Транспортные тарифы: понятие и сущность тарифов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:13, курсовая работа

Краткое описание

Большое значение речной транспорт играет в северовосточной части России, где фактически отсутствуют сети других видов транспорта. Основное количество грузов на эти территории завозится летом или с юга от железной дороги (по Енисею из Красноярска, по Лене из Усть-Кута), или от устьев рек, куда грузы доставляются морским транспортом.
Цель курсовой работы : показать что морской, речной транспорт в международных перевозках играет огромную роль для экономики не только России, но и всего мира и указать его важность во всех отраслях страны.
В процессе изучения ставятся следующие задачи: понять сущность тарифной системы и способы ее формирования; изучить проблемы и перспективы водного транспорта.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 128.33 Кб (Скачать файл)

На морском, как и на других видах транспорта, в грузовых тарифах предусмотрены сборы за дополнительные операции как логистического, так и нелогистического характера. Например:

- аккордные ставки за  погрузочно-разгрузочные работы;

- сбор за хранение груза;

- портовый сбор;

- грузовой сбор и т.  д. 

Так же как и на речном, грузовые тарифы на морском транспорте в зависимости от предназначения подразделяются на:

·Тарифы по перевозкам сухогрузов;

·Тарифы наливных грузов (например, нефти);

·Тарифы на буксировку плотов и судов.

Дифференциация тарифов  осуществляется по пароходствам в зависимости  от условий эксплуатации и уровня себестоимости перевозок в отдельных  морских бассейнах.

Как уже отмечалось, по видам  плавания морские тарифы подразделяются на тарифы малого каботажа и тарифы большого каботажа (перевозки не сообщающихся между собой морей).

В этой связи дадим соответствующие  определения:

Малый каботаж - это перевозки  грузов между портами одного или  смежных сообщающихся между собой  морей.

Большой каботаж - это перевозки  грузов по не сообщающимся между собой  морям.

Нужно заметить, что на морском  транспорте особо выделяют тарифы на перевозку экспортных и импортных  грузов до иностранных портов и обратно. В этой связи следует подчеркнуть, что, если груз следует по направлению  устойчивых грузовых потоков, то перевозки  осуществляются системой линейного  судоходства. В этом случае грузопотоки  движутся по расписанию и оплачиваются по объявленному тарифу.

При внешнеторговых морских  перевозках или когда при выполнении перевозки работа грузовых судов  не связана I постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, а также не ограничена определенным видом груза, то цена морской  перевозки выражается в форме  фрахта. При этом используется фрахтовая  ставка, которая устанавливается  в зависимости от конъюнктуры  фрахтового рынка и зависит от транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных  с ним расходов.

Таким образом, на морском  транспорте оплата за перевозку грузов может устанавливаться двумя  способами: по тарифу и по фрахтовой  ставке. В отличие от тарифов фрахтовая  ставка устанавливается в каждом отдельном случае на основе согласования между перевозчиком и фрахтователем (грузоотправителем).

 

 

 

2.4. Документы использующие при перевозках

При морских  перевозках:

Коносамент

Коносамент - документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем на судах регулярных линий. Коносамент выполняет три основные функции: удостоверяет принятие судовладельцем (перевозчиком) груза к перевозке, является товарораспорядительным документом, свидетельствует о заключении договора перевозки морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз против предоставления документов.

Коносамент может быть выдан и тогда, когда груз доставлен  в целях перевозки и принят под охрану судовладельца. На коносаменте  обязательно должно содержаться  указание судоходной компании "груз на борту", или "груз погружен", или "груз принят к погрузке". Коносамент дает право владельцу оригинала  распоряжаться грузом. Содержание коносамента: сведения о названии судна и его  владельца, тоннаже судна, наименование портов погрузки и выгрузки, сумма  фрахта с указанием, где производится оплата фрахта - в порту погрузки или в порту назначения, число  выданных экземпляров коносамента. Обычно коносамент - это документ, отпечатанный типографским способом, в который  вписываются вышеперечисленные  данные.

Различают следующие виды коносаментов: именной, ордерный и на предъявителя. В именном указывается, что товар должен быть доставлен определенному получателю с указанием его наименования и адреса. Ордерный предполагает, что грузоотправитель может передать свои права третьему лицу, поставив на обороте свою подпись и печать (индексирование). Коносамент на предъявителя предполагает, что товар передается любому лицу - держателю коносамента.

Коносаменты обычно составляются в трех и более экземплярах  с тем же содержанием и той  же датой: один экземпляр для грузоотправителя или его экспедитора, один - для  грузополучателя и один - для грузовладельца. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами и на них ставится штамп "оригинал". В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала - первый, второй, третий. В коносаменте обязательно должно быть указано число составленных оригиналов, однако только один из них может быть товарораспорядительным документом. Копии коносамента имеют штамп "копия" либо печатаются на бумаге отличного от оригинала цвета.

Традиционная форма оборотных  коносаментов (подлежащих индексации) предпочтительнее в некоторых видах  международного бизнеса. Она обычно применяется в торговле такими товарами, как зерновые или нефть, а также если покупатель намерен заложить коносамент в банк до прибытия товара.

Коносамент может быть прямой (на один порт) или сквозной (морской  транзит). Если морская перевозка  составляет только часть общей перевозки  и товары должны перевозиться другими  наземными и морскими перевозчи -  ками, то может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками. Такие коносаменты все больше используются в современной транспортной практике.

Коносамент составляют на основании погрузочного ордера, подписанного отправителем груза. Он передает порту  экспортное поручение с необходи -  мыми реквизитами.

Штурманская расписка

Штурманская расписка является удостоверением судовладельца в  принятии товара к перевозке. Выписывает этот документ помощник капитана в  подтверждение получения конкретной партии на борт судна. Расписка описывает  видимое состояние товаров и  позволяет перевозчику выдать коносамент. В ней отражаются результаты проверки, проводимой контролерами судовладельца  при приеме товара для погрузки или  во время погрузки. Это не товарораспорядительный документ. По просьбе отправите - ля он может быть заменен коносаментом.

Чартер, чартер-партия

Чартер или чартер-партия - договор на перевозку грузов трамповыми судами. Сторонами в чартерном  договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель).

Основными пунктами такого договора являются следующие:

  • время и место заключения чартера;
  • полное юридическое наименование сторон (преамбула чартера);
  • название и описание судна;
  • право замены первоначально указанного судна другим;
  • род груза;
  • место погрузки и разгрузки;
  • условия погрузки и разгрузки, включая условия оплаты демереджа и диспача;
  • порядок оплаты фрахта;
  • срок подачи судна, включая канцеллинг - конечный срок подачи судна;
  • прочие условия, такие как ледовая оговорка, оговорка о форс-мажоре и др.

Многовековая практика торгового  мореплавания показала, что количество условий и оговорок, которые могут  быть включены в договор морской  перевозки, довольно велико, поэтому  возникла необходимость создания типовых  договоров перевозки, иначе называемых проформами чартеров. Например, типовой  генеральный чартер "Дженкон", используемый как универсальный для перевозки грузов во всех случаях, когда для перевозки данного груза в данном направлении нет общепризнанных стандартных форм чартера.

Виды чартеров: тайм-чартер - договор об аренде судна, когда  все судно или его часть  предоставляется на определенное время  в распоряжение фрахтователя для  перевозки грузов в любых направлениях; димайз-чартер - договор об аренде судна, когда судовладелец передает его  фрахтователю на оговоренный срок вместе с командой, члены которой становятся служащими нанимателя;

Бербоут-чартер

Бербоут-чартер - это договор о найме судна без экипажа, фрахтователь несет все расходы по его использованию и выплачивает арендную плату судовладельцу.

Чартер может быть чистым, если договор подписывается без  каких-либо изменений стандартной  формы; открытый - документ без указания рода груза и пункта назначения.

Чартеры могут заключаться  заблаговременно либо в срочном  порядке (промпт) и даже с условием немедленной готовности судна к перевозке (спот-промпт). В чартере зафиксировано распределение функций и затрат между фрахтовщиком и фрахтователем по содержанию экипажа судна, поддержания судна в морском состоянии, его ремонту, снабжению, оплате сборов, стивидорных работ и др.

Стандартные формы чартеров применяются российскими судами для перевозки следующих грузов: лес, целлюлоза, бумага - 15 форм чартеров, нефтеналивные, сжиженные газы - 3 формы, руда - 8 форм, разные грузы -6 форм, удобрения - 6 форм, уголь - 6 форм, хлебные грузы - 5 форм чартеров. Кроме того, применяются универсальные формы чартеров (Джонсон, Ньювой, Сканкон).

Чартерный (фрахтовый) коносамент

Чартерный коносамент - документ, в который инкорпорируются путем  ссылки отдельные из условий чартер-партии с тем, чтобы они могли иметь эффект для грузополучателя или индоссата коносамента. Но коносамент, выданный по чартеру, который не включает в себя условия чартера по договору с получателем груза или индоссатом, не является фрахтовым коносаментом.

Адендум

Адендум - дополнение к договору, в частности к чартеру, изменяющее или дополняющее те или иные условия договора.

Бернс-нот

Бернс-нот - один из видов договора морской перевозки, применяемый при перевозке массовых грузов на судах регулярных линий, работающих без срочного расписания, с целью заполнения недоиспользованного под генеральные грузы тоннажа.

Букинг-нот

Букинг-нот - один из видов договора морской перевозки, применяемый при перевозке отдельных партий грузов на судах регулярных линий, работающих по расписанию, что позволяет грузовладельцу заблаговременно зарезервировать место на линейном судне для отправки своих грузов.

Деливери-ордер (долевой  коносамент)

Деливери ордер - товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком или  грузополучателем с подтверждением капитаном судна. Используется в  случае продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку. Товар  может быть куплен разными покупателями, на каждого из них выписывается деливери-ордер  на соответствующую часть товара.

Отгрузочная спецификация

Отгрузочная спецификация - коммерческий документ, содержащий перечень всех видов и сортов товаров, входящих в данную партию, с указанием для  каждого места, количества и рода товаров. Является одним из основных товаросопроводительных документов, так  как по нему принимается комплектность  и качество поставленного товара.

 

Таймшит

Таймшит - документ - ведомость  учета стояночного времени судна (сталийного времени), предусмотренного чартером на производство грузовых операций. Он составляется в каждом порту погрузки и выгрузки судна, подписывается  капитаном и представителем фрахтователя. Служит основанием для расчета по диспачу и демереджу.

В таймшите фиксируются все  производственные операции и непроизводительные простои за время стоянки судна  в порту. В нем указываются: наименование порта и судна; дата и время  прибытия судна и вручение нотиса о готовности к погрузке (выгрузке); дата и время фактического начала и окончания грузовых работ; продолжительность  и причины перерывов в работе; норма грузовых работ по чартеру.

Акт досмотра комплектности  и упаковки

Акт досмотра комплектности  и упаковки - документ, выписываемый досмотровой комиссией на предприятии-изготовителе при передаче изделия на склад  готовой продукции в подтверждение  соответствия комплектности и упаковки условиям контракта.

Морская накладная

Морская накладная (линейная накладная, океанская накладная) - документ, который подтверждает наличие договора перевозки груза морским путем  и принятие или погрузку груза  перевозчиком и по которому перевозчик обязуется доставить груз грузополучателю, указанному в документе. Накладная  не является ни оборотным, ни товарораспорядительным докумен -  том, груз выдается указанному в ней грузополучателю.

К накладной прилагаются  необходимые товаросопроводительные документы.

Коммерческий  акт

Коммерческий акт - документ, составленный перевозчиком, либо его  представителем, удостоверяющий факт недостачи, порчи или повреждения  груза при его выдаче получателю в пункте назначения. Он фиксирует  размер, характер и причины несохранности груза и является основанием для возложения за нее материальной ответственности на перевозчика.

Информация о работе Транспортные тарифы: понятие и сущность тарифов