Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:28, курсовая работа
Целью данной работы является анализ современного состояния и перспектив развития государственной политики в сфере занятости населения. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи: 1. изучить правовые основы государственного регулирования занятости в Российской Федерации;
2. выделить основные направления реализации государственной политики занятости населения в Российской Федерации;
3. рассмотреть пути совершенствования занятости населения в Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Правовые основы государственного регулирования занятости в РФ 6
1.1 Правовая база 6
1.2 Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда 11
Глава 2. Основные направления реализации государственной политики занятости населения в Российской Федерации 16
2.1 Государственное регулирование занятости населения 16
2.2 Основные направления политики занятости 24
Глава 3. Пути совершенствования занятости в современной России 31
3.1 Государственная программа содействия занятости населения 31
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Анализируя принципы
организации и направления
В рамках активной политики наиболее значительными были следующие виды расходов:
- инвестиционная помощь органов
службы занятости по
- финансовая помощь крупным
предприятиям государственной
- обучение и переобучение безработных
в соответствии с тенденциями спроса;
- организация общественных работ.
Весьма перспективным
Неравномерные процессы формирования рыночных отношений с учетом сложившейся в стране системы разделения общественного труда и территориального размещения производительных сил нашли свое выражение в непропорциональном размещении трудоспособного населения по территории и дифференциации в уровне и масштабах безработицы. В 17 субъектах Российской Федерации уровень безработицы превышал общероссийский в 2 и более раза.
Наряду с неравномерностью в
уровне безработицы и
Особенности социально-экономического
развития, а также состояние рынка
труда и занятости регионов как
объекта государственного регулирования
делали неизбежным различия в направленности
региональной политики занятости. Последняя
– это органическая часть национальной
государственной политики с применением
принципов дифференциации. Она постепенно
приводит к формированию самостоятельных
систем регулирования занятости на региональном
уровне, призванных способствовать преодолению
болезненных явлений, связанных с переходом
к рынку.
Только на уровне регионов могут успешно
решаться вопросы достижения сбалансированности
спроса на рабочую силу и ее предложения,
максимальной увязки долгосрочных и среднесрочных
потребностей в рабочей силе со стороны
предприятий и организаций региона с системой
профессиональной подготовки рабочей
силы. Вместе с тем региональная политика
занятости не может быть признана достаточно
эффективной. Из-за нехватки финансовых
ресурсов в регионах не в полной мере развертывается
работа по борьбе с безработицей. Недостаточное
внимание уделяется повышению качества
рабочей силы с учетом требований социально-экономического
развития. При этом государство, реализуя
политику выравнивания бюджетного обеспечения
регионов, не может обеспечить приемлемый
уровень оздоровления региональных бюджетов.
В результате первоочередными в регионе
становятся меры по организации материальной
поддержки безработных.
Более того, трансформация системы финансирования политики занятости, связанная с ликвидацией Государственного фонда занятости и переходом на бюджетное финансирование, привела к тому, что региональные службы занятости фактически лишились возможности оказывать финансовую поддержку безработным в виде предоставления ссуд на открытие собственного дела.
При неоднозначной оценке результативности государственной политики в сфере занятости в регионе, необходимо подчеркнуть важность накопленного опыта по регулированию регионального рынка труда и развертыванию активной политики в этой сфере. Вместе с тем отсутствуют методы оценки и анализа результативности деятельности служб занятости на местах и, прежде всего, оценки эффективности затрат на мероприятия по содействию занятости по основным направлениям, что свидетельствует о многих неиспользованных резервах совершенствования их деятельности.
Средние показатели за 2011 год:
Количество безработных - 5000000 человек (89,1% от уровня 2010 года)
Уровень безработицы - 6,6% (7,5% в 2010 году)
Количество безработных, зарегистрированных в гос.службах занятости - 1400000 человек (76,3% от уровня 2010 года)
Уровень зарегистрированной безработицы - 1,9%
Количество экономически активного населения - 75 800 000 человек
Показатели на конец 2011 года:
Уровень безработицы - 6,1% (7,2% в 2010 году)
Количество безработных - 4 600 000 человек (86,1% от уровня 2010 года)
Количество безработных, зарегистрированных в гос.службах занятости - 1300000 человек (80,9% от уровня 2010 года).
Также нельзя положительно
оценить и высокую долю преобладающей
части экономически активного населения на крупных и средних предприятиях
и низкую динамику уменьшения данного
показателя, что подтверждает низкий уровень
развития и роль малого бизнеса в стране.
Здесь опять же ситуация обратная сложившейся
во многих экономически развитых странах.
На основе проведенного анализа видно,
что нет прогресса и в выравнивании уровня
безработицы по территории страны (рис.1).
Высокая степень дифференциации регионов по уровню безработицы продолжает увеличиваться. Все это в целом показывает низкую эффективность деятельности госорганов занятости, а соответственно и низкую эффективность государственной политики на рынке труда. Меры государственного воздействия на рынок труда должны быть оценены с позиции учета интересов работников и предпринимателей. Государственное регулирование занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:
В целях предотвращения резкого роста безработицы и перехода ее в застойное состояние политика занятости должна одновременно развиваться по двум основным направлениям: активному и пассивному. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Первое направление политики занятости - развитие занятости в экономике - должно осуществляться, прежде всего, путем повышения ее эффективности и доходности, а также ориентации на создание прогрессивной отраслевой структуры.
В числе приоритетных
мер данного блока в
1. Субсидирование занятости
на перспективных предприятиях
с целью сохранения у них
трудового потенциала в рамках
политики их «точечной»
· временного частичного или полного возмещения работодателям затрат на заработную плату;
· выплаты компенсаций работникам, вынужденно недозанятым в период санации производства;
· бесплатного для
предприятий и работников переобучения
кадров в государственных
2. Создание на базе
неперспективных предприятий,
3. Создание новых рабочих мест в сфере малого и среднего частного предпринимательства, развитие самозанятости.
4. Организация оплачиваемых
общественных работ,
5. Стимулирование и
методическое обеспечение
Второй блок регулирующих мер политики занятости касается развития социально обоснованных видов «незанятости» - обучения, ухода за престарелыми и инвалидами, пребывания на пенсии, и основной путь здесь - поэтапное расширение границ социального обеспечения (критериев, сроков, размеров выплат и т.д.).
Среди наиболее актуальных
мер данного блока можно выдели
1. Формирование установки
для распространения практики
досрочного выхода на пенсию
для работников предприятий (
2. Выработка стратегии дальнейшего стимулирования занятости женщин по уходу за малолетними и несовершеннолетними детьми.
3. Восстановление обязательного
полного среднего общего
4. Регулирование рынка профессий на основе более полного учета при подготовке специалистов потребности предприятий и организаций в соответствующих профессиях.
5. Установление минимального
стандарта первичного
Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.
Таким образом, можно сделать вывод. Что проведение государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.
Политика занятости является комплексной политикой, направленной не только на снижение негативного влияния рынка, но и на обеспечение и развитие трудового потенциала общества. В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:
· развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
· обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
· создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан
· обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
Информация о работе Государственная политика в сфере занятости