 года № ЗО-ФЗ. 9 Организация обеспечения деятельности судов и исполнения судебных решений регулируются также законами: - О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ; - О судебных приставах. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ; - Об исполнительном производстве. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ.

Информация о работе Законодательство и иные правовые акты о судах