Государственная политика в сфере занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ современного состояния и перспектив развития государственной политики в сфере занятости населения. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи: 1. изучить правовые основы государственного регулирования занятости в Российской Федерации;
2. выделить основные направления реализации государственной политики занятости населения в Российской Федерации;
3. рассмотреть пути совершенствования занятости населения в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовые основы государственного регулирования занятости в РФ 6
1.1 Правовая база 6
1.2 Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда 11
Глава 2. Основные направления реализации государственной политики занятости населения в Российской Федерации 16
2.1 Государственное регулирование занятости населения 16
2.2 Основные направления политики занятости 24
Глава 3. Пути совершенствования занятости в современной России 31
3.1 Государственная программа содействия занятости населения 31
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Анализируя принципы организации и направления государственного воздействия на занятость в переходный период, можно сказать что в  условиях высокого уровня безработицы  и необходимости выплаты пособий большому числу безработных не были реализованы страховые принципы функционирования Государственного фонда занятости, поскольку распределение средств среди безработных осуществлялось вне зависимости от сделанных ими отчислений. Пособия по безработице определялись в зависимости от объема ресурсов этого фонда, средства которого использовались преимущественно в рамках пассивной политики, в т.ч. и на другие виды материальной поддержки безработным – оплату жилья, коммунальных услуг, пособия на транспорт, а также выплаты, связанные с преждевременным выходом на пенсию безработных.

В рамках активной политики наиболее значительными были следующие виды расходов:

- инвестиционная помощь органов  службы занятости по поддержанию  жизненно важных предприятий и льготные кредиты малым предприятиям;

- финансовая помощь крупным  предприятиям государственной формы  собственности в целях сохранения  рабочих мест, а также предприятиям  социальной сферы;

 - обучение и переобучение безработных в соответствии с тенденциями спроса;  
- организация общественных работ.

Весьма перспективным направлением содействия занятости следует считать  деятельность государства по поддержке  и ускорению развития малого предпринимательства, рост на его основе занятости в  стране. Несмотря на возрастающие масштабы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства - в 2005 г. в объеме 1,5 млрд.руб., в 2007 г. 3 млрд.руб., а при реализации программы развития малого и среднего бизнеса на 2005-2008 гг. Минэкономразвития России – 17 млрд.руб. Россия отстает по уровню развития малого предпринимательства от стран с развитой рыночной экономикой. При доле занятости в этом секторе трудоспособного населения на уровне 17-19% его доля в ВВП составляет 10-12% по сравнению с 50-60% в других странах. Оценивая результативность государства в сфере занятости, необходимо подчеркнуть следующие моменты: государственное воздействие позволило добиться существенного сокращения безработицы и провести широкий комплекс мер по реализации активной политики. Вместе с тем, необходимо отметить основные негативные аспекты государственной политики, появившиеся в отсутствии долгосрочной концепции политики государства на рынке труда в изменившихся макроэкономических условиях, в хроническом кризисе государственного финансирования в лице такого института, как Государственный фонд занятости. Очевидна недостаточная эффективность реализованных государственной службой занятости программ и отсутствие их интеграции с программами социально-экономического развития.

Неравномерные процессы формирования рыночных отношений с учетом сложившейся в стране системы разделения общественного труда и территориального размещения производительных сил нашли свое выражение в непропорциональном размещении трудоспособного населения по территории и дифференциации в уровне и масштабах безработицы. В 17 субъектах Российской Федерации уровень безработицы превышал общероссийский в 2 и более раза.

Наряду с неравномерностью в  уровне безработицы и разнонаправленным  изменениям в занятости в условиях переходного к рынку периода (в одних регионах занятость снижалась, в других возрастала) региональные рынки труда характеризовались преобладанием скрытых процессов в сфере занятости. Это проявляется в скрытой безработице, вынужденных администрацией внеочередных неоплаченных или частично оплаченных отпусках, распространении неполной занятости.

Особенности социально-экономического развития, а также состояние рынка  труда и занятости регионов как  объекта государственного регулирования  делали неизбежным различия в направленности региональной политики занятости. Последняя – это органическая часть национальной государственной политики с применением принципов дифференциации. Она постепенно приводит к формированию самостоятельных систем регулирования занятости на региональном уровне, призванных способствовать преодолению болезненных явлений, связанных с переходом к рынку.  
Только на уровне регионов могут успешно решаться вопросы достижения сбалансированности спроса на рабочую силу и ее предложения, максимальной увязки долгосрочных и среднесрочных потребностей в рабочей силе со стороны предприятий и организаций региона с системой профессиональной подготовки рабочей силы. Вместе с тем региональная политика занятости не может быть признана достаточно эффективной. Из-за нехватки финансовых ресурсов в регионах не в полной мере развертывается работа по борьбе с безработицей. Недостаточное внимание уделяется повышению качества рабочей силы с учетом требований социально-экономического развития. При этом государство, реализуя политику выравнивания бюджетного обеспечения регионов, не может обеспечить приемлемый уровень оздоровления региональных бюджетов. В результате первоочередными в регионе становятся меры по организации материальной поддержки безработных.

Более того, трансформация системы финансирования политики занятости, связанная с ликвидацией Государственного фонда занятости и переходом на бюджетное финансирование, привела к тому, что региональные службы занятости фактически лишились возможности оказывать финансовую поддержку безработным в виде предоставления ссуд на открытие собственного дела.

При неоднозначной оценке результативности государственной  политики в сфере занятости в  регионе, необходимо подчеркнуть важность накопленного опыта по регулированию  регионального рынка труда и развертыванию активной политики в этой сфере. Вместе с тем отсутствуют методы оценки и анализа результативности деятельности служб занятости на местах и, прежде всего, оценки эффективности затрат на мероприятия по содействию занятости по основным направлениям, что свидетельствует о многих неиспользованных резервах совершенствования их деятельности.

Средние показатели за 2011 год:

Количество безработных - 5000000 человек (89,1% от уровня 2010 года)

Уровень безработицы - 6,6% (7,5% в 2010 году)

Количество безработных, зарегистрированных в гос.службах занятости - 1400000 человек (76,3% от уровня 2010 года)

Уровень зарегистрированной безработицы - 1,9%

Количество экономически активного населения - 75 800 000 человек

Показатели на конец 2011 года:

Уровень безработицы - 6,1% (7,2% в 2010 году)

Количество безработных - 4 600 000 человек (86,1% от уровня 2010 года)

Количество безработных, зарегистрированных в гос.службах занятости - 1300000 человек (80,9% от уровня 2010 года).

Также нельзя положительно оценить и высокую долю преобладающей  части экономически активного населения на крупных и средних предприятиях и низкую динамику уменьшения данного показателя, что подтверждает низкий уровень развития и роль малого бизнеса в стране. Здесь опять же ситуация обратная сложившейся во многих экономически развитых странах.  
На основе проведенного анализа видно, что нет прогресса и в выравнивании уровня безработицы по территории страны (рис.1).

Высокая степень дифференциации регионов по уровню безработицы продолжает увеличиваться. Все это в целом показывает низкую эффективность деятельности госорганов занятости, а соответственно и низкую эффективность государственной политики на рынке труда. Меры государственного воздействия на рынок труда должны быть оценены с позиции учета интересов работников и предпринимателей. Государственное регулирование занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:

  1. Поддержка индивидуальных частных предпринимателей — ремесленничество, надомный труд и т.д., т.е. занятость, не требующая крупных затрат.
  2. Создание в регионах частных бюро содействия занятости (без права признания ищущих работу в качестве безработных) для оказания содействия в трудоустройстве и самостоятельной занятости элитарным клиентам (т.е. той профессионально подготовленной части населения, которая никогда не обратится в бюро по трудоустройству или за пособием). Создание таких бюро должно быть исключительным правом органов государственной власти субъектов Федерации.
  3. Создание специальных предприятий для организации общественных работ (средства на оплату труда резервируются за счет регионального фонда занятости, средства на материальные затраты — из региональных и местных бюджетов).
  4. Организация переобучения работников, подлежащих сокращению без прекращения с ними трудового договора.
  5. Использование администрациями регионов права на передачу части земельного фонда всем желающим инвесторам (в том числе иностранным) под обязательство создать новые предприятия (новые рабочие места), материальная и финансовая поддержка их создания.
  6. Принятие в особых случаях мер по развитию частной индивидуальной деятельности.
  7. Создание специальных предприятий для обеспечения надомного труда.
  8. Создание предприятий для организации общественных работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д.
  9. Создание новых казенных предприятий на базе определенных федеральными органами несостоятельных предприятий.
  10. Обеспечение специальных программ внутренней миграции населения из кризисных районов.

2.2 Основные направления политики занятости

В целях предотвращения резкого роста безработицы и перехода ее в застойное состояние политика занятости должна одновременно развиваться по двум основным направлениям: активному и пассивному. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.

Первое направление  политики занятости - развитие занятости в экономике - должно осуществляться, прежде всего, путем повышения ее эффективности и доходности, а также ориентации на создание прогрессивной отраслевой структуры.

В числе приоритетных мер данного блока в современных  условиях следует назвать следующие:

1. Субсидирование занятости  на перспективных предприятиях  с целью сохранения у них  трудового потенциала в рамках  политики их «точечной» поддержки.  Субсидирование занятости при  этом осуществляется путем:

· временного частичного или полного возмещения работодателям затрат на заработную плату;

· выплаты компенсаций  работникам, вынужденно недозанятым  в период санации производства;

· бесплатного для  предприятий и работников переобучения кадров в государственных образовательных  структурах, организации и проведения опережающей переподготовки работников, находящихся под риском увольнения.

2. Создание на базе  неперспективных предприятий, подлежащих  ликвидации, мини-цехов другого профиля,  микропроизводств и других малых  форм.

3. Создание новых рабочих мест в сфере малого и среднего частного предпринимательства, развитие самозанятости.

4. Организация оплачиваемых  общественных работ, означающих  предоставление безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов управления.

5. Стимулирование и  методическое обеспечение создания  на предприятиях режимов добровольной  занятости на условиях неполного  рабочего времени для отдельных  социально-демографических групп  населения (женщин, воспитывающих детей; учащейся молодежи; лиц с пониженной трудоспособностью и т.д.), сочетающих работу с выполнением других социальных обязанностей.

Второй блок регулирующих мер политики занятости касается развития социально обоснованных видов  «незанятости» - обучения, ухода за престарелыми и инвалидами, пребывания на пенсии, и основной путь здесь - поэтапное расширение границ социального обеспечения (критериев, сроков, размеров выплат и т.д.).

Среди наиболее актуальных мер данного блока можно выделить следующие:

1. Формирование установки  для распространения практики  досрочного выхода на пенсию  для работников предприятий (организаций,  учреждений) по достижении ими  определенного возраста или стажа  работы.

2. Выработка стратегии  дальнейшего стимулирования занятости женщин по уходу за малолетними и несовершеннолетними детьми.

3. Восстановление обязательного  полного среднего общего образования  при усилении профориентированности  в сочетании работы с учебой  в старших классах общеобразовательных  школ.

4. Регулирование рынка профессий на основе более полного учета при подготовке специалистов потребности предприятий и организаций в соответствующих профессиях.

5. Установление минимального  стандарта первичного профессионального  образования.

Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.

Таким образом, можно  сделать вывод. Что проведение государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.

Политика занятости  является комплексной политикой, направленной не только на снижение негативного влияния рынка, но и на обеспечение и развитие трудового потенциала общества. В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:

· развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального  рынка труда;

· обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации в реализации права  на добровольный труд и свободный  выбор занятости;

· создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан

· обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости  граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

Информация о работе Государственная политика в сфере занятости