Технология выполнения технического обслуживания и ремонта коробки перемены передач МТЗ-80

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 09:03, дипломная работа

Краткое описание

Высокие технико-экономические показатели тракторов «Беларусь» широко известны в нашей стране и за рубежом. Они поставляются во все почвенно-климатические зоны Советского Союза и экспортируются более чем в 70 стран мира. Убедительным подтверждением высокого технического уровня и качества тракторов семейства «Беларусь» является и тот факт, что все основные модели удостоены государственного Знака качества, а на различных международных выставках и ярмарках тракторам МТЗ-80 и МТЗ-82 присуждено шесть золотых медалей.

Содержание

Введение ……………………………………….………………….....
Основная часть (Технология выполнения технического обслуживания и ремонта коробки перемены передач МТЗ-80)
1. Назначение…………………………………………….……….
1.1 Устройство и работа механизма …………………….……………
1.2 Принцип работы и применение………………………………
1.3 Техническое обслуживание………………………………
1.4 Неисправности, ТО и ремонт ……………….………… 19
1.5 Технологический процесс ремонта ………………..…………
Заключение ………………………………………
Список литературы ………………………………………………..…

Вложенные файлы: 1 файл

Зиятдинов.docx

— 266.82 Кб (Скачать файл)

Для очистки и мойки деталей, узлов и агрегатов используют следующие способы: выварку в стационарных ваннах, струйный, вибрационный, пневматический, химико – термический или электро – химический методы.

Контроль и дефектация деталей проводятся после очистки и мойки согласно техническим условиям с учётом назначения и условий работы каждой детали.

После ремонта необходимо соблюсти правило комплектовки отремонтированными деталями «родные» КПП, т.е. поставить те детали которые были сняты непосредственно с данной КПП, для лучшей работы в дальнейшем. После проведения ремонта необходимо произвести испытания КПП на специальных стендах и обкатать новые узлы, при этом его заливают всеми необходимыми смазочными материалами и производят окраску.

После установлении работоспособности КПП и соответствии всем необходимым требованиям, узел поступает на сборку трактора или на предприятие с которого он был получен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание коробок передач МТЗ-80, 82 с подвижными шестернями заключается в периодической проверке и подтягивании креплений, проверке уровня масла и замене его в соответствии с таблицей смазки.

Масляная ванна коробки передач МТЗ общая с корпусом заднего моста и отсеком корпуса сцепления. Уровень масла в корпусах трансмиссии должен совпадать с нижней кромкой отверстия под контрольную пробку, расположенную на правой стенке коробки передач КПП МТЗ.

Для контроля трактор ставят на горизонтальную площадку, дают возможность маслу стечь со стенок, а пене осесть и после этого проверяют уровень масла, при необходимости доливают. Заливная пробка расположена на верхней крышке коробки передач.

При замене масла следует открутить сливные пробки коробки передач, корпусов сцепления и заднего моста. Сливать масло необходимо сразу же после остановки трактора, пока оно горячее.

В эксплуатации следует обращать внимание на шумы и стуки в трансмиссии МТЗ. Одной из причин повышенного шума может быть нарушение регулировки подшипников вторичного вала или промежуточной шестерни привода переднего моста трактора МТЗ-82 и МТЗ-102.

Для проверки осевого зазора в подшипниках вторичного вала нужно снять крышку коробки передач, подвести индикатор к торцу зубчатого венца вторичного вала 4 (см. рис.1) и. перемещая зубчатый венец, определить осевые перемещения вала, которые соответствуют осевому зазору в подшипниках. В процессе эксплуатации допускается осевой зазор до 0,3 мм.

  

 

Чтобы отрегулировать подшипники нужно разъединить коробку передач с задним мостом МТЗ, для чего требуется снять кабину, разъединить тяги управления сцеплением, маслопроводы и электропроводы.

Осевой зазор в подшипниках регулируют изменением толщины пакета разрезных прокладок 6, установленных между фланцем стакана и стенкой коробки передач.

Для регулировки нужно расшплинтовать и открутить на 2-3 оборота гайку 10, затем открутить болты крепления стакана подшипника и при помощи демонтажных болтов выпрессовать его настолько, чтобы ввести под фланец стакана регулировочные прокладки. Толщина вводимых дополнительно прокладок 6 должна быть равна замеренному осевому зазору в подшипниках.

После установки прокладок 6 закрутить до отказа болты крепления стакана и гайку 10. Если подшипники отрегулированы правильно, то момент проворачивания вторичного вала и установленных на нем шестерен, освобожденных от зацепления с сопряженными шестернями, должен быть 7-8 Нм.

После регулировки подшипников нужно проверить положение шестерни 9, оно определяется рас стоянием 58±0,15 мм от стенки коробки передач КПП МТЗ-82 до наружного торца шестерни.

Если это расстояние будет больше 58,2 мм, то нужно, открутив гайку 10, снять шестерню и упорную шайбу и прошлифовать ее до 58±0,15 мм. Затем поставить упорную шайбу и шестерню, до отказа затянуть гайку 10 и надежно ее зашплинтовать.

Масляная ванна раздаточной коробки МТЗ - общая с коробкой передач, и операции технического обслуживания выполняются одновременно.

При температуре ниже +5°С нужно менять масло на зимний сорт.

Несрабатывание автоматического включения вызывается засорением беговых дорожек профильных пазов шестерни продуктами износа деталей и окисления масла, зависанием или усадкой пружины, заеданием штифтов в отверстиях шестерен, в результате чего усилия пружины оказываются недостаточно для поджатая штифта и заклинивающего ролика.

Причиной неисправности может быть также износ роликов, беговых дорожек шестерни  и ведомой обоймы. Наиболее изношенными обычно бывают ролики. На их цилиндрических поверхностях появляются грани.

Такие ролики бракуют и на их место устанавливают ремонтные с увеличенным диаметром. Увеличенный диаметр ремонтных роликов компенсирует износы заклинивающих поверхностей шестерни и обоймы.

Роликовые конические подшипники промежуточной шестерни МТЗ регулируют затягиванием гайки так, чтобы шестерня не имела ощутимого от руки осевого перемещения и свободно проворачивалась от небольшого усилия, при этом осевой зазор в подшипниках не должен превышать 0,05 мм. Для доступа к гайке нужно снять верхнюю крышку коробки передач.

Стойка, фиксирующая положение тяги управления, закреплена на полике, который при деформации амортизаторов может вместе с кабиной перемещаться в небольших пределах относительно остова трактора. Это может повлиять на управление раздаточной коробкой. Поэтому нужно периодически проверять положение тяги относительно стойки.

Для нормальной работы раздаточной коробки при заблокированной муфте свободного хода упор тяги должен заходить в верхний паз стойки. Если этого не происходит, то тягу нужно удлинить при помощи резьбовой муфты на тяге так, чтобы при отключенной муфте упор располагался свободно (без натяга) в нижнем пазу стойки.

В трансмиссию тракторов МТЗ, на которых установлены коробки передач с переключением под нагрузкой и синхронизированные необходимо заливать масло М-10Г летом и М-8Г зимой. Заливать масло нужно через заливную горловину, установленную на правой стороне корпуса сцепления до метки "П" на указателе уровня.

Для замены масла сразу же после остановки трактора, пока масло не остыло, необходимо вывернуть сливные пробки в корпусах коробки передач и заднего моста и слить масло.

При ТО-3 (960-1000 моточасов) нужно заменить масло в трансмиссии, промыть фильтры, очистить магниты и обкатать трактор 2-3 мин.

Проверить уровень масла, давление в системе. При повышении или падении давления на всех или одной из передач нужно остановить трактор, отрегулировать давление в гидросистеме коробки передач установкой дополнительных шайб под пружину переливного клапана. Рабочее давление в гидросистеме коробки передач должно быть 0,9 МПа.

 

 

 

Неисправности, ТО и ремонт

Неисправности КПП трактора МТЗ-80 связаны с нарушением правильного зацепления шестерен, зубчатых муфт и другими дефектами деталей механических передач: вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов и т. д.

Признаками возможных неисправностей коробки передач МТЗ-80 могут быть тугое включение и выключение шестерен и зубчатых муфт при переключении передач, появление повышенных шумов и стуков, самопроизвольное выключение шестерен, большой свободный ход рычага переключения и т. д.

Большой свободный ход рычага переключения передач КПП МТЗ-80, неполный выход шестерен из зацепления, самопроизвольное выключение передач свидетельствуют об износе поверхностей трения вилок переключения кулисы 12, пазов скользящих кареток 13, вилки, потере упругости пружин фиксаторов 9.

После снятия механизма переключения КПП МТЗ-80 проверяют, есть ли выработка на наконечнике 11 рычага переключения передач, толщину щек вилок 14, ширину их зева, зазор между планками переключения, руководствуясь техническими требованиями таблицы допустимых размеров деталей механизма переключения передач.

Если видны следы износа на наконечнике рычага, его заменяют. Вилки заменяют при толщине щек менее 8,2 мм. Зазор между планками переключения должен находиться в пределах 0,3...1,6 мм.

Если неисправности КПП МТЗ-80 возникают при включении или выключении первой передачи и заднего хода, снимают боковую крышку, а затем вилку переключения. Если обнаружены следы износа и толщина щек вилки при замере окажется менее 8,0 мм, вилку первой передачи и заднего хода заменяют.

Наряду с этим проверяют техническое состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток. Снимают вилки и поочередно вставляют их в соответствующие пазы скользящих кареток, проверяя зазор между ними. Если он превышает  1,5 мм, вилку заменяют новой. Блок-шестерни заменяют при ширине паза более 10,8 мм.

Появление посторонних шумов в КПП МТЗ-80 и чрезмерный нагрев отдельных участков корпуса указывают на разрушение или заклинивание подшипников валов коробки передач.

Чтобы выявить и устранить эти дефекты, из коробки передач МТЗ-80 сливают масло, снимают пол кабины и крышку коробки передач и при необходимости боковые крышки или раздаточную коробку. После этого монтажным ломиком проворачивают все доступные для проверки валы, воздействуя на них в осевом и радиальном направлениях.

При этом обоймы подшипников не должны проворачиваться в своих гнездах, а какие-либо перемещения валов не должны ощущаться. Если обнаруживают следы износа подшипников, их посадочных мест, легко ощутимые перемещения валов, то коробку передач снимают с трактора и разбирают, пользуясь съемниками и заменяя изношенные подшипники.

Если внешний осмотр коробки передач МТЗ-80 показал, что зазоров нет, проверяют индикатором осевой зазор в подшипниках вторичного вала КПП МТЗ-80. Для этого ножку индикатора упирают в торец зуба шестерни и монтажным ломиком перемещают вторичный вал в осевом направлении.

Осевой зазор в конических подшипниках вторичного вала КПП МТЗ-80 не должен превышать 0,3 мм. При этом следует иметь в виду, что большой осевой зазор может возникнуть не только из-за износа подшипников, но и из-за отворачивания гайки вторичного вала. Поэтому сначала проверяют надежность фиксации гайки, степень ее затяжки.

Для регулировки осевого зазора в конических подшипниках вторичного вала КПП МТЗ-80 отсоединяют коробку от заднего моста, отворачивают болты крепления и выпрессовывают стакан подшипника вторичного вала. Изменяя толщину прокладок, устраняют осевое перемещение вала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основываясь на заданном годовом объеме тракторов я изучил производственную структуру агрегатно ремонтного цеха, рассчитал режимы работ и годовые фонды рабочего времени, произвел расчет производственных и вспомогательных площадей. На основании изученного материала и рассчитанных данных произвел компоновку производственного здания цеха, которая позволяет ремонтировать технику с наименьшими затратами на передвижение объектов ремонта. Наличие подобранных участков мастерской позволяет ремонтировать широкую номенклатуру деталей и узлов.

2. В другой части задания был спроектирован участок ремонта и модернизации КПП тракторов МТЗ, подобрано и расставлено технологическое оборудование в соответствии с нормами и требованиями. Разработаны мероприятия по охране труда, строительные и противопожарные требования, а также спроектированы элементы производственной эстетики. Все это позволяет организовать технологический процесс ремонта на довольно высоком уровне: правильная расстановка оборудования позволяет продвигаться рабочим без помех; элементы производственной эстетики благоприятно влияют на рабочих, позволяя им работать в полную силу.

3. Произвел расчет складских и вспомогательных помещений, площадей дорог и озеленений и описал генеральный план проектируемого агрегатноремонтного цеха, на основании которого произвел расчет ТЭП.

4. И, наконец, произвёл расчеты технико-экономических показателей проектируемого РОП, в результате которых получили следующие данные:

-  Себестоимость одного условного ремонта - 305491,6 руб;

-  Производительность труда рабочих - 6019832 руб./чел

-  Напряженность использования производственной площади мастерской -110086,8 руб./м2,

-  Энерговооруженность труда - 0,25 кВт/чел;

-  Удельная производственная площадь на единицу условного ремонта – 3,36 м2/усл. рем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Машиностроение.Энциклопедия.Том 4-16.-Расчет и конструирование сельскохозяйственных машин и оборудования.Под редакцией И.М. Ксиневича.--М.:Машиностроение ,2001.-

2.В.П. Миклуш, Т.А. Шаровар, Г.М. Шаровар, Г.М. Уманский. Организация ремонтно-обслуживающего производства и проектирование предприятий технического сервиса АПК.--Мн.:Ураджай,2001.-661с

3.Машинные дворы и ремонтные мастерские для сельскохозяйственной техники/В.П. Суслов, Л.В. Суслов, В.В. Суслов.—2е изд., перераб. и доп. ---Мн.:Ураджай, 1986.—136с.

4.Бабусенко С.М. Проектирование ремонтных предприятий.—Мн.:Колос, 1981.—295с.

5.Поляк М.С. Технология упрочнения.Т.1.-М.: Машиностроение 1995.-827с.

6.Поляк М.С. Технология упрочнения.Т.2.-М.: Машиностроение 1995.-

7.Правила безопасности при ремонте и техническом обслуживании машин и оборудования в системе госагропрома СССР/ А.С.Ширков и др.—Москва,1998.—137.

8.Канарев Ф.М. и др. Охрана труда. -М.:Колас, 1982-351с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корпус коробки передач Трактор МТЗ 80

Количество 

Номер по каталогу

Наименование

1

1

50-1701025А

Корпус коробки передач

2

1

50-1701026

Прокладка

3

2

50-4605027

Штифт

4

1

ПСМ-1 1/4"

Пробка сливная магнитная 1 1/4"

5

1

 

Пробка КГ-3/8" ГОСТ 12719-67

6

7

 

Шайба 10 ОТ 65Г 06 ГОСТ 6402-70

7

11

 

Болт М10-6gx35.88.35.019 ГОСТ 7796-70

8

1

50-1701458

Крышка правая

9

1

50-1701459

Прокладка

10

2

 

Болт М16-6gx100.88.35.019 ГОСТ 7796-70

11

11

 

Шайба 16 ОТ 65Г 06 ГОСТ 6402-70

12

2

 

Болт М16-6gx60.88.35.019 ГОСТ 7796-70

 

10

 

Болт М16-6gx50.88.35.019 ГОСТ 7796-70

 

15

 

Шайба 12 ОТ 65Г 06 ОСТ 37.001.115-74

 

13

 

Болт М12-6gx35.88.35.019 ГОСТ 7796-70

 

2

 

Болт М12-6gx45.88.35.019 ГОСТ 7796-70

 

1

70-1701454-А

Крышка левая

 

1

50-1701456-А

Прокладка

 

2

Д01-015

Штифт

 

1

70-1701410А

Щуп

Информация о работе Технология выполнения технического обслуживания и ремонта коробки перемены передач МТЗ-80