Государственная политика в сфере занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ современного состояния и перспектив развития государственной политики в сфере занятости населения. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи: 1. изучить правовые основы государственного регулирования занятости в Российской Федерации;
2. выделить основные направления реализации государственной политики занятости населения в Российской Федерации;
3. рассмотреть пути совершенствования занятости населения в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовые основы государственного регулирования занятости в РФ 6
1.1 Правовая база 6
1.2 Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда 11
Глава 2. Основные направления реализации государственной политики занятости населения в Российской Федерации 16
2.1 Государственное регулирование занятости населения 16
2.2 Основные направления политики занятости 24
Глава 3. Пути совершенствования занятости в современной России 31
3.1 Государственная программа содействия занятости населения 31
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Активной политике свойственно  наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Пассивной политике свойственно  наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.

В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального  и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.

В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.3

Государственная политика занятости как отражение стратегии  занятости - это часть социально-экономической  политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем  занятости в интересах полного  и эффективного использования трудового потенциала.

Основным правовым актом, регламентирующим отношения занятости, является Указ Президента РФ "Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства". Наряду с ним эти отношения регламентируют иные федеральные законы: ТК РФ, "Об образовании", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и др. Большая роль в регулировании отношений занятости принадлежит Правительству РФ. Принимаемые им постановления конкретизируют положения федеральных законов, раскрывают их содержание; создают организационные и иные условия для работы органов службы занятости, других государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав граждан в области занятости и социального обеспечения. К таким актам Правительства РФ относятся постановления: "Об утверждении Положения об организации общественных работ", "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан" и ряд других актов, содержание которых раскрывается в настоящей работе. Нормативные правовые акты, регламентирующие отношения занятости, принимаются в пределах их компетенции различными министерствами и ведомствами, в основном Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Если попытаться дать общую характеристику принятых за последние годы законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок защиты прав и интересов граждан в области их занятости, то нельзя не отметить, что эти акты еще далеки от совершенства. Они, во-первых, не охватывают всю гамму взаимоотношений между гражданами, предпринимателями и государством, как это должно быть в государстве с развитыми рыночными отношениями. Так, как этому учит мировой опыт. Во-вторых, они по разным причинам недостаточно подробно проработаны, нередко изложены схематично, что затрудняет их понимание и вызывает необходимость применения различного рода местных инструкций, разъяснений и т.п., нередко искажающих смысл этих актов.

1.2 Занятость населения - как  один из наиболее важных элементов  рынка труда

В конце 20-х начале 30-х  годов страны с рыночной экономикой поразил экономический кризис, приведший к значительной по масштабам и срокам безработице. Он продемонстрировал, что выводы неоклассической теории о принципиальной невозможности длительной безработицы противоречат действительности. Дж. Кейнс в работе “Общая теория занятости, процента и денег” дал объяснение экономических проблем, отличное от неоклассической теории. Основные его выводы по проблемам занятости сводились к следующим положениям:

1. Рыночная экономика не является саморегулирующей системой. При достигнутом равновесии совокупного спроса и предложения возможен значительный уровень безработицы и инфляции.

2. В краткосрочном периоде цены и ставки заработной платы являются не эластичными, они не могут служить регуляторами экономики и восстановить полную занятость. Их жёсткость объясняется несовершенной конкуренцией на рынках; наличие монополий, препятствующих снижению цен; существованием на рынке труда объединений - профсоюзов, препятствующих снижению рыночных ставок заработной платы.

3. В рыночной экономике  желательно достижение полной занятости, что не тождественно 100%-ному вовлечению в производство всех трудоспособных. Полная занятость - это максимально достижимая на практике занятость, соответствующая примерно 96-97% всего трудоспособного населения. Полной занятости сопутствует безработица (3-4%), так называемый естественный уровень безработицы, поскольку некоторые её формы (фрикционная, структурная) принципиально не устранимы.

4. В рыночной экономике  не существует механизма, автоматически  обеспечивающего полную занятость при всех условиях. Так, при равновесии совокупного спроса и совокупного предложения реальная занятость может быть меньше полной, величина произведённого ВНП меньше потенциального. Возможно длительное существование безработицы.

5. Необходимо систематическое вмешательство государства в экономику для достижения полной занятости и потенциального ВНП, которые рынок самостоятельно не обеспечивает. Однако, при любых вариантах вмешательства государства в рыночную экономику ведёт в конечном счёте к инфляции.

В 70-е годы в странах с развитой рыночной экономикой резко усилилась инфляция, возросла безработица. Стало очевидным, что регулирование рыночной экономики в соответствии с рекомендациями теории Дж. Кейнса стало неэффективным. Кейнсианская теория подверглась критике со стороны монетаристов (М. Фридмен и др.), основные положения которых по проблемам занятости таковы:

1.Длительное и устойчивое равновесие спроса и предложения на рынке труда достигается при естественном уровне безработицы, при этом темп инфляции может быть любым.

2.Условия функционирования рынка труда задают естественный уровень безработицы, который превышает безработицу, соответствующую полной занятости, за счёт выключения её институциональной формы. Естественная безработица соответствует практически достижимой занятости, составляющей 94-95%.

3.В долгосрочном периоде никакие меры воздействия государства на экономику не могут уменьшить естественный уровень безработицы.

4.В краткосрочном периоде  государство может добиться безработицы  ниже естественного уровня за счёт инициирования инфляции, то есть повышения её фактического темпа по сравнению с ожидаемыми. Однако каждая последующая попытка становится всё менее эффективной, требуя для своего осуществления всё более высокого фактического темпа инфляции.

5.Государство не должно вмешиваться в рынок труда, если безработица не превышает естественный уровень. В противном случае в результате его ошибочной политики занятости развивается стагфляция - одновременный рост инфляции и безработицы.

В наше время безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя4.

В современной рыночной экономике меняется представление о полной занятости, бытовавшей в течение многих лет в советской экономической науке. В условиях рынка труда речь идёт не о максимальном, полном вовлечении всего трудоспособного населения в сферу общественного труда, а о рациональной занятости трудоспособных. С позиции рыночной экономики полная занятость воспринимается не как всеобщая, а как доступная, то есть занятость следует считать полной, если каждый желающий иметь работу имеет возможность получить её с учётом профессиональной принадлежности.

Под полной занятостью понимается вовлечение всех желающих в процесс  трудовой деятельности, отсутствие безработицы.

Рациональная занятость  характеризуется оптимальным распределением работников по отраслям производства, регионам, обеспечение максимальной эффективности их использования. Совершенствование отношений занятости необходимо осуществлять с позиций сравнительной эффективности различных социальных форм трудовой деятельности. В этом плане можно выделить занятых в государственных предприятиях, организациях и учреждениях, в колхозах и других кооперативах, в личном подсобном хозяйстве, индивидуально трудовой деятельности, в акционерных обществах, в фермерских, крестьянских хозяйствах, в частных предприятиях.

Во всех этих формах трудовые отношения складываются по разному, в зависимости от отношений непосредственных производителей к средствам производства. Как показывает мировая практика, наиболее эффективная занятость обеспечивается на акционерных предприятиях, деятельность которых регламентируется законами рынка. Во всех странах эффективность на государственных предприятиях ниже, чем в акционерных, частных и других фирмах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные направления реализации государственной политики занятости населения в Российской Федерации

2.1 Государственное регулирование  занятости населения

Государственная политика занятости населения – система  мер прямого государственного и  косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

  • Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
  • Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
  • Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов  своей политики и в рамках своей  компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в  интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие. На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Правительство любой  страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят  от национальных особенностей каждого  государства. Ниже будет рассмотрена  государственная политика в области занятости на примере России.

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:

  1. бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
  2. компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
  3. выплату пособия по безработице;
  4. возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.

Программы переобучения и повышения квалификации, а также  повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют  увеличить уровень трудоустройства  и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.

Государственное регулирование  рынка труда осуществляется по трем основным направлениям:

  1. Трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профподготовке и переподготовке (биржи труда);
  2. Стимулирование образования гибкого рынка труда. Правовое обеспечение трудовых отношений;
  3. Социальная защита пострадавших от безработицы людей (система вспомоществования).

Информация о работе Государственная политика в сфере занятости