Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является изучение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно- правовых актов, содержащих нормы трудового права. Задачи: - Рассмотреть понятия контроля и надзора в области трудовых прав; - Изучить систему органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права и их полномочия;
- Рассмотреть государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности;

Содержание

Введение 3
1. Понятие контроля и надзора в области трудовых прав граждан 5
2. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права 12
2.1. Система органов государственного контроля и надзора 12
2.2. Федеральная инспекция труда и ее полномочия 14
2.3. Правовой статус государственных инспекторов труда 18
2.4. Проведение проверок 21
2.5. Обжалование решений государственных инспекторов труда. Ответственность за нарушение трудового законодательства, за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда, ответственность государственных инспекторов труда 24
3. Прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов 26
4. Специализированные государственные инспекции 31
Заключение 41
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с процессуальным законодательством РФ органы прокуратуры  осуществляют надзор за законностью  решений, выносимых судами общей  юрисдикции по трудовым делам1.

Необходимость прокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде вызвана тем, что большинство работников не спешат подавать заявление в суд по поводу защиты своих прав, даже если нарушения являются очевидными. Такая ситуация объясняется различными причинами: одни работники не идут на конфликт с работодателем, так как считают его наиболее сильным партнером, в результате чего могут пострадать сами, другие в связи с процессуальными сомнениями не могут правильно выбрать форму оспаривания данного акта, грамотно и доступно объяснить суду, какое именно его право было нарушено работодателем.

Источником выявления нарушений  законодательства о труде, помимо непосредственных обращений граждан в суд с заявлениями по поводу нарушенных прав, является проведение прокурором проверок. Поводом для проведения проверок прокурором могут служить: поручение вышестоящего прокурора, плановые мероприятия, объявления о наличии указанных нарушений в средствах массовой информации и др. Самыми результативными являются комплексные проверки, в процессе осуществления которых возрастает процент выявления нарушений законодательства о труде1.

Порядок проведения проверок, обследований регламентируется, законодательством Российской Федерации. В частности в Законе о прокуратуре определены порядок осуществления надзора и контроля органами прокуратуры, меры прокурорского реагирования.

Федеральным законом  от 26 декабря 2008 г. №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 18.07.2011 г.) регламентирован порядок осуществления деятельности по защите прав работников территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости. Аналогичное положение содержится в ст. 22 Закона о прокуратуре.

Следовательно, деятельность этих органов (федеральной инспекции труда и прокуратуры) обеспечена равноценными по своей природе правовыми средствами. В частности они вправе беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц, требовать необходимые для осуществления контрольно-надзорной деятельности документы.

Между тем, меры прокурорского реагирования отличаются от мер, применяемых государственными инспекторами труда. Так, прокурор или его заместитель вправе возбудить производство об административном правонарушении, потребовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостеречь о недопустимости нарушения закона. Для этого он вправе принести протест, подлежащий обязательному рассмотрению в установленные законом сроки; внести представление об устранении нарушений закона; вынести постановление о привлечении к административной ответственности.

Государственный инспектор  труда вправе воспользоваться несколько  иными мерами защиты. Он вправе выдать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений; составить протокол об административных правонарушениях (привлечь к административной ответственности) в пределах полномочий; подготовить иные материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместе с тем, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, в том числе осуществляющими надзор и контроль, вправе: освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовать противоречащие закону правовые акты; обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; внести представление об устранении нарушений закона1.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор может выступить в защиту неопределенного круга работников путем предъявления в суде требований о признании недействующими нормативных правовых актов. В частности, Генеральная прокуратура РФ может обращаться с заявлением о признании недействующими любых нормативных правовых актов в сфере труда. При этом реализация надзорных полномочий прокуроров в сфере нормативного регулирования заканчивается обращением в суд, который по заявлению прокурора может признать нормативный правовой акт недействующим.

В соответствии со ст. 3, 39 ГПК РФ прокурор может выступить в защиту прав и свобод конкретного гражданина только на основании поданного им заявления. Однако прокурор не имеет властных полномочий для воздействия на работодателя, допустившего нарушение трудовых прав гражданина. В связи, с чем при защите прав и законных интересов конкретного гражданина прокурор может потребовать их устранения в судебном порядке. Причем обращение прокурора в суд в защиту конкретного гражданина может состояться на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно защитить свои права. К числу таких причин может быть отнесено отсутствие у работника навыков для ведения судебного дела о восстановлении нарушенного права. Следовательно, для обращения прокурора в защиту трудовых прав конкретного гражданина должны быть доказаны следующие юридически значимые обстоятельства: 1) наличие обращения гражданина к прокурору с целью защиты нарушенного права, что подтверждается письменным заявлением гражданина; 2) наличие уважительных причин для вступления прокурора в гражданский процесс с целью защиты прав конкретного гражданина. Данное обстоятельство также подтверждается заявлением гражданина, в котором изложены такие причины, и указанием на данные причины в заявлении прокурора, подаваемом в суд. Таким образом, при осуществлении надзорных функций по защите прав и свобод конкретного гражданина прокурор также не имеет властных полномочий для воздействия на работодателя с целью устранения допущенных им нарушений. Поэтому в принудительной форме прокурор может восстановить нарушенное право лишь в судебном порядке1.

 

4. Специализированные  государственные инспекции

 

Кроме Федеральной инспекции  труда функционируют и другие специализированные государственные органы и инспекции. К таким специализированным государственным инспекциям относятся следующие.

1) Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности - осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности (Ростехнадзор), который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефте-газоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

Органы указанного надзора  вправе следить за соблюдением государственных  нормативных требований охраны труда  на объектах угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазо-перерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности. При исполнении обязанностей по надзору за безопасным ведением работ работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, независимы и подчиняются только закону.

2) Государственный энергетический надзор - осуществляется за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области энергетического надзора.

При проведении контрольно-надзорных  мероприятий работники федерального органа исполнительной власти в области энергетического надзора независимы и подчиняются только закону.

Основной задачей надзора  является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и  теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки (далее - топливно-энергетические ресурсы) на предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от формы собственности.

Органы и учреждения энергонадзора осуществляют надзор:

- за проведением организациями мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг) на стадиях добычи (производства), переработки, хранения, транспортировки и реализации, разработки, проектирования, изготовления, наладки и эксплуатации энерго- и топливопотребляющего, а также теплоутилизирующего оборудования;

- обеспечением организациями  безопасности основных сооружений  гидравлических и тепловых электростанций;

- соблюдением организациями  правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией и газом;

- организацией учета  производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;

- проведением организациями  балансовых энергетических испытаний  действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых  энергоемких установок и оборудования;

- эффективностью использования  средств федерального бюджета, направляемых на цели энергосбережения.

Работникам энергетического  надзора предоставляется право:

- давать обязательные  для всех организаций предписания  о ликвидации нарушений правил  устройства электрических установок,  технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, пользования электрической и тепловой энергией и газом, а также других нарушений в пределах своей компетенции;

- требовать от руководителей  организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека;

- осуществлять контроль  за своевременной проверкой знания  персоналом, обслуживающим электрические  и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;

- давать обязательные  для руководителей организаций  указания об отстранении от  работы на электрических и  теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;

- принимать в установленном  порядке участие в расследовании  обстоятельств и причин аварий  и тяжелых несчастных случаев,  связанных с эксплуатацией электрических и тепло-использующих установок;

- осуществлять допуск  в эксплуатацию новых и реконструированных  электрических и теплоиспользующих  установок;

- давать организациям  обязательные предписания об  установке приборов учета, систем  контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;

- проверять соответствие  проектов новых и реконструируемых  электрических, топливо- и теплоиспользующих  установок действующим правилам  техники безопасности при эксплуатации  этих установок и требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений;

- беспрепятственно входить  в любое время суток в помещения  электрических, топливо- и теплоиспользующих  установок по предъявлении служебного удостоверения.

Органы и учреждения энергонадзора в соответствии с  возложенными на них задачами:

- участвуют в установленном  порядке в работах по сертификации  электрических установок, приборов  и систем учета и других  поднадзорных ему работ и услуг;

- участвуют в лицензировании  работ в области энергетики  и использования нефтепродуктов  в пределах полномочий, предоставляемых  Министерством промышленности и  энергетики РФ;

- организуют и проводят  обязательные энергетические и  энергоэкономические обследования организаций независимо от формы собственности в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6 тыс. тонн условного топлива или более 1 тыс. тонн моторного топлива, а также организаций с годовым потреблением менее 6 тыс. тонн условного топлива по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- выдают свидетельства  о взрывобезопасности электрооборудования  на стадии серийного производства (кроме электрического оборудования для горнодобывающих предприятий);

- заключают договоры  с юридическими и физическими  лицами;

- осуществляют научно-техническую  и информационную деятельность;

- разрабатывают и издают  нормативно-техническую документацию.

Органы и учреждения энергонадзора имеют право:

- запрашивать у организаций  необходимые сведения и материалы  по вопросам, относящимся к области  государственного энергетического  надзора;

- привлекать по согласованию  с руководителями организаций  специалистов для проведения работ, связанных с осуществлением государственного энергетического надзора, и составления экспертных заключений1.

Информация о работе Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права