Государственная политика в сфере занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ современного состояния и перспектив развития государственной политики в сфере занятости населения. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи: 1. изучить правовые основы государственного регулирования занятости в Российской Федерации;
2. выделить основные направления реализации государственной политики занятости населения в Российской Федерации;
3. рассмотреть пути совершенствования занятости населения в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовые основы государственного регулирования занятости в РФ 6
1.1 Правовая база 6
1.2 Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда 11
Глава 2. Основные направления реализации государственной политики занятости населения в Российской Федерации 16
2.1 Государственное регулирование занятости населения 16
2.2 Основные направления политики занятости 24
Глава 3. Пути совершенствования занятости в современной России 31
3.1 Государственная программа содействия занятости населения 31
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

· предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

· развитие человека;

· поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

· сочетание самостоятельности  органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

· координацию деятельности в области занятости населения  с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

· международное сотрудничество в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения:

  1. федеральный или общегосударственный,
  2. субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);
  3. местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Каждая из этих программ состоит из четырех крупных блоков:

1. аналитического (сбор  статистической и аналитической  информации о занятости, установление  актуальности проблемы занятости  в конкретной местности, регионе  или на уровне государства  в целом);

2. программно-целевого (формулировка  конкретной цели и составление программы обеспечения занятости);

3. ресурсно-обеспечивающего  (своевременное и полное обеспечение  всех программ необходимыми материальными,  людскими и другими видами  ресурсов);

4. организационно-координирующего  (организация, контроль и, при необходимости, координация выполнения программы).

Политика занятости  на федеральном уровне включает определение  совокупности правовых, экономических, организационных мер и нормативных  актов, необходимых для создания и регулирования отношений между субъектами рынка труда, а также определение меры допустимых социально-экономических последствий перехода к рынку в сфере занятости - предельно допустимый уровень и продолжительность безработицы, размеры квот и стимулирование приема на работу социально незащищенных групп населения, минимально допустимый объем бюджетных средств на выплату пособий, целесообразный уровень переподготовки и создания общественных работ. Политика занятости предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские и региональные программы занятости. Определяются территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. С целью реализации политики занятости на всей территории России формируется Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения.

Главными направлениями политики занятости на федеральном уровне сегодня становятся:

· преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением  объемов производства, инфляцией  и имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест;

· сдерживание массового  высвобождения работающих, прежде всего, на градообразующих предприятиях;

· создание условий для  развития и расширения занятости  в альтернативных, негосударственных  секторах экономики;

· обеспечение эффективной  целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения;

· дополнительное содействие занятости групп трудоспособного  населения, испытывающих особые трудности  с трудоустройством;

· смягчение последствий  долговременной безработицы.

Основная задача политики государства по экономике и поддержке занятости: - сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.

Кроме того политика занятости  федерального уровня предусматривает  создание системы правового регулирования  и организации межгосударственных отношений со странами СНГ и другими зарубежными государствами по поводу миграционного обмена и пенсионного обеспечения в случаях добровольного и вынужденного переселения, по вопросам найма и социальной защиты при выезде на временные заработки или откомандирование на работу в другое государство, т.е. к функциям федерального уровня относится выработка правовых норм, обеспечивающих включение России как равноправного партнера в международный рынок труда.

На региональном уровне политика занятости означает содействие полной, продуктивной работе и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд на территориях, находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня (республики, края, области, автономной области, автономного округа, р-на и города). Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется  в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и  местных программ содействия занятости  населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Обычно региональные программы занятости населения  делятся на три уровня:

1. республиканская проблема  занятости населения, которая  содержит набор мероприятий, реализуемых  только на уровне республики;

2. областная (краевая)  программа определяет мероприятия  по занятости населения в рамках  данного уровня, например, выделение  городов приоритетного развития;

3. районная (городская)  программа занятости. Она представляет  собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.

На мой взгляд, политика занятости разработана с учетом всех важных элементов обеспечения занятости населения, кроме того, реализация политики занятости является приоритетным направлением как на федеральном, так и на региональном уровнях.

 

 

 

 

Глава 3. Пути совершенствования занятости  в современной России

3.1 Государственная программа содействия занятости населения

Система финансирования государственной политики занятости  населения, принятая в 2001 году предполагала, что мероприятия по социальной поддержке безработных будут финансироваться и из региональных и местных бюджетов, пожертвований граждан, средств, получаемых службой занятости от оказания платных услуг работодателям. Однако на практике оказалось, что объемы финансирования за счет средств региональных и местных бюджетов незначительны.

Финансирование активных программ из местного бюджета было крайне затруднено по ряду причин, главной  из которых являлся недостаток средств  у местных, как правило, дефицитных бюджетов. Показатели валового регионального продукта регионов позволяют сделать вывод о том, что почти половину ВВП страны обеспечивали всего 10 регионов России из 89. Анализ изменения бюджетной политики свидетельствует о том, что федеральный центр все больше доходов муниципальных образований забирал в Федеральный бюджет, перекладывая при этом социальные расходы на региональные бюджеты. В результате активные программы содействия занятости населения финансировались лишь на 30% от потребностей рынка труда. Складывается впечатление, что федеральные органы власти отстранились от проблем занятости населения, передавая их решение местным органам власти. Результатом такой политики государства стало отсутствие четкой концепции занятости, направленной на развитие трудовых ресурсов страны и повышение уровня жизни населения.

Новая модель занятости  заключается в переходе от избыточной занятости с низкой производительностью  труда к сочетанию низкого уровня безработицы с высокопроизводительной занятостью. Поэтому при разработке стратегии активной политики занятости необходимо обратить внимание на повышение качества рабочей силы.

Исходя из этого, приоритетные направления активной политики занятости  предполагают следующие меры:

- уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;

- снижать риск безработицы среди выпускников учебных заведений, корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях;

- обеспечить выделение  работодателями необходимых средств  на подготовку кадров, а также  опережающую переподготовку высвобожденных  работников для новых сфер приложения труда;

- обеспечить развитие  и совершенствование гибкой, ориентированной  на трудоустройство, системы профессионального  обучения безработных граждан  и незанятого населения, адекватную  потребностям рыночной экономики;

- развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;

- развивать систему  профориентации и психологической  поддержки населения;

- уделять особое внимание  сохранению эффективно используемых  и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;

- в соответствии с  программой структурной перестройки  экономики предусмотреть меры по переподготовке и трудоустройству высвобожденных работников;

- содействовать трудоустройству  слабозащищенных слоев населения  (инвалиды, молодежь, беженцы, вынужденные  переселенцы и др.), развивать  общественные работы, разрабатывать и реализовывать целевые программы для молодежи, стимулировать работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений.

Исходя из всего выше изложенного можно сделать вывод, что в развитии рынка труда  современной экономики России прослеживаются следующие тенденции:

1. Для современной  экономики характерен рост естественной  нормы безработицы. Экономический  спад которой, обостряет проблему  безработицы.

2. Сохранение перегруженности  рабочей силой большинства крупных  и средних предприятий является важной особенностью российской модели реформ

3. Усугубляется несоответствие  между быстро изменяющейся структурой  спроса на рынке труда и  сложившейся ранее профессионально  - квалификационной составе рабочей  силы.

Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.

Современный российский рынок труда характеризуется  несбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода российской экономики  из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.

Констатировав возможный  рост безработицы в 2009 году, правительство впервые признало социальные последствия финансового кризиса. Поддержке рынка труда и социальной поддержке населения в ходе кризиса посвящено четыре пункта плана правительства из 55 и отдельная глава проекта (табл. 1).

 

Таблица 1. Поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан

Содержание мероприятия

Вид документа (действий)

Сроки

Ответственные исполнители

Проведение еженедельного  мониторинга по субъектам Российской Федерации увольнения работников в  связи с ликвидацией организаций  либо сокращением численности или  штата работников, а также неполной занятости работников организации

ведомственные акты Минздравсоцразвития России

ноябрь 2008 г.

Минздравсоцразвития России

Организация работы консультационных пунктов, "горячих линий" и предувольнительных консультаций для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр

ведомственные акты Минздравсоцразвития России

ноябрь 2008 г.

Минздравсоцразвития России

Увеличение объемов  финансирования мероприятий активной политики занятости населения с  учетом ситуации на региональных рынках труда

проект федерального закона, проект постановления Правительства Российской Федерации

ноябрь 2008 г.

Минздравсоцразвития России Минфин России Минрегион России

Увеличение размера  максимальной величины пособия по безработице

проект федерального закона, проект постановления Правительства РФ

I квартал2009 г.

Минздравсоцразвития России Минфин России

Информация о работе Государственная политика в сфере занятости