Теоретические аспекты организации железнодорожных туров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- рассмотреть сущность и классификацию железнодорожного транспорта в туризме;
- проанализировать законодательные и нормативные акты, регулирующие организацию перевозки и обслуживания туристов на железнодорожном транспорте;
- изучить особенности организации железнодорожных туров на рейсовых поездах и организованных многодневных туров на специально организованных турпоездах

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya (2).docx

— 230.05 Кб (Скачать файл)

 

2 Анализ состояния  железнодорожных туров в России  за 2010-1012 годы.

 

 

2.1 Туристский  потенциал России для развития  ж/д путешествий

 

 

Индустрия туризма многогранна, характеризуется сильной разветвленностью потребителя и производителя  туристских услуг как во времени, так и в пространстве. Транспорт является неотъемлемой частью любого туризма, путешествия, так как они подразумевают перемещение в пространстве. Любой турист, потребляя услуги, должен переместиться в место ее производства. В этом основная связующая роль транспорта в туризме. Транспортные услуги — один из основных видов услуг в туризме. На них приходится основная доля в структуре цены тура.

Российская Федерация  с точки зрения потенциала туристских ресурсов первой группы отличается высокой степенью сохранности природных комплексов, их уникальностью и необычайным разнообразием, исторической, культурной и этнографической значимостью. В выбранной классификации основным критерием является потенциальная возможность природных и природно-антропогенных комплексов для использования их в сфере туризма.

Ресурсы растительного и  животного мира России - украшение  любого туристического маршрута, и  особенно в районах дикой первозданной природы. Богатство и сложность  живой природы региона обусловлена  многими условиями и в первую очередь исторически сложившимися. Эстетические ресурсы ландшафта  являются объектами самого распространенного - географического туризма. В его  основе впечатление не только от знакомства с ранее незнакомыми природными зонами и комплексами, но и восприятие контрастных сочетаний разнообразных  ландшафтов. В пределах одного тура путешественник может оценить зоны горных массивов, березовые и сосновые леса, стремительные реки и озера.

Россия великая железнодорожная  держава. Наличие густой сети железных дорог, особенно в Европейской части  страны, позволяет организовывать разнообразные  по географическому расположению, форме  и содержанию маршруты железнодорожных  туров (таблица 1, 2 ).

 При организации туристских маршрутов по железной дороге следует помнить, что железнодорожная сеть нашей страны разделена на несколько дорог по территориальному принципу. Более развита Европейская часть России, менее - Восточная (Сибирь и Дальний Восток)[12].

 

Таблица 1 – Показатели железнодорожного транспорта общего пользования в России

 

характеристика год

1970

1980

1990

1995

2000

2005

2010

Длина путей общего пользования тыс. км

78

83

87

87

86

85

86

Из них электрифицированных тыс. км

24

31

37

39

41

43

43

Длина путей необщего пользования тыс. км

58

66

73

64

53

42

38

Перевезено грузов млрд т

1,65

2,05

2,14

1,03

1,05

1,27

1,31

Грузооборот трлн т×км

1,67

2,32

2,52

1,21

1,37

1,86

2,01

Перевезено пассажиров млрд

2,50

2,97

3,14

1,83

1,42

1,34

0,95

Пассажирооборот млрд пассажиро-км

191

227

274

192

167

172

139


 

Таблица 2 -  Рост протяженности путей сообщения Железнодорожного транспорта в Российской Федерации (тыс. км).

 

Вид транспорта

1980г.

1985г.

2000г.

2005 г.

2009 г.

Железнодорожные пути, всего

149,0

157,0

160,0

151,0

139,0

В том числе: общего пользования

83,0

85,0

87,0

87,0

86,0


 

Таким образом, длина путей  общего пользования с 1970  по 2010  годы существенно не изменилась. Увеличились  лишь количество  электрифицированных  путей. В России насчитывается 508 вокзалов, из которых 45 относятся к внеклассным, то есть самым крупным и важным.

Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. Туристский комплекс страны в настоящее время составляют 477 исторических городов, 142 700 памятников истории и культуры, 2 495 музеев, 586 театров, 103 музея-заповедника и другие объекты показа и отдыха. Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. 

Основная часть железных дорог России принадлежит ОАО «РЖД». Центральное управление компании находиться в Москве, во всех регионах страны располагаются филиалы ОАО «РЖД». Для работы с туристами и организации туристских путешествий на базе ОАО «РЖД» было учреждено ООО "РЖД Тур". Главная задача компании - организация туристических и деловых железнодорожных поездок в соответствии с мировыми стандартами с наивысшим качеством сервиса. Компания "РЖД Тур" оказывает услуги корпоративным и частным клиентам по организации индивидуальных и коллективных поездок в железнодорожном сообщении по территории России и за рубежом. К услугам деловых людей- современные комфортабельные салон- вагоны и вагоны класса- люкс, оборудованные кондиционерами, видео и аудиосистемами, доступом в Интернет, санузлами с душевыми кабинами[15]. Подвижной состав РЖД представлен в таблице 3.

 

Таблица 3 – Подвижной состав РЖД на 2010 год

 

Наименование подвижного состава

Количество, шт.

пассажирские электровозы

2409

пассажирские тепловозы

536

грузовые электровозы

7417

грузовые тепловозы

3750

маневровые тепловозы

5989

Всего

20101


 

Таким образом, всего пригодных  для осуществления поездок туристов  поездов  составляет около 3000.

В настоящее время спрос на аренду вагонов поездов у турфирм и других организаций невысок. На протяжении последних лет ежегодно реализуется в среднем не более двух десятков заявок на осуществление групповых железнодорожных перевозок. При этом среди заказчиков железнодорожных путешествий встречаются не только отечественные, но и зарубежные фирмы.

В 2005 году ОАО «РЖД» запустила  программу по внедрению на железные дороги России новых высокоскоростных электропоездов. Первый поезд, запущенный в обращение — «Сапсан», второй — электропоезд  «Аллегро» — курсирует с декабря 2010 года. Маршрут данных электропоездов представлен в таблице 4.

 

Таблица 4 - Маршрут электропоездов «Сапсан» и «Аллегро»

 

Наименование электропоезда

Маршрут

Сапсан

связывающий Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород

Аллегро

Санкт-Петербурга в Хельсинки (Финляндия) через город Выборг


«Сапсан» оказался самым  успешным пассажирским поездом ОАО  «РЖД» с заполняемостью (по данным самой РЖД за 2010 год) 84,5 % и рентабельностью около 30 % (впрочем, при расчёте рентабельности не учитывались капитальные затраты).

Российские железные дороги имеют парк «законсервированных» паровозов. Использовать их для организации туризма было бы очень выгодно. Успех паровозным турам был бы обеспечен, однако прежде чем ввести паровозы в эксплуатацию, необходимо произвести ряд ремонтных работ, а это требует серьезных вложений. Железнодорожный транспорт России может активно участвовать в организации внутренних маршрутов, международных туристских маршрутов для российских граждан, используя возможности отрасли в международном сообщении, а также обслуживать иностранных туристов, прибывающих в Россию, для организации железнодорожных туристских маршрутов внутри страны.

Железнодорожный туризм наиболее востребован на расстояниях от 400 до 1000 км, так как по соотношению  «цена – качество» становится конкурентоспособным по сравнению  с автобусными или авиамаршрутами. За 2012 год рынок пассажирских перевозок в России в дальнем следовании, включающем внутригосударственное и международное сообщение, вырос на 1,5%, достигнув значения 300 млрд пассажиро-километров против 296 млрд пассажиро-километров в 2011 году. 

В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями («Вагон-Ли», «Аккор»), прикладывают большие усилия для сохранения и увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:

- прокладку высокоскоростных магистралей  (для ускорения транспортировки);

- обслуживание в вагонах по  формуле «Евро-Найт» (улучшение комфортности до гостиничного уровня);

- организацию специальных туристских  поездов, в том числе и «ретро-паровозы»  (специальные тематические поездки  на железнодорожном транспорте).

Таким образом, железные дороги России располагают огромными потенциальными туристскими ресурсами. В то же время ресурсы страны не обустроены, слабо востребованы и малодоступны для большей части населения. Слабым звеном в туристской деятельности является инфраструктурный комплекс — транспорт, связь, питание, размещение, торговля, страхование. Туристские поезда России пока лишь отдаленно напоминают зарубежные, комфортабельные обладают слишком высокой ценой проезда для многих граждан страны, а туризм как таковой заключается в групповом бронировании билетов.

 

 

2.2 Современное  состояние ж/д путешествий в России

Российские железные дороги являются ключевым, а в некоторых  случаях единственным способом передвижения пассажиров. На 2012 год по статистическим данным в системе железнодорожного транспорта было занято 1 млн. 653 тыс. человек, что составляет более 2 процентов трудоспособного населения России. 

В настоящее время железнодорожные путешествия осуществляются по Российским железным  дорогам, управляемые ОАО «РЖД» и делятся на 17 дорог-филиалов, общей протяженностью 86,151 тысяч км. По общей протяженности железных дорог Россия уступает многим странам мира.

Пассажирские железнодорожные перевозки за 2012 год  составили около 13%, четверть объема приходится на средства размещения (гостиницы, дома отдыха) (рисунок 1).

 

 

 

Рисунок 1 – Распределение  рынка туризма РФ по видам услуг, 2012 г.

 

Предпосылками положительной динамики рынка являются рост платежеспособности населения и последовательное развитие туристской инфраструктуры, рост уровня проникновения дистанционных банковских услуг, Интернета и интернет - сервисов в нашей стране.

Пассажирские перевозки  на первый квартал 2013 года представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Пассажирские перевозки, 2013 год

 

 

Количество, млн. человек

Динамика по сравнению  с 2012 г., %

В дальнем следовании (в  т.ч. в марте)

23,3 (7,9)

-2,5 (-1,1)

В пригородном сообщении (в т.ч. в марте)

215 (78,9)

+7,2 (+6,3)

ВСЕГО (в т.ч. в марте)

238,4 (86,8)

+6,1 (+5,6)


 

Таким образом, из данной таблицы видим, что в первом квартале 2013 года увеличились  поездки в пригородном сообщении, но уменьшились в дальнем следовании, то есть  выезды за рубеж и по России на дальние расстояния.

В настоящее время   с помощью  использования информационных технологий можно бронировать билеты в интернете, выбирать и оплачивать билеты на поезд можно по всему миру в любое время в любом месте при помощи мобильного устройства, с использованием электронных способов оплаты становится привычным для путешественников любых возрастов с широким диапазоном уровня доходов. Из поставщиков туристских услуг наиболее заметен ОАО "РЖД", внедряющий и популяризирующий технологию "электронный ж/д билет" и увеличившие долю продаваемых электронных билетов в 2012 году в два раза (с 7% до 15%).

За 2012 год рынок пассажирских перевозок  в дальнем следовании, включающем внутригосударственное и международное  сообщение, вырос на 1,5%, достигнув  значения 300 млрд. пассажиро- километров против 296 млрд. пассажиро- километров в 2011 году. Объем рынка в денежном выражении превысил 160 млрд руб.

 

 

Рисунок 2 – Пассажирооборот в  РФ, ж/д, млрд. пасс- км, 2011- 2012

Основной тенденцией на рынке железнодорожных  пассажирских перевозок дальнего следования является существенное увеличение доли продаж электронных билетов с 7% в 2011 году до 15% в 2012 году. Пассажиры всего в 2012 году купили 17 миллионов электронных билетов на поезда дальнего следования.

Фактически монополистами на рынке  пассажирских железнодорожных перевозок  является ОАО «ФПК» (Федеральная пассажирская компания) (более 95% пассажирооборота) и ОАО «РЖД» (более 3% пассажирооборота). Следует отметить, что пассажирские железнодорожные перевозки, как и внутренние пассажирские авиаперевозки, имели в 2012 году отрицательную рентабельность (порядка 6%).

 

Таблица 6 - Основные показатели развития пассажирских перевозок железнодорожным транспортом

 

показатели

1980г

1985г

1990г

1999г

2009г

Перевезено пассажиров, млн человек

2971

3036

3143

1833

1419

В том числе: в междугородном  сообщении, млн человек

216

236

261

157

138

в пригородном сообщении, млн человек

2755

2799

2882

1676

1280

Пассажирооборот, млрд пассажирокилометров

227

246

274

192

167

В том числе: в междугородном  сообщении, млрд пассажирокилометров

   

182,6

113,5

116,2

в пригородном сообщении, млрд пассажирокилометров

-

-

91,9

78,8

50,8

Интенсивность перевозок  пассажиров, тыс. пассажирокилометров на 1 км

2747

2900

3148

2200

1941

Информация о работе Теоретические аспекты организации железнодорожных туров