Технология выполнения технического обслуживания и ремонта коробки перемены передач МТЗ-80

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 09:03, дипломная работа

Краткое описание

Высокие технико-экономические показатели тракторов «Беларусь» широко известны в нашей стране и за рубежом. Они поставляются во все почвенно-климатические зоны Советского Союза и экспортируются более чем в 70 стран мира. Убедительным подтверждением высокого технического уровня и качества тракторов семейства «Беларусь» является и тот факт, что все основные модели удостоены государственного Знака качества, а на различных международных выставках и ярмарках тракторам МТЗ-80 и МТЗ-82 присуждено шесть золотых медалей.

Содержание

Введение ……………………………………….………………….....
Основная часть (Технология выполнения технического обслуживания и ремонта коробки перемены передач МТЗ-80)
1. Назначение…………………………………………….……….
1.1 Устройство и работа механизма …………………….……………
1.2 Принцип работы и применение………………………………
1.3 Техническое обслуживание………………………………
1.4 Неисправности, ТО и ремонт ……………….………… 19
1.5 Технологический процесс ремонта ………………..…………
Заключение ………………………………………
Список литературы ………………………………………………..…

Вложенные файлы: 1 файл

Зиятдинов.docx

— 266.82 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

       Введение ……………………………………….………………….....

3

       Основная часть (Технология выполнения технического обслуживания и ремонта коробки перемены передач МТЗ-80)

4

       1. Назначение…………………………………………….……….

5

      1.1 Устройство и работа механизма …………………….……………

6

       1.2  Принцип работы и применение………………………………

12

       1.3 Техническое  обслуживание………………………………

       1.4  Неисправности, ТО и ремонт   ……………….…………                19        

15

       1.5 Технологический процесс ремонта ………………..…………

12

       Заключение ………………………………………

22

       Список литературы ………………………………………………..…

24

       Приложения

 

       Приложение 1.    Схема   …………………………….. (формат А-1)

       Приложение 2.    Сборочный чертеж…………………(формат А-1)

       Приложение 3.    (схема, рисунок)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшим условием успешной реализации Продовольственной программы, одобренной майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС, является дальнейшее развитие материально-технической базы сельского хозяйства. Ведущая роль в механизации сельскохозяйственного производства принадлежит тракторам, и в первую очередь колесным универсально-пропашным.

До 1990 г. предусмотрено поставить сельскому хозяйству 3740...3780 тыс. тракторов. Наряду с этим ставится задача — обеспечить выпуск новых и модернизированных энергонасыщенных машин, приступить к производству универсально-пропашных тракторов мощностью 110,4 кВт (150 л. с.). Универсально-пропашные колесные тракторы «Беларусь» наиболее массовые в нашей стране. Их выпуск начат Минским тракторным заводом в 1953 г. с модели МТЗ-2 мощностью 27,3 кВт (37 л. е.), затем выпускались тракторы МТЗ-5 и МТЗ-7 мощностью 33,1 кВт (45 л. е.), а с 1963 г.-МТЗ-50 и МТЗ-52 мощностью 36,8 кВт (50 л. е.).

Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 выпускаются с 1974 г. В десятой пятилетке завод полностью завершил переход на выпуск энергонасыщенных тракторов мощностью 59 кВт (80 л. с.). В основном тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 применяются при возделывании и уборке пропашных (кукуруза, картофель, сахарная свекла, подсолнечник) и других сельскохозяйственных культур. Другая область применения этих тракторов - трудоемкие работы общего назначения (пахота, сплошная культивация, сев и др.). 

Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82, обладающие высокими скоростными данными (до 35 км/ч) и оснащенные пневматической системой для торможения прицепов и светосигнальной аппаратурой, выполняют значительные по объему транспортные работы, успешно конкурируя, особенно в тяжелых дорожных условиях, с грузовыми автомобилями. Приспособлены эти тракторы и для выполнения погрузочно- разгрузочных, дорожно-строительных и других специальных работ. Повышенные тягово-сцепные качества и проходимость трактора МТЗ-82, оборудованного приводом на передние и задние колеса и полностью сохраняющего агротехнические показатели и агрегатируемость базовой модели, еще более расширяют универсальность его использования и увеличивают занятость в сельскохозяйственном производстве, так как позволяют применять его в трудных почвенных и погодных условиях как на полевых, так и на транспортных работах.

Высокие технико-экономические показатели тракторов «Беларусь» широко известны в нашей стране и за рубежом. Они поставляются во все почвенно-климатические зоны Советского Союза и экспортируются более чем в 70 стран мира. Убедительным подтверждением высокого технического уровня и качества тракторов семейства «Беларусь» является и тот факт, что все основные модели удостоены государственного Знака качества, а на различных международных выставках и ярмарках тракторам МТЗ-80 и МТЗ-82 присуждено шесть золотых медалей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Назначение коробка передач трактора МТЗ-80 служит для смены направления движения, выбора различных скоростей и тягових усилий. По мимо этого, коробка передач обеспечивает привод на задний и боковой валы отбора мощности. Коробка передач трактора механическая, с девятью степенями передач вперед и двумя задними, оснащення так же понижающим редуктором, удваивающим количество передач.

 

В корпусе коробки передач, расположены первичный и вторичный валы, а паралельно им промежуточный вал, двеступени редуктора, шестерни передач, вал заднего хода и пониженных передач, а также шестерни ходо уменьшителя и раздатки.  Служит для передачи крутящего момента отсцепления или промежуточной передачи к главной передаче, изменения крутящего момента, его направления изначения, а так же отъединения работающего дизеля от трансмиссии при остановках трактора. С ее помощью можно изменять передаточное число трансмиссии, скорость движения трактора и его тяговое усилие. На тракторах устанавливают механические коробки передач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Устройство и работа механизма

Коробка передач МТЗ с подвижными шестернями имеет 18 передач вперед и четыре назад. Конструкция коробки позволяет устанавливать ходоуменьшитель для получения замедленных (технологических) скоростей.

 

Рис. 1. КПП тракторов МТЗ с подвижными шестернями  

1 - рычаг переключения передач; 2 - крышка; 3 - ведомая шестерня первой ступени редуктора; 4 - вторичный вал; 5 - пластинчатая пружина; 6 - регулировочные прокладки; 7, 14. 25 и 27 - стаканы; 8 - ведомая шестерня второй ступени редуктора; 9 - ведущая шестерня главной передачи; 10 - гайка; 11 - конические роликовые подшипники; 12 - ват привода ВОМ, 13 -втулка; 15 - ведущая шестерня второй ступени редуктора; 16 - ведущая шестерня первой ступени редуктора; 17 ~ упорное кольцо; 18 - промежуточная шестерня; 19 и 20 -ведомые шестерни третьей и четвертой передач; 23 - промежуточный вал; 22 - ведомая шестерня пятой передачи и заднего хода; 23, 24, 28 и 35 - шариковые подшипники; 26 - шестерня понижающего редуктора: 29 - первичный вал;30 - ведущие шестерни четвертой и пятой передач; 31 - корпус; 32 - ведущая шестерня третьей передачи; 33 -вилка; 34 - ползун: 36 - шариковый фиксатор; 37 - кулиса; 38 -шаровая опора; 39 - чехол; 40 - пружинное кольцо; 41 - шестерня включения ходоуменьшителя; 42 ведомая шестерня первой передачи и заднего хода: 43 - упорная шайба; 44 - стопорное кольцо: 45 - скользящая шестерня первой передачи и заднего хода; 46 - вад пониженных передач и заднего хода; 47 - промежуточная шестерня заднего хода; 48 – ось

Смонтирована КПП МТЗ-80, МТЗ-82 в корпусе 31 (рис. 1), а одноступенчатый понижающий редуктор - в корпусе, соединяющем двигатель и коробку передач. Корпуса скреплены болтами, В коробке передач размещены первичный 29, промежуточный 21, вторичный 4 валы, вал пониженных передач и заднего хода 46, промежуточная шестерня заднего хода 47 и шестерни редуктора.

Промежуточный вал трубчатый, внутри его проходит вал 12 привода ВОМ.

Редуктор коробки передач трактора МТЗ-80,82 имеет две ступени: первая ступень обеспечивает получение первой, третьей, четвертой и пятой передач переднего хода и первую передачу заднего хода; остальные передачи обеспечиваются второй ступенью. При перемещении шестерни 16 назад включается вторая ступень редуктора.

При перемещении шестерни 41 включения ходоуменьшителя до упора в ведомую шестерню, она внутренними шлицами соединится с наружными шлицами ступицы шестерни 42 и обе шестерни и вал 46 будут составлять жесткую систему. Такое положение шестерен 41 и 42 соответствует работе трактора МТЗ без ходоуменьшителя.  Механизм переключения передач состоит из прямоугольных ползунов 34 с приваренными вилками 33, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов 36. Рычаг 1 переключения передач установлен на крышке 2, снабжен кулисой 37 и чехлом 39, предупреждающим попадание пыли и грязи в рабочие полости.  Понижающий редуктор размещен между коробкой передач КПП МТЗ и редуктором ВОМ.

Редуктор КПП МТЗ-82, МТЗ-80 имеет две ступени: первая ступень обеспечивает получение первой, третьей, четвертой и пятой передач переднего хода и первую передачу заднего хода; остальные передачи обеспечиваются второй ступенью. При перемещении шестерни 16 назад включается вторая ступень редуктора.

При перемещении шестерни 41 включения ходоуменьшителя до упора в ведомую шестерню, она внутренними шлицами соединится с наружными шлицами ступицы шестерни 42 и обе шестерни и вал 46 будут составлять жесткую систему. Такое положение шестерен 41 и 42 соответствует работе трактора без ходоуменьшителя.

Механизм переключения передач состоит из прямоугольных ползунов 34 с приваренными вилками 33, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов 36. Рычаг 1 переключения передач установлен на крышке 2, снабжен кулисой 37 и чехлом 39, предупреждающим попадание пыли и грязи в рабочие полости.

Понижающий редуктор размещен между коробкой передач и редуктором ВОМ.

Коробка передач трактора МТЗ-80 содержит расположенные в корпусесоосныемеждусобойпервичный и вторичныйвалы, а такжепараллельноимрасположенныепромежуточный вал и вал I передачи и заднего хода. 
 
Первичныйвал установлен на двухшарикоподшипниках, один изкоторыхразмещен в стакане, прикреплённом к корпусу, а второй в расточкепереднегоконцавторичного вала. На шлицах вала установленыведомая шестерня понижающего редуктора и передвижныеведущиешестерни III передачи и IV и V передач. 
 
На шлицах полого промежуточного вала неподвижнозакрепленыведомыешестерни. На ступицешестернивращаетсяпромежуточная шестерня. Шестерня находится в постоянномзацеплении с шестернёй, обеспечиваявозможностьвключенияпониженных передач заднего хода через шестерню, а такжеприменениеходоуменьшителя и бокового ВОМ. На шлицахзадней части вала подвижно установлена ведущая шестерня I ступени редуктора. Опорами промежуточного вала являютсяшарикоподшипник и бронзовая втулка, установленная в отверстииведущейшестерни II ступени редуктора. Шестерня, установленная в стакане на двухроликовыхподшипниках, снабженанаружным и внутреннимзубчатымивенцами, а на заднемторце — кулачками для привода синхронного заднего ВОМ. 
 
В отверстиишестерни штифтами закрепленогнездо с бронзовойвтулкой, котораяявляетсяопоройвнутреннего вала, снаружи на шестерне закрепленакрыльчатка, служащая для улучшениясмазкишестеренглавнойпередачи и дифференциалапутеминтенсивногоразбрызгивания масла. Вторичный вал на переднемконцеимеетнаружный и внутреннийвенцы, выполненные с ним заодно. Опорами вторичного вала являютсяроликовыеконическиеподшипники, на шлицах вала неподвижноустановленыведомаяшестерня II ступени редуктора и ведущаяконическая шестерня главнойпередачи, котораякрепится с торцагайкой. 
 
Устройство коробки передач: 
 
 
 
При зацеплениишестерни с наружнымвенцомвторичного вала включена I ступень редуктора, котораяобеспечивает I, III, IV и V передачипереднего хода и I передачу заднего хода, остальныепередачиобеспечиваются II ступенью. Перемещая шестерню назад до полногозацепления с внутреннимвенцомшестерни, включается II ступень редуктора. При включении I (или II) ступени редуктора блок шестерён при движении вперёд включает V (или VIII), а при движении назад — IV (или VII) передачи. Шестерня при движении вперёд включает III (или VI) передачи, а при движении назад входит в зацепление с зубьями внутреннего венца вторичного вала, включая прямую (IX) передачу. Вал приводится через ведомую шестерню пониженных передач и заднего хода, при этом шестерня соединена с внутренним шлицевым венцом шестерни и вала. При перемещении скользящей шестерни пониженных передач и заднего хода назад включается I (или II) передача, а при перемещении вперёд — передачизаднего хода (через шестерни на промежуточный вал). 
 
Промежуточная шестерня заднего хода вращается на неподвижной оси и находится в постоянном зацеплении с меньшим венцом шестерни. При работе с включенням ходоуменьшителем вращение передается от шестерни на шестерню, которая при этом вращается на валу, так как при установке ходоуменьшителя пружинное кольцос двигается до упора в бурт вала, а шестерня рычагом выведена из зацепления с шестерней. 
 
На переднем торце корпуса коробки соосно с промежуточным валом закреплено гнездо, внутр. Котрого установлен передний підшипник внутреннего вала, а снаружи — підшипники промежуточной шестерни редуктора. Справа и слева корпус коробки имеет люки, закрываемые боковими крышками, при снятии которых может бать призведено смотр деталей коробки, а также произведена установка на трактор бокового ВОМ, ходоуменьшителя и раздаточной коробки привода переднего моста тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Технологический процесс ремонта

 

На ремонт КПП может поступать как в сборе так и в разобранном состоянии, поступая из мастерской или ремонтного предприятия специализирующегося на ремонте других узлов колёсных тракторов типа МТЗ. Технологический процесс положенный в основу ремонта выбирается в зависимости от вида поступаемого объекта ремонта.

Структура технологического процесса ремонта КПП выглядит следующим образом:

  1. приёмка в ремонт, наружная очистка и мойка машины;
  2. техническое диагностирование;
  3. разборка КПП;
  4. мойка узлов и деталей;
  5. ремонт деталей;
  6. комплектовка ремонтируемых узлов и агрегатов;
  7. сборка, модернизация, регулировка и обкатка отремонтированных узлов;
  8. окраска отремонтируемых агрегатов и узлов.

С разборочно-моечного и контрольно-сортировочного участка годные корпусы КПП поступает в отделение по ремонту и модернизации КПП, негодные сдаются в утиль, а все остальные детали поступают для восстановления в сварочно-наплавочный участок и слесарно-механический. Корпус КПП в отделении по ремонту КПП проходит повторную дефектацию (для выявления более мелких трещин, и тд.), после чего производится его ремонт. Устранение отдельных дефектов корпуса может происходить как и в отделении (заварка трещин, восстановлени посадочных мест под подшипник установкой свёртных колец или дополнительной ремонтной детали, восстановление повреждённое резьбы путём установки спиральной вставки), так и на гальваническом участке (восстановление посадочных мест под подшипник железнением). Модернизация КПП производится деталями, произведёнными заранее. Малогабаритные отремонтированные или изготовленные детали ремонтных размеров поступают в комплектовку, а крупные — непосредственно на места сборки. Доукомплектовка узла производится за счёт отремонтированных деталей и новых запасных частей, поступающих со складов на участке комплектования и слесарной подгонки.

При ремонте, для получения пробега равного не менее 100% пробега нового изделия, необходимо проводить разборки КПП на все узлы. Диагностирование определите состояние каждого и направить соответственно на ремонт или на склад. В процессе контроля детали разделяют на годные к использованию без ремонта, требующие ремонта и негодные. Рекомендуется сортировать детали на пять групп, маркируя каждую группу соответствующей краской: годные – зелёной, годные только при сопряжении с новыми или отремонтированными до номинальных размеров деталями – жёлтой, подлежащие ремонту на данном предприятии – белой, подлежащие ремонту на специализированном предприятии – синей, негодные – красной.

Информация о работе Технология выполнения технического обслуживания и ремонта коробки перемены передач МТЗ-80